Слайд 1Мюзикл в России:
от истоков до наших дней
Полетаева Ирина Харисовна учитель музыки
и МХК ГБОУ школы 1161(СП2) г.Москвы
Слайд 2Мю́зикл (от англ. Musical, от «musical comedy» — музыкальная комедия) — музыкально -
театральный сценический жанр, представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства. Первые мюзиклы появились в США в конце 19 века.
Слайд 3В период 1920-40-х годов, с приходом новых американских композиторов - Джерома
Керна, Джорджа Гершвина, Кола Портера и других, мюзикл приобретает истинную американскую окраску. В ритмах стало заметно влияние джаза, рэгтайма, в песнях появились типичные американские обороты. Появилось такое понятие как «бродвейский мюзикл» - по названию улицы Бродвей в Нью-Йорке на которой находится «театральный квартал» - более 40 крупных театров. Бродвей является основой американской театральной культуры.
Слайд 4В Советском союзе мюзиклы отсутствовали как жанр чуждый по политическим мотивам.
Их заменили музыкальные спектакли и чуть позже рок оперы. Родоначальниками стали такие композиторы как Александр Журбин, Алексей Рыбников, Геннадий Гладков и Владимир Дашкевич.
Слайд 5«Орфе́й и Эвриди́ка» — первая советская рок-опера, написана в 1975 году композитором
Александром Журбиным и драматургом Юрием Димитриным по мотивам древнегреческого эпоса. Термин «рок» так же не приветствовался политическими деятелями, поэтому первоначально постановка была названа «зонг-оперой» (от нем. der Song — «эстрадная песенка»).Премьера состоялась в Ленинграде в 1975 году.
Слайд 7«Юно́на и Аво́сь» — одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея
Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась в 1981 г.
Слайд 8Сюжет поэмы «Юнона и Авось» и рок-оперы основан на реальных событиях:
он посвящён путешествию русского государственного деятеля Николая Петровича Резанова в Калифорнию в 1806 году и его встрече с юной дочерью коменданта Сан-Франциско Кончиттой Аргуэльо. Полюбив друг друга, они вынуждены были расстаться на время, но так ни когда уже и не встретиться…
Слайд 9С развалом Советского союза в 90-х годах российская культура претерпевала не
мало изменений : на постановки и концерты не хватало финансирования, многие артисты уезжали за границу, многие уходили «в бизнес». Но попытки показать новой России мюзикл мирового уровня не прекращались. В 1999 году театр «Московская оперетта» перенес на русскую сцену вариант польского мюзикла «Метро», который и стал первым воплощением «бродвейского» жанра мюзикл в России.
Слайд 10В 2001 году состоялась премьера первого полностью русского мюзикла — «Норд-Ост», написанного
российскими композиторами и либреттистами Алексеем Иващенко и Георгием Васильевым на основе романа В.Каверина «Два капитана». Он пользовался колоссальным успехом, жанр мюзикла начал развиваться и становиться крайне популярным. Однако. в октябре 2002 года, спустя год после премьеры «Норд-Оста», состоялся террористический акт в театральном центре на Дубровке где проходила постановка, погибло много зрителей и артистов.
Это трагическое событие надолго полностью подкосило отрасль музыкальных спектаклей - зрители просто опасались ходить в театры после всего случившегося.
Слайд 13Середина 2000-х годов характеризуется приходом на российский рынок международной компании «Stage
Entertainment» («Стейдж Энтертейнмент»), которая специализируется на «дословном» воспроизводстве крупных успешных международных проектов. В 2005 году они поставили в Москве всемирно известный мюзикл «Кошки» Эндрю Ллойда Уэббера, начав с него работу русского филиала. Компания переоборудует здание МДМ, с тех пор мюзиклы играются в нем ежедневно.
Слайд 14Не смотря на западную конкуренцию российские мюзиклы стали набирать обороты и
вскоре один за одним появляются: «Екатерина Великая» (2008), «Монте-Кристо» (2009), «Мастер и Маргарита»(рок-опера)(2010), «Обыкновенное чудо»(2010), «Снежная королева»(2011), «Граф Орлов» (2012), «Остров сокровищ» (2013), «Алые паруса»(2013), и многие другие.
В 2012 году в Москве был открыт «Московский театр мюзикла» (под руководством М.Швыдкой) в котором по сей день идут прекрасные постановки с участием звезд российского театра и кино.
Слайд 15Так же, с 2000-х шло активное развитие мюзиклов фэндома на основе
мистики, фэнтези и истории: «Финрод-зонг», «Жанна д'Арк», «Тампль», «Тёмный ангел»,«Алая Маска» и т.д..Однако это течение больше следовало не бродвейским традициям, а больше в русле рок - опер, и мистерий.
Слайд 16В настоящее время российские и зарубежные мюзиклы прочно вошли в жизнь
российского зрителя:
Песни из мюзиклов полюбились и стали хитами.
А любительские постановки мюзиклов ставят в институтах, школах и детских садах.
Слайд 17Интернет источники:
http://musicalworld.ws/
https://ru.wikipedia.org/
https://teamuz.ru/
http://www.tample.ru/
http://e-motion.tochka.net/13340-top-10-samykh/