Презентация, доклад по музыке 8 класс

Содержание

Жанр как художественный феномен исключительно ва­жен для музы­кальной практики – композиторской, испол­нительской, педагогической, а также для теории и истории музыки и, конечно, для исследовательской работы. И нако­нец, изучение жанров необходимо еще и потому, что оно не

Слайд 1ЖАНР В МУЗЫКЕ

ЖАНР В МУЗЫКЕ

Слайд 2Жанр как художественный феномен исключительно ва­жен для музы­кальной практики – композиторской,

испол­нительской, педагогической, а также для теории и истории музыки и, конечно, для исследовательской работы. И нако­нец, изучение жанров необходимо еще и потому, что оно не только помогает понять эстетическую сущность искусства, природу му­зыки, но и дает в руки хороший инструмент для анализа конкретных явле­ний музыкальной культуры – как отдельных произведений, так и творче­ства тех или иных ком­позиторов в целом, творческих направлений и школ.

Жанр как художественный феномен исключительно ва­жен для музы­кальной практики – композиторской, испол­нительской, педагогической, а также для теории

Слайд 3Первая область (и первая группа проблем) связана с изучением конкретных жанров,

их истоков, особенностей жизни, исторической эволюции, круга выразительных средств, содержания.
Вторую область теории музыкальных жанров составляют проблемы классификации. Здесь нет какого-либо общепринятого решения, равно удовлетворяющего все потребности теории.
Третья область теории охватывает вопросы, касающиеся самой сущности жанра, того, как он соотносится с други­ми морфологическими единицами – видом искусства, родом, классом и т.п., как его музыкальная ма­терия связана со всеми остальными компонентами и сторонами жанра, с его жизненным контекстом, каковы его функции в культуре, жизни, искусстве, его внемузыкальные предпосылки и прототипы.

В теории жанров, в их исследованиях, как и в самой творческой практике, разрабатывались три важные области.

Первая область (и первая группа проблем) связана с изучением конкретных жанров, их истоков, особенностей жизни, исторической эволюции,

Слайд 4Сюда же относятся и проблемы исторического порядка. Таковы проблемы памяти жанра,

эволюции как самого жанра, так и его осознания в культуре, взаимодействия жанров внутри сложных жанровых систем, отношения жанра и его имени. Существенным компонентом национальных музыкальных культур во все времена являлись жанры и их совокупность – определенная жанровая система.
Особую группу составляют вопросы терминологии и системы понятий, входящих в теорию музыкального жанра. Из них особенно важны понятия первичных и вторичных жанров, жанрового стиля и жанровых начал.

Сюда же относятся и проблемы исторического порядка. Таковы проблемы памяти жанра, эволюции как самого жанра, так и

Слайд 5Опыты классификации музыкальных жанров стали уже очень давно естественным продолжением и

дополнением к описанию самих жанров. Мы встречаемся с ними, например, в музыкальном трактате Иоанна де Грохео, относящемся к началу XIV в.1
Г. Бесселером анализируя связи музыки с формами ее бытия и жизненными функциями, в ряде своих исследований выдвинул и обосновал деление всех жанров на преподносимые и обиходные2.

О НЕКОТОРЫХ СИСТЕМАХ ЖАНРОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ

Опыты классификации музыкальных жанров стали уже очень давно естественным продолжением и дополнением к описанию самих жанров. Мы

Слайд 6Музыка в публичном концерте, как и в оперном театре, преподносится слушателям

в качестве художественной эстетической ценности, а потому может быть названа преподносимой (Darbietungsmusik).
Жанры, связанные с церковным обиходом, с празднествами и карнавалами, как и любые другие прикладные жанры, можно считать обиходными (Umgangsmusik).
Еще одной разновидностью прикладных жанров по Бесселеру является ритуальная музыка, к которой можно отнести государственный гимн, политическую песню (например, Марсельезу) или литургическое пение. Музыка в этих жанрах обладает большой консолидирующей силой. Формы ее исторически более устойчивы, менее подвержены изменениям. Слушая такую музыку, человек становится сопричастным к определенному сообществу, испытывает вдохновляющее соборное чувство. В этом-то и состоит главная цель такой музыки.

Музыка в публичном концерте, как и в оперном театре, преподносится слушателям в качестве художественной эстетической ценности, а

Слайд 7В соответствии с избранными критериями во всей совокупности музыкальных жанров были

выделены шесть групп:
народно-бытовая музыка устной традиции (песенная и инструментальная);
легкая быто­вая и эстрадно-развлекательная музыка – сольная, ансамблевая, вокальная, инструментальная, джаз, музыка для духовых оркестров;
камерная музыка для малых залов, для солистов и небольших ансамблей;
симфоническая музыка, исполняемая большими оркестрами в концертных залах;
хоровая музыка;
музыкальные театрально-драматические произведения, предназначенные для исполнения на сцене.

В соответствии с избранными критериями во всей совокупности музыкальных жанров были выделены шесть групп:народно-бытовая музыка устной традиции

Слайд 8К первой группе он относит культовые или обрядовые жанры. Это молитвенные

песнопения, месса, реквием, мистерия и т.п. Для стиля и содержания культовой, обрядовой музыки характерны такие качества, как статичность, размеренность, упорядоченность, господство хорового начала, обобщенность образов, превалирование состояний и настроений, общих для больших масс людей.
Вторая группа охватывает массово-бытовые жанры. Это песня, танец, марш со всеми их разновидностями. Особенности жанрового стиля: доступность, простота музыкальной формы, преобладание привычных интонаций над новыми.
Третью группу составляют концертные жанры. Это симфония, соната, квартет, оратория, кантата, романс, инструментальный концерт, т.е. все жанры, исполнение которых требует концертного зала.
В четвертую группу входят театральные жанры – опера, балет, оперетта, музыка драматического театра. Для них характерны: 1) отражение драматического действия в музыке (отсюда большая конкретность образов, динамизм, сюжетность); 2) некоторая несамостоятельность музыки – jonopa ее на слова, жесты и т.д.; 3) расчет на подачу со сцены – принцип крупного штриха.

Сохор выделяет четыре основные группы;

К первой группе он относит культовые или обрядовые жанры. Это молитвенные песнопения, месса, реквием, мистерия и т.п.

Слайд 9Художественные функции
I. Чистая музыка
Программная музыка
III. Взаимодействующая музыка
Музыка и слово
Драматическая музыка
Хореографическая музыка
Экранная

музыка
Практические функции
II. Прикладная музыка
Культовая музыка
IV. Прикладная взаимодейст­вующая музыка
Песенная
Танцевальная 

Совершенно иначе строит свою систематику О.В. Соколов в своих работах, посвященных музыкальным жанрам.  На этой основе исследователь предлагает разграничивать четыре основных рода музыки.

Художественные функцииI. Чистая музыкаПрограммная музыкаIII. Взаимодействующая музыкаМузыка и словоДраматическая музыкаХореографическая музыкаЭкранная музыкаПрактические функцииII. Прикладная музыкаКультовая музыкаIV. Прикладная

Слайд 10Вообще же, в выборе критерия можно при анализе конкретных музыкальных произведений

руководствоваться двумя принципами.
Во-первых, классификации и критерии могут быть взяты любые, важно лишь, чтобы они согласовались с конкретными задачами анализа.
Во-вторых, для полной характеристики музыкального произведения целесообразно использовать все возможные критерии и системы классификации. Ведь они не противоречат, а лишь дополняют друг друга.

Вообще же, в выборе критерия можно при анализе конкретных музыкальных произведений руководствоваться двумя принципами.Во-первых, классификации и критерии

Слайд 11Слово жанр в переводе на русский означает род. Но в музыкальной

практике жанром называют и род, и разновидность, и группу различных жанров, и группы групп. Жанром называют и оперу, и входящие в нее арию, ариозо, каватину. Сюита, которая считается и циклической формой, и жанром, сама включает в себя пьесы различного жанра – например, менуэт, сарабанду, гавот, жигу, аллеманду и многие другие. В русскую музыкальную терминологию слово жанр попало из французской традиции. Но история его уходит во времена античности.
Во множественном числе , как разновидность, способ, класс, разряд, тип: жанры – это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения.
другой путь – движение от общего к частному, т.е. не от классификации к сути явления, а наоборот – от жанра как музыкальной категории к систематике и типологии.
Жанр – это многосостав­ная, совокупная генетическая (можно даже сказать ген­ная) структура, своеобразная матрица, по которой создается то или иное художественное целое.




ТЕРМИН И ПОНЯТИЕ

Слово жанр в переводе на русский означает род. Но в музыкальной практике жанром называют и род, и

Слайд 12Наряду со специфическим пониманием функционально­сти, относя­щимся к ладу и гармонии, в

отечественной му­зыковедческой литературе во второй половине XX в. нача­ли фигурировать более широкие представ­ления о функциях, охватывающие самые разные стороны музыки
1) функция – это роль, выполняемая тем или иным ком­понентом в рам­ках конкретной системы, в которую он входит;
2) функция определяется, во-первых, местоположением того или иного компонента в структуре этой системы, а во-вторых, его собственными та­лантами и возможностями.


ФУНКЦИИ ЖАНРА

Наряду со специфическим пониманием функционально­сти, относя­щимся к ладу и гармонии, в отечественной му­зыковедческой литературе во второй половине

Слайд 13Все множество функций, выполняемых той или иной сово­купностью жанров, конкретным жанром

или его отдельными компонентами, можно условно разделить на три группы. В первую войдут коммуникативные функции, связанные с организацией художественного общения. Вторая объединит в себе тектонические функции, относящиеся к строению жанрового целого, прежде всего к музыкальной форме. Третью группу образуют семантические функции. Вообще, в чистом виде жанровые функции не существуют. Они образуют целостный комплекс, но каждая из них может выходить на первый план.
Все множество функций, выполняемых той или иной сово­купностью жанров, конкретным жанром или его отдельными компонентами, можно условно

Слайд 14Словосочетание «память жанра» выглядит как типичная тавтология, ибо в сущности сам

жанр является тектоничес­кой, коммуникативной и семантической памятью.
Кроме того, оно метафорично. Приписывать жанру память – значит подразумевать его сходство с живыми существами, способными помнить и забывать
жанровая ситуация со всеми ее атрибутами, с одной стороны, входит весомой частью в хранимое памятью жанра содержание, с другой же – сама выступает как один из блоков памяти жанра, создает режим наибольшего благоприятствования для сохранения простых и естественных черт музыкального жанра.

ПАМЯТЬ ЖАНРА

Словосочетание «память жанра» выглядит как типичная тавтология, ибо в сущности сам жанр является тектоничес­кой, коммуникативной и семантической

Слайд 15Три основные формы связи музыки с контекстом.
1. Опора на конкретное предметное

и жизненное окружение в передаче художественного смысла. С этой точки зрения музыка выступает как элемент более крупного целого, и информация заключена именно во всем этом целом, но при непосредственном восприятии она предстает слушателю как относящаяся к самой музыке.
2. Конкретное строение музыкального текста несет на себе следы типичного ситуативного комплекса, например диалогичность, запевноприпевные отношения и т.п. В обиходных жанрах эти следы не столь уж важны, коль скоро музыке вовсе нет нужды запоминать ситуацию. Они развертываются параллельно, действуют совместно, вызываются са­мой жизнью, социальными установлениями, традициями, обычаями. А вот при превращении первичного жанра во вторичный, при переносе обиходной, бытовой музыки в концертный зал эта память – память о первичных ситуациях – оказывается важным с художественной точки зрения содержательным, смысловым компонентом.
3. Но даже если таких следов нет, музыкальный материал жанра в сознании слушателей, исполнителей, участников коммуникации вступает в прочную ассоциативную связь с жанровой ситуацией. И тогда, уже в дру­гих обстоятельствах и условиях, даже в другом историческом контексте, он начинает выполнять функцию напоминания о той прежней ситуации и вызывать определенные, окрашенные воспоминаниями эстетические переживания.

Три основные формы связи музыки с контекстом.1. Опора на конкретное предметное и жизненное окружение в передаче художественного

Слайд 16Один и тот же жанр может иметь несколько разных имен. Так,

испанское фанданго в Малаге называют малагеньей – местный вариант жанра, жанровая разновидность (проявле­ние своего рода жанровой топонимики).
Один и тот же термин может иметь разные фонетические транскрипции, разные лексические оформления. Молдавский танец называют молдавеняской, молдаванеской, мулдуванеской. Полонез называют Польским.
Иногда название конкретной песни становится жанровым термином. Так произошло с Камаринской, Барыней, Лявонихой. Такова судьба широко известных революционных песен – например, Марсельезы.
Чаще всего превращение произведения в жанр возникает в сфере народной, прикладной, обиходной музыки.

ЖАНР И ИМЯ

Один и тот же жанр может иметь несколько разных имен. Так, испанское фанданго в Малаге называют малагеньей

Слайд 17Одним из результатов исторического процесса разви­тия жанровой системы оказывается постепенно укрупня­ющаяся

группировка жанров по определенным, притом все более общим признакам и критериям. Они как раз и выявля­ются в музыковедческих системах классификации. Так в па­мяти культуры происходит кристаллизация жанровых ти­пов, обладающих чертами, наиболее общими для больших групп музыкальных жанров.

ЖАНР КАК ОБОБЩЕНИЕ

Одним из результатов исторического процесса разви­тия жанровой системы оказывается постепенно укрупня­ющаяся группировка жанров по определенным, притом все

Слайд 18Совершенно очевидно, что музыкальные жанры не отделены непроходимой стеной от жанров

театральных, литературных, танцевальных, как и от жанров вне художественных, например, от бытовой речи и самых разных, совсем не связанных с музыкой родов деятельности, так или иначе складывающихся в типичные, устойчиво повторяющиеся формы.
На сей счет существуют две крайние точки зрения.
Первая – любой жанр (литературный, театральный), любой ритуал, обряд можно называть музыкальным, если в нем хотя бы в малой дозе звучит музыка. Таковы, например, музыкальный лекторий, музыкальный вечер, русские посиделки, свадьба и вообще многие фольклорные жанры.
Вторая крайность – отнесение к собственно музыкальным жанрам только самой музыки. Именно ею ограничивает свою типологию В.А. Цуккерман, а жанры, непосредственно соединяющие музыку с бытом, называет «первичными», т.е. предшественниками «вторичных», собственно художественных жанров.


ТИПОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЖАНРОВ Общие принципы и критерии типологии

Совершенно очевидно, что музыкальные жанры не отделены непроходимой стеной от жанров театральных, литературных, танцевальных, как и от

Слайд 19Первая форма оказывается самой древней, но до сих пор сохраняет свое

значение в фоль­клорной сфере, в бытовом музицировании.
Вторая форма бытия охватывает музыку, выполняющую собственно художественные эстетические функции.
Третьей же можно назвать форму, получившую жизнь именно в XX в. благодаря опирающемуся на электроакустическую технику интенсивному развитию средств массовой коммуникации.
Первая форма бытия дала культуре технику музыкальных инструментов, вторая – технику нотной фиксации музыкальных идей, последняя обязана своим развитием электронике.

Следуя исторической логике развития европейской культуры, целесообразно выделить три социально значимые для нее жанровые формы бытия музыки.

Первая форма оказывается самой древней, но до сих пор сохраняет свое значение в фоль­клорной сфере, в бытовом

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть