Слайд 1Петр Ильич Чайковский
«Детский Альбом»
Мальцева Д.О
Слайд 2Здесь можно вставить любой текст.
«Детский альбом»
Это сборник пьес для фортепиано, носящий
авторский подзаголовок «Двадцать четыре лёгкие пьесы для фортепиано». Был написан в 1878 году
Слайд 3Асафьев называл «Детский альбом» «Маленькой сюитой из русского быта»
Цикл из 24
пьес связан единой тематикой. В нем представлен пестрый мир детских игр, танцев и случайных впечатлений. Он делится на микроциклы. Первый из них можно назвать «утренним»:
«Утренняя молитва»
«Зимнее утро»
«Мама»
Слайд 4«Утренняя молитва»
Господи Боже! Спаси, обогрей:
Сделай нас лучше, сделай добрей.
Господи Боже! Спаси,
сохрани!
Силу любви своей нам подари
Слайд 5Музыка передает настроение покоя и сосредоточенности. Ощущается легкое дыхание фразы, искренность,
ожидание чего-то светлого. Можно представить себе эту музыку в исполнении детского хора, в звучании ясных и чистых детских голосов.
Такое настроение создает светлая тональность Соль мажор, простая гармония, равномерное ритмическое движение и четырехголосная фактура.
Пьеса написана в форме периода, состоящего из двух предложений.
Слайд 6«Зимнее утро»
Морозит. Снег хрустит. Туманы над полями.
Из хижин ранний дым разносится
клубами.
Отливом пурпурным блестит снегов серебро;
Иглистым инеем, как будто пухом белым,
Унизана кора по ветвям помертвелым.
Люблю я сквозь стекла блистательный узор
Картиной новою увеселять свой взор;
Люблю в тиши смотреть, как раннею порою
Деревня весело встречается с зимою…
Слайд 7«Мама»
Мама, очень-очень
Я тебя люблю!
Так люблю, что ночью
В темноте не сплю.
Вглядываюсь в
темень,
Зоpькy тоpоплю.
Я тебя всё вpемя,
Мамочка, люблю!
Вот и зоpька светит.
Вот yже pассвет.
Hикого на свете
Лyчше мамы нет!
Слайд 8Второй крупный раздел цикла — «Домашние игры и танцы»
Энергичные, полные веселья
пьесы, показывающие «игры мальчиков»:
«Игра в лошадки»
«Марш деревянных солдатиков»
Слайд 9«Игра в лошадки»
Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому,
по комнате,
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробки с игрушками.
Слайд 10Пьеса Чайковского написана в виде токкаты с однотипным ритмическим пульсом, имитирующим
цокот копыт скачущей лошадки.
Тональность Ре мажор.
Здесь используется нечетный - трехдольный (на три восьмые) размер, что звучит легко, оживленно (темп композитором указан Presto, что означает «очень быстро»), но не агрессивно.
Слайд 11«Марш деревянных солдатиков»
Ать-два, левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Мы легко и весело идем.
Ать-два,
левой, правой,
Ать-два, левой, правой,
Песню деревянную поем.
Слайд 12«Игры девочек» («кукольная трилогия»)
Это тоже игра, героями действия являются куклы, которые
«оживают».
Три пьесы миницикла воспринимаются как отражение подлинной, «настоящей» жизни.
«Болезнь куклы»
«Похороны куклы»
«Новая кукла»
Слайд 13«Болезнь куклы»
Переживание девочки об ее заболевшей кукле передано удивительными музыкальными средствами.
Течение музыки медленное, тягучее, в тональности соль минор.
В пьесе отсутствует целостность мелодии, она постоянно прерывается паузами-вздохами. В ней слышатся как бы стоны, мольба. Возникает мелодия на слабую долю такта и каждый следующий звук тоже «вспыхивает» после паузы. Иными словами, звуки мелодии не переливаются один в другой, но возникают из тишины
Слайд 14Похороны куклы»
Чуда не произошло, кукла умерла.
Торжественно и строго, как в настоящем
траурном шествии, звучит похоронный марш. На похороны пришли все игрушки. Музыка передает мрачный колорит и само движение процессии игрушек, как бы проходящей перед слушателем.
Тональность до минор.
Слайд 15«Новая кукла»
Жизнь не стоит на месте и девочке дарят новую куклу.
И она начинает кружится в стремительном танце с новой подружкой.
Музыка наполнена чувством восторга, трепещущей радости, счастья в светлом Си-бемоль мажоре.
Выдержанный на протяжении всей пьесы ритмический пульс, который дает аккомпанемент, размер три восьмые (3/8), напоминает взволнованное биение сердца.
Слайд 16Миниатюрная танцевальная сюита, объединяющая три номера и завершающая ряд «домашних» пьес:
«Вальс»
«Полька»
«Мазурка»
Слайд 17«Вальс»
Ощущение домашнего праздника, всеобщей радости передает Чайковский. наполнен легкими аккордами, напевной
мелодией, которая увлекает в кружение танца.
Вальс – один из любимейших жанров Чайковского. Трактовка этого танца напрямую связана у Чайковского с традицией, идущей от М. Глинки и, прежде всего, от «Вальса-фантазии». В Вальсе из «Детского альбома» можно ощутить элементы разных типов вальса – и лирического, и бального, и характерного танца.
Вальс написан в трехчастной форме, в тональности Ми-бемоль мажор. В средней части стиль меняется, и вальс из танца бального превращается в танец характерный.
Слайд 18«Полька»
Веселый чешский танец, полный изящества в Си-бемоль мажоре. Лишь в средней
части тема, перешедшая в нижний регистр, выступает нарочито грубовато, с задорным юмором.
Звучание мелодии дополняется непрерывным гармоническим развитием; партия правой и левой руки воспринимаются не как мелодия и аккомпанемент, а как единое целое.
Слайд 19«Мазурка»
А вот мазурка зазвучала!
Мазурка – танец хоть куда!
Задорный легкий и
веселый,
Прошу на танец, господа!
Слайд 20«Путешествие» по России»
«Русская песня»
«Мужик на гармонике играет»
«Камаринская»
Слайд 21«Русская песня»
В ручеёк брось цветок –
Унесёт его поток.
Спой мне песню соловей
–
Станет сердцу веселей.
Слайд 22«Мужик на гармошке играет»
Эта пьеса – образная сценка из народной жизни.
В пьесе «Мужик на гармонике играет» обыгрываются интонационные обороты и гармонические ходы, характерные для русских однорядовых гармоник. Вариативные повторы придают юмористичность пьесе.
Слайд 23«Камаринская»
До чего сегодня весело у нас —
Под камаринскую все пустились в
пляс.
Пляшет мама, пляшет папа, пляшу я,
Пляшут сёстры, пляшет вся моя семья.
Пляшет бабка, пляшет дед,
Пляшет братик и сосед