Слайд 1Писатели и поэты о музыке и музыкантах
Гармонии задумчивый поэт…
Слайд 2Цель: Познакомить учащихся с биографией и творчеством польского композитора 19 века
Фридерика Шопена
Задачи урока:
Познавательная: знакомство с биографией Ф.Шопена; дать определения терминам урока: лирик, романтик, виртуоз, миниатюра; познакомить с некоторыми жанрами фортепианной миниатюры: мазурка, вальс, полонез, прелюдия, этюд; прослушать музыкальные отрывки и проанализировать
Регулятивная: развивать мышление, речь; уметь делать анализ и выводы
Коммуникативная: рефлексия новых знаний и понятий, работа в группах по теме урока (Игры «Исправь ошибку», «Разгадай кроссворд и свяжи слово с цитатой»)
Личностная: воспитывать уважение и прививать любовь к классической романтической музыке; воспитывать личностные качества и патриотические чувства на примере жизни Ф.Шопена
Слайд 4Эпиграф урока:
Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик
Шопен.
Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,
И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в "Си-бемоль-минор".
Слайд 6Образовательная игра
Автор музыки симфонической сюиты-сказки «Шахерезада».
Коллектив музыкантов, играющих одновременно на разных
инструментах.
Скорость в музыке.
Музыкант, исполняющий музыкальное произведение.
Симфоническая картина А. Лядова о «Болотной девице».
Как называется произведение малой формы в музыке, литературе, живописи
Слайд 9Фридерик Шопен
Шопен – основоположник польской музыкальной классики. Это композитор-романтик,
но особый романтик. Всё его творчество связано с Польшей, её фольклором, историей.
Слайд 10Жизнь Шопена как бы разделена на 2 части. Первые 20 лет
он прожил в Польше (до 1831 г.),
Слайд 14Полонезы
В полонезах Шопен воссоздаёт героический дух прошлого Польши
Гораздо больше
виртуозности, крупная аккордовая техника, охват крайних регистров, часто фортепиано звучит как оркестр.
Полонезы насыщены яркими контрастами. В них есть и изобразительные моменты, напоминающие батальные сцены.
Почти все полонезы написаны в сложных 3-х частных формах.
Слайд 15Мазурки
Для Шопена мазурки – символ Родины.
Это- маленькие фортепианные миниатюры, в
которых Шопен наиболее близко соприкоснулся с польским фольклором, со звучанием народного ансамбля.
Его мазурки можно разделить на деревенские (№ 3, E-dur), бальные или шлиссецкие (№5) и лирические мазурки.
Слайд 16
Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец.
Название произошло от жителей
Мазовии — мазуров, у которых впервые появился этот танец. Музыкальный размер — 3/4 или 3/8, темп быстрый. Частые резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногда и на третью долю такта.
Слайд 18
Полоне́з — торжественный танец-шествие в умеренном темпе, имеющий польское происхождение. Исполнялся,
как правило, в начале балов, подчёркивая возвышенный характер праздника. Музыкальный размер танца — ¾.
Слайд 19
Вальс— общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется
преимущественно в закрытой позиции. Наиболее распространена фигура в вальсе — полный оборот в два такта с тремя шагами в каждом.
Слайд 21
Позже вынужден был уехать из Польши навсегда. Всю оставшуюся жизнь Шопен
жил в Париже, тоскуя по Родине.
Слайд 22Раннее творчество
Высшее достижение этого периода – 2 фортепианных концерта.
В 1828 г. Шопен первый раз выехал в концертную поездку за границу. Был в Берлине, Вене, Праге и Дрездене.
Слайд 23 В 1830 г. он наметил с друзьями новую
концертную поездку. Осенью он поехал в Вену, а потом в Париж. В это время в Праге назревало восстание, которое Шопен горячо поддерживал. По дороге в Париж – в городе Штутгарде он узнал о разгроме восстания. Это его потрясло. Он рвался на родину, но его удержали друзья.
После этого творчество Шопена изменилось. Появился невиданный до этого драматизм.
Слайд 24
Этю́д— инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении
какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Слайд 2530-40 гг.
Главный период творчества.
Париж в 30-40 годы
стал культурным центром Европы. Туда стекались все знаменитости: Бальзак, Стендаль, Гюго, Мериме, Мюссе, Делакруа (художник, который написал единственный портрет Шопена), Гейне, Мицкевич, Лист, Россини, Доницетти, Беллини и др. Там были знаменитые оперные певцы: Паста, Малибран, Виардо, а так же там были: Берлиоз, Обер, Галеви
Слайд 26 В Париже выступали исполнители-виртуозы: Калькбреннер, Тальберг, а так же
Паганини. В Париже Шопен сблизился с поляками. Вступил в польское литературное общество. Прежде всего Шопен завоевал Париж как пианист.
У него был тончайший звук. Шопен был очень слаб, поэтому его F воспринималось как i . Он очень хорошо передавал тонкость колорита. У него было удивительное rubato. В дальнейшем Шопен мало выступал в концертах. Он играл в основном для своих друзей- поляков
Слайд 271838-1847гг.
Годы расцвета творчества.
Жорж Санд познакомила Шопена с лучшими людьми Парижа.
В 1838 г. Шопен и Жорж Санд поехали на остров Майорка.
Романтическая атмосфера вдохновила его на 2-ю балладу, полонезы и 3-е скерцо.
Слайд 28С середины 40-х гг. в его творчестве появились новые тенденции: спокойная
созерцательность, светлая гармония.
Музыкальный язык более сложный. Появляется больше полифонических приёмов. Многослойность мелодии. Гармония хроматизирована. Отсюда начинается путь к музыкальному эмприссионизму (Дебюсси и др.). Это воплощено в его “Колыбельной”.
В 1848 г. Шопен поехал на гастроли в Лондон. Там он давал уроки, немного выступал в салонах. Последний раз выступал на польском балу.
Слайд 30Прелюдии
Жанр привлёк Шопена своей импровизационностью, возможностью непосредственного высказывания
В прелюдиях Шопена можно
найти не только признаки разных жанров, но и сочетание разных жанров
Они, так же как и прелюдии и фуги Баха, являются как бы энциклопедией жанров того времени.
Каждая прелюдия написана в своей тональности.
Слайд 31
Прелю́дия— короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения
прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению (отсюда название), но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения.
Слайд 33Произведения для фортепиано
соло
Мазурки – около 60
Полонезы – около 20
Этюды – 27
Экспромты
– 4
Вальсы – около 15
Ноктюрны – 16
Прелюдии – 25
Скерцо – 4
Баллады – 4
Фантазия – 1
Баркарола – 1
Колыбельная – 1
3 сонаты
с оркестром
2 концерта
Рондо аля Краковяк
Рондо аля Мазур
Фантазия на польские темы
Анданте спинато
Большой блестящий полонез
Вариации на темы оперы Моцарта “Дон Жуан”
Фортепианное трио
Соната для виолончели с фортепиано
Слайд 34Шопен создал свой фортепианный стиль, в котором сочетается и виртуозность, и
тонкий, глубокий лиризм. Он создал новые типы звучания фортепиано, новый колорит звучания фортепиано, новая техника в педали.
Шопен переосмыслил разные жанры фортепианной миниатюры. По глубине прелюдия или экспромт приближаются к драме.
Шопен сделал много нового в жанре этюда. Каждый этюд – романтическая миниатюра, и вместе с тем каждый этюд – путь к овладению новыми техническими приёмами.
Слайд 35До сих пор произведения Шопена остаются любимыми в репертуаре пианистов всего
мира....
Слайд 37Работа в группах
В кроссворде загадано слово «виртуоз» и дана цитата: «Шапки
долой, господа, перед вами гений» (Роберт Шуман). Связать разгаданное слово с цитатой и объяснить.
Даны слово «патриот» и цитата: «Где богатство твоё, там и сердце твоё» (Надпись на могильной плите Ф.Шопена). Связать разгаданное слово с цитатой и объяснить.
Слайд 39Рефлексия
Игра «Исправь ошибку»
Танец, появившийся в Мазовии называется полонез.
«Прелюдия» означает в переводе
«кружится».
Шопен всю жизнь прожил в Польше.
Любимый инструмент Шопена – скрипка.