Слайд 1 Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковский».
Слайд 2История балета «Щелкунчик»
Слава П. И. Чайковского к началу 90-х годов XIX
века распространилась по всему миру. На рубеже веков русский балет вступил в один из блистательных периодов своей истории. Балетная реформа Чайковского, начатая им в "Лебедином озере", превратившая "Спящую красавицу" в хореографическую симфонию, завершилась созданием "Щелкунчика".
Слайд 3"Щелкунчик" последние произведения Чайковского для музыкального театра, это "духовное завещание" композитора.
Путь хореографов к постижению музыки "Щелкунчика" оказался долгим и тернистым, но в то же время, партитура "Щелкунчика" остается невероятно притягательной и для современного балетного театра ХХI века.
Слайд 4Своему рождению "Щелкунчик" был обязан директору императорских театров - И. А.
Всеволожскому. В конце января 1890 года после триумфального успеха балета "Спящая красавица" возник замысел представления, объединившего два одноактных спектакля - опера "Иоланта" и балет "Щелкунчик" в один вечер. Такая идея была подсказана Всеволожскому примером парижской Оперы, потому новая постановка сезона 1891/92 года должна была стать "русской изюминкой", спектаклем - феерией с непременным участием иностранной прима - балерины, массой оригинальных находок в оформлении декораций и костюмов. П. И. Чайковский приветствовал такой род нового синтетического спектакля.
Слайд 5Эрнст Теодор Амадей
Гофман (1776-1822)
Балет написан в 2-х действиях. Либретто к
балету написал французский балетмейстер и театральный критик Мариуса Петипа по одноименной сказке Гофмана "Щелкунчик и мышиный король»
Мариус Иванович Питепа
11.03.1818- 14.06.19100
П.И.Чайковский (1840-1893)
Премьера балета "Щелкунчик" состоялась в декабре 1892 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге (балетмейстер Лев Иванов).
С тех пор балет пережил рекордное количество постановок, как классических, так и новаторских.
Слайд 7Эта сказка - о волшебном мире детства, наполненном яркими красками и
подлинными чудесами, об извечном противостоянии добрых и злых сил и о победе прекрасных чувств. Это самая известная рождественская сказка, любимая многими поколениями.
Щелкунчик – это деревянная игрушка, которая умеет щёлкать орехи.
Так что же случилось с этим деревянным человечком и другими героями сказки в Новогоднюю ночь?
Слайд 8Действующие лица балета
Персонажи сказки разделены на два вида: реальные и фантастические.
К реальным относятся Маша, её брат их родители, гости, которые были приглашены на праздник, старый фокусник.
А фантастические персонажи - это Щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сластей
Слайд 9Строение балета
Увертюра
Действие I.
1.Сцена украшения и зажигания ёлки.
2.Марш.
3.Детский галоп и танец родителей.
4.Сцена
с танцами.
5.Танец Гросфатер.
Картина II
6. Вальс снежных хлопьев.
Действие II.
7. Дивертисмент:
а) Шоколад «Испанский танец»
б) Кофе «Арабский танец»
в) Чай «Китайский танец»
г) Танец Феи Драже
д)Танец пастушков.
е) Полишинель.
8.Вальс цветов.
9. Апофеоз.
Слайд 10
Дивертисме́нт — ряд концертных номеров, составляющих особую
увеселительную программу, даваемую в дополнение к какому-либо основному спектаклю, концерту.
Слайд 11Марш
В Марше воссоздана картина ребячьего праздника. Композитор придал этому номеру черты
«игрушечности». В пьесе три части. Первая часть начинается с упругих и отрывистых аккордов у духовых инструментов. Им отвечает задорная мелодия скрипок с колким упругим ритмом. В средней части передаётся суетливая беготня детворы. Мелодия звучит в быстром темпе, а ровное движение шестнадцатых придаёт ей особую лёгкость, почти невесомость. Её исполняет в верхнем регистре флейта. Третья часть марша - реприза - полностью повторяет первую. В этом номере преобладает верхний регистр, который подчёркивает мир беззаботного детства.
Слайд 12Марш из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского
Слайд 13Испанский танец (Шоколад)
Написан танец в двухчастной форме. Тема первой части танца
звучит празднично и ярко. Её исполняет труба на фоне дробного оркестрового аккомпанемента. Во второй части появляется нежная и грациозная мелодия. Её исполняют скрипки, а аккомпанируют им в чётком ритме кастаньеты.
Слайд 14Арабский танец «Кофе»
Музыка первой части очень хорошо передает медлительные движения танцующих.
Музыка танца протяжная, немного ленивая. Нежно и протяжно звучит мелодия у скрипок в сопровождении ударных инструментов.
Вторая часть музыки танца несколько иная: она громче, выше, оживленнее.
Слайд 15Китайский танец «чай»
Здесь, как и в предыдущем танце, композитор воспроизводит звучание
народных музыкальных инструментов.
В Китае есть духовые инструменты, у которых очень высокий и пронзительный звук.
Чайковский вводит в музыку танца Чая свистящие звуки флейт, фаготов. Все это создает впечатление необычности, некоторой шутливости.
Слайд 16Танец «Феи Драже»
Танец «Феи Драже» рисует нежный, грациозный образ сказочной феи
сладостей.
Музыка звучит необычно, так как здесь звучит редкий инструмент - челеста, издающий звуки очень высокие, нежные, как будто звучат колокольчики.
В середине танца слышны переливы арфы, напоминающие журчание ручейка.
Слайд 17Танец «Вальс цветов»
Во вступлении к танцу слышатся звуки арфы. Они как
бы, одевают, этот вальс в волшебный красочный наряд. Основную тему вальса вначале исполняют различные духовые инструменты валторны, кларнеты.
Мягкая, чарующая тема вальса.
«Вальс цветов» выделяется своей поистине сказочной красотой.
Зло побеждено, добро победило!