Слайд 1Создала презентацию:
Бадаева Мария Алексеевна
МБОУ «Школа№110»
городского округа город Уфа
Республика Башкортостан
Учитель:
Халитова Айгуль Раисовна
Презентация
Немногое о многом.
Жизненный путь талантливого композитора.
Георгий Васильевич Свиридов.
Слайд 2Свиридов Георгий Васильевич
«Георгий Васильевич Свиридов — русский гений, который по-настоящему еще
не оценен. Его творчество будет иметь огромное значение в грядущем возрождении русской культуры»
Академик Д. С. Лихачев
Слайд 3Детство и юность.
Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж.
Его отец
был почтовым служащим, а мать — учителем. Отец, Василий Свиридов, погиб, когда Георгию было 4 года. Когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте — балалайке.
С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. В 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.
Слайд 4Образование.
С 1936 по 1941 учился в Ленинградской консерватории в классе по
композиции у П.Б.Рязанова и Д.Д.Шостаковича.
В 1937 был принят в Союз композиторов СССР.
Вскоре после мобилизации он был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи, перебазированное в августе 1941 в город Бирск Башкирской АССР
Слайд 5Роль Пушкина в творчестве Свиридова.
«Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения
человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине.»
Свои первые произведения Свиридов написал на стихи Пушкина. Цикл романсов, которые были написаны с лета по декабрь 1935 года(«Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога», «Роняет лес...», «К няне» и др.
Слайд 6«Моя музыка — это лучшее, что есть во мне».
Полная творческая зрелость
и независимость пришли на грани 40 и 50-х годах, когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и осознана своя большая эпическая тема (поэт и родина).
За первенцем этого жанра«Страна отцов» на стихи А. Исаакяна
Последовали Песни на стихи Роберта Бёрнса(1955), оратории «Поэма памяти Есенина» (1956) и Патетическая оратория на стихи В. Маяковского — 1959.
Слайд 71930-ые и 40-ые в творчестве Свиридова
Только в ранние годы учения и
творческого становления Свиридов писал много инструментальной музыки. К концу 30 — началу 40-х гг. относятся :
Симфония;
Фортепианный Концерт;
Камерные ансамбли (Квинтет, Трио);
2 сонаты;
2 партиты;
Детский альбом для фортепиано.
Некоторые из этих сочинений в новых авторских редакциях приобрели известность и заняли свое место на концертной эстраде.
Слайд 8Немного про творчество…
Композитор умел «читать» поэзию, он всегда был очень внимателен
и чуток к неповторимым особенностям слога авторов.
Четко обозначилась основная линия творчества композитора — создание вокальной музыки, при этом инструментальные произведения не исчезали из сферы его интересов.
Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры — песня и романс, но постепенно он переходил к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение было очень одухотворенным.
Особое место в творчестве Свиридова заняла «Патетическая оратория» в 1959 году для солистов, хора и оркестра на стихи Владимира Маяковского.
Слайд 9Творчество.
Линия революционной романтики, идущая от «Патетической оратории», получила свое дальнейшее
продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» в 1965 году, которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Александра Блока.
Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака.
Слайд 10«Курские песни»
В 1960-е годы пристрастие композитора к первооснове народной русской музыки
обозначилось еще определеннее.
Был создан вокальный цикл «Курские песни», ставший вершиной творчества Свиридова тех лет и одним из шедевров советской музыки. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце 1950-х годов. В «Курских песнях» не проступали черты какой-либо определенной эпохи.
Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями.
Слайд 11Цикл памяти Есенина.
«Эпиграфом к поэме я взял слова С. Есенина:
...более
всего
Любовь к родному краю
Меня томила
Мучила и жгла».
(С. Есенин. Стансы)
Слайд 12Цикл памяти Есенина
«Моим любимым поэтом всегда был Блок. Но однажды —
а произошло это в ноябре 1955 года — я встретился в Ленинграде со знакомым поэтом, и он долго читал мне Есенина. И тут есенинские стихи как-то особенно запали мне в душу. Воротясь домой, я долго не мог заснуть, все повторял про себя запомнившуюся строфу. И неожиданно родилась музыка. Просидел я за фортепиано не вставая, почти пятнадцать часов! Так была написана первая песня на есенинский текст, ставшая потом ключевой в моей «Поэме памяти Сергея Есенина». Остальные песни сочинились за две недели, залпом».
Слайд 13Цикл памяти Есенина.
Появление поэмы было особенно важно потому, что она стала
как бы окончательной реабилитацией Есенина (1895—1925), долгие годы по существу запрещенного. О нем старались не упоминать, его стихи не входили в школьный курс литературы, его не издавали. Причиной тому был трагический уход из жизни: в счастливой советской стране кончать жизнь самоубийством было преступно. Простили это только Маяковскому — любимому поэту Сталина.
Свиридов отобрал девять стихотворений и отрывков разных лет:
«Край ты мой заброшенный» (1914),
«Поет зима» (1910),
«В том краю, где желтая крапива (1915),
«Молотьба» (1916),
«Ночь под Ивана Купала» (его композитор разделил на две части, «За рекой горят огни купальные» и «Матушка в купальницу», редакторская дата 1914—1916),
фрагмент поэмы «Песнь о великом походе» (1925), названный композитором «Крестьянские ребята»,
«Я — последний поэт деревни» (1920)
и строфы, начиная со строки «Небо — как колокол», из большого стихотворения «Иорданская голубица» (1918).
Ключевой Свиридов считал часть «Я — последний поэт деревни», с которой и начал сочинение.
Слайд 14Цикл памяти Есенина. Мнение Свиридова.
Ключевой Свиридов считал часть «Я — последний
поэт деревни», с которой и начал сочинение.
Первое исполнение Поэмы состоялось 31 мая 1956 года в Москве, в зале имени Чайковского.
Выступая по радио перед премьерой, композитор сказал:
«В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки».
Слайд 15«Я устал от беспочвенных воплей и сетований по поводу «нецивилизованности» России,
нецивилизованности русских, главным образом. Странно слышать, когда так говорят соотечественники Лобачевского, Менделеева, Гоголя, Лермонтова, Тютчева, Есенина, Достоевского, Чайковского. Правда, я говорю о культуре, а не о цивилизации, о «Слове о полку Игореве», а не о позолоченном унитазе.»
(с) Г.В.Свиридов
Слайд 16Школьная программа
В соответствии с задачами исследования нами проанализированы различные школьные программы
по музыке на предмет наличия в них произведений Г.В.Свиридова. В программе по музыке под ред. Д. Б. Кабалевского, например, всего три произведения Г. В. Свиридова:
В пятом классе на третьем уроке первой четверти школьники разучивают мелодию из 2-й части "Поэмы памяти Сергея Есенина" "Поет зима, аукает".
На следующем уроке они слушают всю 2-ю часть и анализируют ее.
В дополнительном материале к программе предлагается 8-я часть "Поэмы памяти Сергея Есенина" - "Крестьянские ребята", как пример связи музыкальной и речевой интонаций, как "взаимное стремление речи к музыке и музыки к речи"
Слайд 17Школьная программа.
Увертюра Г. В. Свиридова "Время, вперед!" к одноименному кинофильму изучается
на 8-м уроке в третьей четверти шестого класса. Тема этой четверти "В чем сила музыки?" и увертюра, как нельзя лучше подтверждает, что сила этой музыки в ее правде.
Также по школьной программе учениками средней школы изучаются:
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959)
Музыка к фильму «Метель»
Слайд 18Награды. Сталинская премия.
Свиридов. Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели (1945),
Сталинская премия I степени (1946)
Ученик Шостаковича в Ленинградской консерватории, он многое перенял от Учителя. Интересно, что несмотря на разницу в возрасте, учитель и ученик почти одновременно стали лауреатами Сталинской премии.
Свиридов вспоминал, как Шостакович хвалил его Трио, за которое композитор получил Сталинскую премию: «Спросил: “А Вас не смущает, что место перед концом (хорал) похоже на мое Трио?”. Я сказал: “Я знаю, но мне это приятно!” Тогда он сказал: “Пусть будет так!”».
Слайд 19Награды. Сталинская премия.
Свиридов. Трио № 1 для фортепиано, скрипки и виолончели (1945),
Сталинская премия I степени (1946)
Ученик Шостаковича в Ленинградской консерватории, он многое перенял от Учителя. Интересно, что несмотря на разницу в возрасте, учитель и ученик почти одновременно стали лауреатами Сталинской премии.
Свиридов вспоминал, как Шостакович хвалил его Трио, за которое композитор получил Сталинскую премию: «Спросил: “А Вас не смущает, что место перед концом (хорал) похоже на мое Трио?”. Я сказал: “Я знаю, но мне это приятно!” Тогда он сказал: “Пусть будет так!”».
Слайд 20Свиридов получил Ленинскую премию за «Патетическую ораторию» на слова В. В. Маяковского.
Ле́нинские пре́мии —
в СССР одна из высших форм поощрения граждан за наиболее крупные достижения в области науки, техники, литературы, искусства и архитектуры.
Слайд 21Ленинская премия. Предыстория.
Это произошло в году 1958-м, в то время когда
Свиридов еще работал над «Патетической ораторией». Как известно, Шостакович не любил поэзию Маяковского.
И вот однажды, когда Свиридов пришел в очередной раз в гости к Шостаковичу, то за столом, где собрался, как обычно, круг друзей хозяина дома, — коллеги композиторы, музыковеды, исполнители, — возник странный разговор. Шостакович, уже знавший, над чем работает Свиридов, вдруг обратился к нему с вопросом: «Юрий Васильевич, я слышал, что вы пишете на Маяковского?» — «Да, — признался Свиридов, — пишу ораторию. А что?» — «Зачем вы это делаете, ведь Маяковский — плохой поэт!» Свиридов не сдержался: «Кому нравится Маяковский, а кому Долматовский!». На этом разговор прервался.
Через некоторое время состоялась премьера «Патетической оратории», и началось ее триумфальное шествие по стране. Успех был ошеломляющим.
Слайд 22Интересный факт. Патетическая оратория.
Из откликов на исполнение "Патетической оратории" 7 ноября
2007 г. (БЗК, дирижер А. А. Ведерников):
- Был вчера на концерте оркестра Габта. Концерт потрясающий не только качеством исполнения, сколько точным попаданием в нужную дату. Неудивительно, что на части "разговор с товарищем Лениным" некоторые лица, о которых в этой части как раз говорится текстом Маяковского, стали имигрировать в сторону гардероба.
Только у меня (с галёрки) вызвало недоумение, что в последней части оратории (солнце и поэт) Лынковский вдруг сильно прибавил мощи и даже практически перекрыл голосом хор с оркестром. Я тут грешным делом подумал, а не включили ли тут, в концовке, ему динамики?
-Так там в партитуре написано: в этом месте «в микрофон».
Слайд 23Музыка к презентации.
«Метель» - отрывок. *
«Время, вперед!» – отрывок.*
«Поёт зима, аукает…»
цикл памяти Есенина.*
*Для воспроизведения нажать на значок*
Слайд 24Литература.
http://chtoby-pomnili.com - «Чтобы помнили»
https://ru.wikipedia.org - Википедия. Свободная энциклопедия.
Георгий Свиридов: «Музыка как
судьба».
Георгий Свиридов: «Разные записи».
http://muzobozrenie.ru/ - Музыкальное обозрение.
http://intoclassics.net/ - Погружение в классику.
http://www.belcanto.ru/ -Классическая музыка, опера и балет.