Слайд 1О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…
Слайд 6 крупное вокально-инструментальное произведение
торжественного содержания,
обычно для солистов, хора и
оркестра.
Слайд 7Урок музыки в 4 классе
МБОУ СОШ №17
Учитель Семенчатенко Л.А.
г.Владикавказ
Февраль 2015г
Защитник
Отечества – каков он?
Слайд 141812г.
1812г. Война с
Наполеоном.
ВойнаВ с Наполеоном
Слайд 17Александр Порфирьевич Бородин.
1833 – 1887г
Русский ученый – химик, композитор.
Автор оперы
« Князь Игорь»
Симфонии №2 -
«Богатырская»
многих инструментальных произведений.
Слайд 24Чуют правду!
Ты заря, скорее заблести,
Скорее возвести –
Спасенья час, для
Руси.
Ты взойдёшь, моя заря,
Взгляну в лицо твое,
Последняя заря.
Настало время моё.
Господь, в беде моей ты не оставь меня!
Горька моя судьба!
Ужасная тоска закралась в грудь мою!
Заела сердце скорбь...
Так страшно тяжело на пытке умирать…
Ты взойдешь, моя заря заря!
Взгляну в лицо твое,
Последняя заря, настало время моё.
Мой горький час! Мой смертный час! Господь меня ты укрепи, ты укрепи!
В мой горький час, мой страшный час, мой смертный час ты укрепи меня!
В мой смертный час ты укрепи меня!
Слайд 25Иван Сусанин – патриот земли русской.
г. Кострома.
Слайд 26Славься, славься ты Русь моя
Славься ты русская наша земля. Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна!
Славься, славься из рода в род,
Славься великий наш русский народ!
Врагов, посягнувших на край родной,
Рази беспощадно могучей рукой.
Слайд 30
Учил Суворов в лихих боях
«Учил Суворов»
Держать во славе Российский флаг. Муз. А.Новикова Сл.В Левашова
Отцом и братом Суворов был,
Сухарь последний с бойцом делил.
В дыму походов, в огне боёв
Ковал победу, громил врагов.
Он на Очаков, на Измаил,
Победно войско своё водил.
Учил Суворов: «Вперёд глядеть!
Уж если встали – стоять на смерть!»
Суворов, братцы, пример для нас –
Он не терялся в тяжёлый час.
За честь Отчизны я жизнь отдам,
Не дам в России гулять врагам.
За честь Отчизны я постою,
"В ученье трудно – легко в бою!"
Слайд 34 История возникновения
Дня
защитника Отечества.
* Изначально 23 февраля праздновался как день рождения
Красной Армии в честь победы под Нарвой и Псковом над
немецкими войсками.
* Позднее ежегодно 23 февраля отмечался в СССР как
всенародный день Советской Армии и Военно – Морского
Флота.
* После распада СССР 23 февраля было переименован в День
защитников Отечества.
Слайд 53Сильный, смелый, ловкий, гордый, мужественный, отважный,
добрый,
непобедимый…
Слайд 60О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…
Цели урока:
1. Дать учащимся
первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях
музыки и живописи и вызвать интерес к этой области. 2.Показать, как музыка, изобразительное искусство, литература разными путями
идут к созданию героических образов. 3. Обеспечить усвоение музыкальных и художественных понятий, исторических
фактов, формирование эмоционально нравственного отношения к музыке. 4.Способствовать развитию творческого мышления, воображения, познавательной
активности учащихся. 5. Воспитывать патриотизм, гордость за Родину, причастность к её славному
прошлому.
Оборудование:
Проектор, компьютер, фортепиано, портреты композиторов.
Музыкальный материал:
С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»
А.П.Бородин «Богатырская симфония»
…………………… « Моя армия»
М.И.Глинка « Ария Сусанина»
А.Новиков « Учил Суворов»
Слайд 611. Организационный момент.
(Учащиеся входят в класс под сопровождение хора «Вставайте, люди
русские!»)
Уч. Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем поговорить о музыке, которая вас встретила сегодня,
мне хочется обратить ваше внимание на доску. Что же необычного вы видите?
Дети: Отсутствует тема урока, но зато мы видим портреты знаменитых людей . Кто же эти люди?
( портреты А.Суворова, М. Кутузова , А. Невского……)
Уч. Действительно, тему урока мы постараемся вывести вместе, опираясь на ваши рассуждения во
время обсуждения музыкальных произведений.
2. Введение в тему урока.
Уч. Ребята, вы прослушали знакомую вам музыку. Постарайтесь вспомнить кто автор этого
произведения, название произведения.
Дети: Это хор, так как звучало много голосов.
Уч. Вы правы – это хор. Какие голоса вы услышали в хоре - мужские или женские?
Дети: Это был смешанный хор.
Уч. Как он называется, для чего композитор включил хор в большое произведение?
Дети: «Вставайте, люди русские!». Этот хор призывает всех защищать родину от врагов. Имеет
торжественный, призывный и героический характер, рисуя нам образы героев.
У. Долгие века наша родина отражала бесконечные нападения врагов со всего света. Сначала на Русь рвались половцы, затем неисчислимая татаро-монгольская орда, потом с запада тяжелой стеной шли рыцари – крестоносцы. Мчались на Москву поляки и литовцы, и всегда шел защищать свою землю простой солдат. В Отечественной войне 1812 года проявилось геройство русского солдата. Именно благодаря ему «застрял» под Москвой непобедимый Наполеон, а в 1941 году началась Великая Отечественная война. И опять весь народ от мала до велика встал на защиту родины.
Слайд 62У. Мы с вами знаем, что с самого начала образования
русского государства, Русь постоянно
подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли.
Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу?
Д. От половцев, татаро - монголов, поляков, немцев, шведов, крестоносцев, французов,
фашистов.
У. Какое событие произошло в далёком 13 веке? ( Битва со шведами и крестоносцами)
У. Кто из композиторов 20 века отразил его в музыке? ( С.С.Прокофьев)
У. Сколько образов рисует композитор? Какие? ( 2 – героический и лирический)
У. Кто исполняет песню?
(Хор -Мужской, женский и смешанный.
- вступление имитирует тревожное и грозное колокольное звучание.
-характер песни – маршевый, лирический образ рисует напевная
мелодия, похожая на протяжную русскую песню)
. Уч Это действительно так. Хор, который вы прослушали, является частью большого произведения –
кантаты, вспомните ее название.
Д. Кантата названа именем полководца «Александр Невский». В 1242 году он с русским войском
победил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.
Уч. Все верно, но вы не назвали композитора, создавшего кантату «Александр Невский»...
Д. Это русский композитор – С.С. Прокофьев.
Уч. Время создания и содержание кантаты мы вспомним чуть позже, а сейчас скажите, пожалуйста,
неужели только полководцы могли быть защитниками родины?
Д. Нет, мы знаем народных героев, которые не были полководцами, например русский крестьянин
Иван Сусанин. В опере «Жизнь за Царя» композитор М.И.Глинка показывает нам героический
подвиг героя.
Уч. Скажите, ребята, чем похожи эти два произведения?
Д. В обоих произведениях композиторы рассказывают о героях русской земли и их подвигах.
Уч. Прекрасно, мы вплотную подошли к раскрытию темы сегодняшнего урока.
Слайд 63Ведущий. Велика и необъятна наша родина. Есть у нас реки и
горы, поля и леса. Но славится Русь не только своими просторами, но и людьми отважными, умными, сильными духом. Много раз нападали враги на нашу землю. Но доныне жива Русь – матушка. Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли её в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках, но среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых мы называем богатырями. Кто же это?
Сегодня у нас гости.
1 ученик читает четверостишье и входит Илья Муромец ( Желательно в костюме)
Долго могучая сила в нём зрела,
А пробудилась от горя она.
Встал богатырь за Отчизну
И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец)
Ильи Муромец) У меня первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел – сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало.
2 ученик читает четверостишье….
Доброе имя носил богатырь –
Врагов не жалел, Отчизну любил.
Вместе с Муромцем служил,
Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)
(Добрыня Никитич) Я в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.
3 учение читает четверостишье…
Храбрый и смелый – отважный смельчак.
Рода поповского наш весельчак.
Самый младой из троих богатырь,
Русь защищал, врагов он разил. (Алёша Попович)
Алеша Попович) Я спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя – Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных.
Слайд 64
Все вместе:
Но больше всего служили мы народу русскому.
Не скакать врагам
по нашей земле,
Не топтать их коням землю Русскую,
Не затмить им солнце наше красное.
Век стоит Русь – не шатается!
«Гости» садятся на свои места.
У. Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, Добрыня добрый. а Алёша хитроват.
Вслушайтесь в слово “богатырь”. От какого слова оно произошло?
“богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”
Интересный ответ. Каков же дар дан каждому из них?
Одному - сила, другому – ум, третьему- доброта.
А что по-вашему важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты что принесёт человечеству?
Зло, несчастье.
Так что же делает человека поистине богатым?
Всё вместе: и сила, и ум, и доброта.
Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью!
Слайд 65
Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами,
то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине?
Величавую, богатырскую...
Какой характер мелодии вы бы выбрали, чтобы передать образ богатырей?
Решительный, грозный, мужественный...
В каком регистре она звучала бы? В низком.
Послушайте музыку русского композитора А. Бородина и сопоставьте её с вашими предположениями.
Звучит «Богатырская симфония» А.Бородина ( фрагмент)
Уч. Ребята, посмотрите на этого человека. Он не обладает могучей силой, он не молод.
О ком я говорю, как зовут этого героя?
- Это Иван Осипович Сусанин, Костромской крестьянин, который во имя Родины пошел на смерть, но не стал предателем. Он погиб, но память о нем жива.
Композитор М.И.Глинка очень точно, правдиво передает состояние души, боль, страдание.
Послушайте арию Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И.Глинки.
Слайд 66Учитель: Невозможно выразить словами, какую цену заплатили наши деды за наше
право свободно жить, учиться. И мы им за это бесконечно благодарны.
Постоянная забота о мире всегда была и будет важной темой в литературе, музыке, живописи. Бороться за мир, а минуты смертельной опасности быть достойным своей великой Родины – вот заветы, доставшиеся нам от прошлых поколений. И пока есть оружие в мире нас никогда не будет покидать тревога за мир на земле.
Ребята посмотрите на свои рисунки: как прекрасны и светлы ваши работы, сколько старания и души вы вложили в них.
Так что же такое мир?
Учащиеся: - Мир – это солнечное утро,
•это улыбки и смех детей.
•это счастье,
•это свет и радость
•это голубое, безоблачное небо,
•это яркие цветы.
Так давайте мы нарисуем мир, в котором мы хотим жить!
Рефлексия: « Песня о мире». Учащиеся исполняют песню, а группа ребят в это время создаёт картину – аппликацию на доске «Мы рисуем мир»
Слова О. Лебедухиной, музыка Т. Островской «Песня о мире».
Слайд 67Звучит песня « Моя армия», дети входят в класс. Приветствие.
Ребята, вы вошли в класс под очень красивую, маршевую музыку, на экране видите ……… как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Да, сегодня мы будем говорить о замечательном празднике, о Защитниках Отечества.
*
Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.
(Слайд 3) Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал защитника Отечества.
-------------- слайд Георгия Победоносца. Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьём змея (дракона), опустошавшего землю . Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Взгляните на репродукцию старинной русской иконы XV века. Кто здесь изображён?
Всадник на коне, сражающийся со змеем.
Не правда ли красив этот воин? Как его изобразил художник?
Он словно летит на своём коне... Он очень смел и храбр... Бесстрашно сражается с чудовищем.
Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Кто знает, что это за воин?
Это Святой Георгий Победоносец. Он изображён на старинном гербе Москвы.
--------------слайд Скульптурное изображения «Георгия Победоносца» Святой Геогргий родился в 3 веке в семье христианина. Его мать скончалась когда ему было 20 лет, оставив ему богатое наследство. Но он раздал все имущество бедным и перед императором объявил себя христианином.. Его арестовали и подвергли страшным пыткам. Но Георгий не отрекся от христианства. После смерти он был признан святым и с тех поя является покровителем воинов.
У. И это не случайно, так как этот доблестный воин – заступник и покровитель русского народа.
В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам - идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребёнку. Однажды пришёл черёд и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил чудо. Он храбро сразился со змеем и пронзив его копьём, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построил храм Господний”.
Слайд 68Итог урока: Сегодня мы совершили небольшое путешествие во времени и увидели,
как музыка, литература, изобразительное искусство, кино разными средствами выразительности изображают героические образы своего народа.
Домашнее задание:
- Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря, воина - защитника.
1.Нарисуйте образ богатыря, таким, каким вы его себе представляете.
2.Найдите и запишите в тетради по музыке значение слова «кантата».
Выставление оценок за урок.
Ведущий: Армия России до той поры будет сильна, пока вырастают в наших городах и селах юные мальчишки, готовые в случае опасности встать на защиту земли русской. Мы верим в то, что наши мальчики будут умелыми, смелыми, сильными, отважными защитниками Отечества, будут знать историю России, её славных героев.
Слайд 69. Герои в музыкальных произведениях.
Уч.
Верно. В музыке каких композиторов?
Д. Русских композиторов.
Уч. Итак, тема урока раскрыта -
«Героические образы в музыке русских композиторов»
Уч. Вернемся к опере «Жизнь за Царя». Кто вспомнил название хора? Если затрудняетесь, то
обратите внимание на повторяющиеся слова в тексте.
(читаем хором слова хора на экране)
Д. Повторяется слово «Славься!». Так и называется хор.
Исполнение ( стоя) четырех строчек хора « Славься» М.Глинки.
Славься, славься ты Русь моя,
Славься ты русская наша земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна!
Слайд 70
«Моя армия»
Слова И.Резник
Музыка Э.Ханок
1.Стройные ряды под небом чистым –
Это наши славные полки.
С вами я, танкисты и артиллеристы,
Летчики, стрелки и моряки.
Припев : Моя Армия сильная, сильная,
Моя Армия смелая, смелая,
Моя Армия гордая, гордая,
Эта песня об Армии моей.
Наша Армия самая сильная,
Наша Армия самая смелая,
Наша Армия самая гордая!
И святая защитница детей!
2. Яростной была ты и бесстрашной,
И горела под тобой земля,
Билась ты отважно, и знамена вражьи
Падали под стенами Кремля.
Припев:
3. Стала ты мечтою сокровенной,
Дорогая Армия моя.
Подрасту и стану я военным,
Сильным, смелым, гордым буду я!
музыки
МБОУ СОШ №17
20.02.2015г
Слайд 73О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…
1.Доклад:
«Инновационные технологии в системе музыкального образования на современном этапе».
2. Урок в 4 классе:
« Защитник Отечества – каков он?»
1. 1. «Инновационные технологии в системе музыкального образования на современном этапе».
2. Урок в 4 классе:
« Защитник Отечества – каков он?»
Слайд 74«Моя армия»
Слова И.Резник Музыка Э.Ханок
1.Стройные ряды под небом
чистым –
Это наши славные полки.
С вами я, танкисты и артиллеристы,
Летчики, стрелки и моряки.
Припев : Моя Армия сильная, сильная,
Моя Армия смелая, смелая,
Моя Армия гордая, гордая,
Эта песня об Армии моей.
Наша Армия самая сильная,
Наша Армия самая смелая,
Наша Армия самая гордая!
И святая защитница детей!
2. Яростной была ты и бесстрашной,
И горела под тобой земля,
Билась ты отважно, и знамена вражьи
Падали под стенами Кремля.
Припев:
3. Стала ты мечтою сокровенной,
Дорогая Армия моя.
Подрасту и стану я военным,
Сильным, смелым, гордым буду я!
Слайд 75
Учил Суворов в лихих боях
«Учил Суворов»
Держать во славе Российский флаг. Муз. А.Новикова Сл.В Левашова
Отцом и братом Суворов был,
Сухарь последний с бойцом делил.
В дыму походов, в огне боёв
Ковал победу, громил врагов.
Он на Очаков, на Измаил,
Победно войско своё водил.
Учил Суворов: «Вперёд глядеть!
Уж если встали – стоять на смерть!»
Суворов, братцы, пример для нас –
Он не терялся в тяжёлый час.
За честь Отчизны я жизнь отдам,
Не дам в России гулять врагам.
За честь Отчизны я постою,
"В ученье трудно – легко в бою!"