Слайд 1Что за прелесть эти сказки!
4 КЛАСС
Выполнила: учитель музыки МБОУ «Татарская гимназия
№65» г.Уфы Бариева Ч.М.
Слайд 6Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных…
Слайд 7Длинными зимними вечерами под завывание вьюги няня Арина Родионовна рассказывала А.Пушкину
сказки.
Они всегда начинались одинаково:
«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…»
Слайд 9В каждой сказке есть ЧУДО!
Сегодня все знают царя Салтана и царя
Дадона, витязя Руслана и колдуна Черномора, Царевну-Лебедь и Шамаханскую царицу.
Сказочное чудо стихов Пушкина композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков передал в музыке.
Слайд 10Н. А. Римский-Корсаков-композитор-сказочник
Опера «Золотой петушок
Слайд 11Опера
«Сказка о царе Салтане»
В опере Римский – Корсаков весь сюжет
сохранил точно таким, как его придумал Пушкин.
Слайд 12Композитор-художник
Композитор придумал такие удивительные музыкальные образы и живописные темы героев, что
слушая музыку, без слов понимаешь, "видишь" что происходит.
Римский – Корсаков как бы "нарисовал" сказку, но музыкальными красками.
Слайд 13Фанфары
- Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы.
Он
возникает в начале каждой картины как призыв: «Слушайте! Смотрите! Представление начинается!»
Слайд 14Вступление ко 2 действию оперы
Это оркестровое вступление -
картина волнующегося моря.
И.Билибин. «Бочка по морю плывет»
Слайд 15В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу
идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
Слайд 16В мерное движение волн вплетается одна за другой новые музыкальные темы
Музыка
передает и блеск звезд на небе,
и плывущую по волнам неуклюжую бочку,
и плач царицы, и даже то, как чудесным образом
«не по дням, а по часам» растет князь Гвидон
Слайд 17 При помощи чего композитору удалось так точно изобразить эту картину?
А)
при помощи голосов
Б) тембров музыкальных инструментов
Слайд 18Какие музыкальные инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов?
Слайд 19Убери лишнее
Мерцание и блеск звезд
Слайд 20Убери лишнее
Рокот волн, плывущая по волнам бочка
Слайд 22Действие второе
Берег острова Буяна. Оркестр рисует величественную картину водной стихии. На
гребне волны то появляется, то исчезает бочка. Постепенно море успокаивается, выбрасывает бочку на берег, и из неё выходят Милитриса и повзрослевший царевич. Они радуются спасению, но царица озабочена: ведь "остров пуст и дик".
Слайд 23Действие второе
Гвидон прицеливается и выпускает стрелу из лука. Стемнело. Изумлённые царица
и царевич видят Лебедь-птицу, выходящую из моря. С благодарностью обращается она к своему спасителю Гвидону, обещает "отплатить ему добром" и открывает свою тайну: "Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил. Ты не коршуна убил, чародея подстрелил".
Слайд 24Проверь себя
Кого в мире литературы называют великим русским поэтом – сказочником?
А.С.Пушкин
Слайд 25Проверь себя
Кого называют музыкальным сказочником, а еще музыкальным художником?
Н. А. Римский-Корсаков
Слайд 26Проверь себя
Сколько опер на сказочные темы написал
Н.А.Римский – Корсаков?
А) 5
Б)
10
В) 15
Слайд 27Домашнее задание:
Нарисуй своего любимого героя сказок А.С.Пушкина