Презентация, доклад по музыкальной деятельности на тему Экспериментирование со звучащими предметами, как одно из средств познания мира детьми дошкольного возраста

Содержание

С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Их сейчас называют погремушками. Младенцы, помимо хватания этой игрушки руками, ощупывания и опробования на вкус, прислушиваются

Слайд 1Экспериментирование со звучащими предметами, как одно из средств познания мира
детьми

дошкольного возраста
Экспериментирование со звучащими предметами, как одно из средств познания мира детьми дошкольного возраста

Слайд 2С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в

колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно имели свой «голос». Их сейчас называют погремушками. Младенцы, помимо хватания этой игрушки руками, ощупывания и опробования на вкус, прислушиваются к звукам, которые она издает. Так ребенок посредством экспериментирования со звучащими предметами начинает познавать мир.
Дети одного-двух лет часто экспериментируют со звуками: стучат палочкой по поверхности стола или стула, по железной крышке кастрюли или стеклянной кружке. Так они пытаются услышать «голос» предмета.
С давних времен во многих странах маленьким детям родители клали в колыбель разнообразные яркие игрушки, которые непременно

Слайд 3Но иногда стук палочки по поверхности какого-либо предмета повторяется ребенком в

определенной ритмически организованной последовательности. И некоторые дети самостоятельно приходят к исполнению не только какого-нибудь музыкального ритма, но даже и незатейливой мелодии детской песенки. Биографами известных музыкантов описывались факты, когда композиторы, будучи детьми, стучали по разным предметам, извлекая ту музыку, которая звучала у них в голове. П. И. Чайковский, например, выстукивал мелодию на оконном стекле, в результате чего окно было разбито, а сам маленький Петя весь изранен. М. И. Глинка любил стучать по большим медным тазам, имитируя звук колоколов и исполняя свою собственную музыку.
Но иногда стук палочки по поверхности какого-либо предмета повторяется ребенком в определенной ритмически организованной последовательности. И некоторые

Слайд 4Сами дети мастерили себе дудочки из стеблей растений, свистульки из дерева

в виде птиц. Иногда такие свистульки делались взрослыми из глины. Если они затем обжигались в печи, то получались так называемые «окарины». Они изготавливались и из фарфора. Такие «окарины» встречались в народных оркестрах не только в России, но и в других странах.
Часто музыкальные игрушки, сделанные родителями или детьми, использовались в играх, которые организовывали взрослые и которые, помимо множества задач, конечно же, решали главную - ­научить детей слушать.
Сами дети мастерили себе дудочки из стеблей растений, свистульки из дерева в виде птиц. Иногда такие свистульки

Слайд 5К сожалению, сегодня такие игры со звуками не являются столь популярными,

как это было в прошлом, хотя погремушки и другие звучащие игрушки применяются родителями для игры с младенцами до сих пор. Но вот с дошкольниками старшего возраста взрослые уже не играют в игры, развивающие умение слушать и экспериментировать со звуками.
Правда, для развития музыкальных способностей, а то и просто для детских игр и забав, мамы и папы покупают детям музыкальные игрушки, многие из которых не всегда имеют, как говорят специалисты, «естественный» звук. К большому сожалению, в наши дни родителями уделяется мало внимания музыкальным игрушкам, имитирующим естественное звучание: барабанам, дудочкам, гармошкам, трещоткам, свистулькам, ложкам т. п.
К сожалению, сегодня такие игры со звуками не являются столь популярными, как это было в прошлом, хотя

Слайд 6Они имеют разнообразные тембры, в процессе восприятия которых у детей развивается

умение слушать, различать эти тембры и использовать их в своей игровой и творческой деятельности. В прошлом умение ребенка играть на таких инструментах высоко ценилось взрослыми. Неслучайно на многих картинах русских художников, да и на старинных фотографиях дети часто были изображены с тем или иным народным музыкальным инструментом в руках - дудочкой, гармоникой или балалайкой.
Сейчас мало внимания уделяется формированию умения слушать звуки мира, к которым относятся и звуки музыкальные. Часто дети не могут отличить звуки низкого женского голоса, от высокого мужского.
Они имеют разнообразные тембры, в процессе восприятия которых у детей развивается умение слушать, различать эти тембры и

Слайд 7Они не могут назвать звучащий объект, если не видят его. Взрослым

необходимо обращать внимание на формирование слуховой культуры детей в дошкольном возрасте.
Анализ программ по музыкальному воспитанию в детских образовательных учреждениях - детских садах и «стартовых школах» (школах развития детей) - показывает, что на сегодняшний день педагогами уделяется недостаточное внимание проблеме формирования у воспитанников умения слушать.
Многие педагоги детских дошкольных учреждений, учителя музыки в « стартовых школах », считают, что маленький ребенок должен быть обучен слушать еще в младенчестве, а значит,
Они не могут назвать звучащий объект, если не видят его. Взрослым необходимо обращать внимание на формирование слуховой

Слайд 8он обязан уметь слушать все, что ему предлагается на тех или

иных занятиях. Поэтому детям в дошкольных образовательных учреждениях предъявляют для восприятия, как небольшие детские пьесы, так и фрагменты более крупных музыкальных произведений. Однако на практике дошкольники иногда вроде бы слушают музыку, но фактически ее не слышат. Обучая ребенка слушать звуки мира, звуки жизни, мы так или иначе будем развивать у него и умение воспринимать музыку.
Анализ музыкальной подготовленности детей в группах развития при общеобразовательных школах показывает, что одни умеют хорошо петь (в основном те, которые посещают подготовительный класс музыкальной школы),
он обязан уметь слушать все, что ему предлагается на тех или иных занятиях. Поэтому детям в дошкольных

Слайд 9другие ­хорошо двигаются под музыку, третьи - имеют довольно прочные знания

о музыкальных инструментах, простых музыкальных формах, некоторых композиторах и т. п. Однако очень многие дети совсем не умеют слушать других людей - своих сверстников, педагога, не могут воспринимать музыку, сосредоточить внимание на звуках, которые окружают их в повседневной жизни. Умение слушать и слышать являются основными умениями, которые следует формировать у дошкольников в процессе музыкальных занятий. Музыка - главный предмет изучения на любых музыкальных занятиях - постигается только благодаря этим двум взаимосвязанным умениям.
другие ­хорошо двигаются под музыку, третьи - имеют довольно прочные знания о музыкальных инструментах, простых музыкальных формах,

Слайд 10В программах по музыкальному воспитанию детей в детском саду (О. П.

Радынова, Н. А. Зимина и др.) именно умение воспринимать музыкальные произведения определяется авторами как базовое для развития других умений дошкольников: умения петь, двигаться под музыку, исполнять простые музыкальные произведения на элементарных детских музыкальных инструментах.
Цель формирования у детей умения слушать и слышать музыку может быть реализована в следующих задачах:
1. Формировать у дошкольников умение слушать: от хорошо известных «близких» звуков, окружающих ребенка в повседневной жизни, до звуков, составляющих музыкальную интонацию.
В программах по музыкальному воспитанию детей в детском саду (О. П. Радынова, Н. А. Зимина и др.)

Слайд 112. Формировать у дошкольников умение через музыкальную интонацию, спетую, сыгранную на

музыкальном инструменте или музыкальной игрушке, моделировать художественный образ музыкального произведения.
3. Сопоставлять, сравнивать звуки, услышанные в жизни, в том числе и звуки, составляющие ту или иную музыкальную интонацию, с цветом, светом и графической линией.
Для того, чтобы ребенок научился слушать музыку, следует сначала научить его слушать звуки мира, которые издаются неживыми объектами и живыми существами, а затем уже переходить к звукам музыкальным. Для решения этой задачи прекрасно подходят опыты, эксперименты со звучащими предметами и элементарными детскими музыкальными инструментами. Рассмотрим примеры таких экспериментов, опытов и игр.

2. Формировать у дошкольников умение через музыкальную интонацию, спетую, сыгранную на музыкальном инструменте или музыкальной игрушке, моделировать

Слайд 12ИГРЫ НА ОПОЗНАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ, ШУМОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

«Эхо». Дети стоят в кругу, взявшись за руки, водящий (ребенок) в центре круга. Дети движутся по кругу и речитативом произносят слова: Коля (имя водящего), ты у нас в лесу! Мы тебя зовем: «Ay!». Ну-ка, глазки закрывай, Кто зовет тебя, узнай! Водящий внутри круга выполняет действия, соответствующие тексту и игровой ситуации. Один из стоящих в кругу (его определяет педагог) зовет водящего: можно назвать по имени, крикнуть: «Ау!», издать какой-нибудь звук, подражая зверю, птице, насекомому и т.д. Водящий, определив, откуда доносится звук и его автора, начинает движение к нему с закрытыми глазами, чтобы удостовериться в правильности своего решения. Если догадка оказалась верной, водящий и позвавший меняются местами. Игра повторяется.
ИГРЫ НА ОПОЗНАНИЕ И СРАВНЕНИЕ ЗВУКОВ, ШУМОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.

Слайд 13«Шумовой оркестр». Педагог просит детей быть внимательными и показать и назвать,

какой из инструментов (колокольчик, бубен, ложки, металлофон, бубенцы и др.) «нe молчал, а играл» или «нe играл, а молчал» (используются два-три инструмента). Ребенок, стоя спиной к педагогу, слушает, а затем, повернувшись, показывает и называет «молчавший» или «игравший» инструмент. Когда все музыкальные инструменты будут названы, дети разбирают их: каждый берет тот, звучание которого он отгадал. Исполняют в той же последовательности, в которой угадывали звучание, простой ритмический рисунок - сначала по одному, потом все вместе. «На чем играю?» Дети сидят на стульях. Педагог один за другим показывает музыкальные инструменты одной группы (бубен, треугольник, колокольчик, металлофон, ложки, и т.д.), знакомит детей с их звучанием, затем прячется за ширму и играет на одном из них - дети должны узнать его по звучанию. В следующий раз музыкальную загадку загадывает кто-то из детей (по очереди все оказываются в роли водящего).
«Шумовой оркестр». Педагог просит детей быть внимательными и показать и назвать, какой из инструментов (колокольчик, бубен, ложки,

Слайд 14В конце под оркестровую запись дети, каждый на своем инструменте, играют

музыкальный отрывок, где солируют ударные, духовые, струнные инструменты. «Голос леса». Дети слушают завывание вьюги, щебетание птиц, шелест листвы, журчание ручейка, шум прибоя и т.д. и рисуют отгадки (кто или что издает такие звуки). Все рисунки-отгадки помещают на выставку. Игра с бубном. Дети стоят в кругу, один ребенок с бубном в руках стоит в середине.1 часть (полька) - ребенок бьет в бубен, а дети танцуют на месте кто как хочет. II часть - дети, закрыв глаза, садятся на корточки; водящий выходит из круга, проходит с бубном сзади сидящих детей и бесшумно кладет его за спиной одного из них; с последним аккордом все дети, не оборачиваясь, ищут бубен за спиной. Тот, у кого он оказался, выходит в круг. III часть - водящий ребенок танцует, остальные хлопают в ладоши. Затем игра повторяется с новым водящим.
В конце под оркестровую запись дети, каждый на своем инструменте, играют музыкальный отрывок, где солируют ударные, духовые,

Слайд 15«Горячо - холодно». С помощью считалки выбирается водящий. Он прячет игрушку

(любую) и получает музыкальный инструмент (погремушка, барабан, бубен и др.), предлагает найти игрушку, ориентируясь на силу звука музыкального инструмента: чем ближе ребенок к спрятанной игрушке, тем более громкий звук извлекает водящий. При повторении игры музыкальный инструмент заменяется на другой. ИГРЫ - ЭКСПЕРИМЕНТЫ
«Колебания струны»Для начала, можно посмотреть, как рождается звук во время колебания. Для этого надо взять обычную канцелярскую резинку, натянуть ее между пальцами, дернуть за нее пальцами другой руки и смотреть на вибрацию резинки. Это самое главное, что нам нужно знать при изучении звука (так как звук – это колебательное движение).
«Горячо - холодно». С помощью считалки выбирается водящий. Он прячет игрушку (любую) и получает музыкальный инструмент (погремушка,

Слайд 16«Поющий шар» (два простых эксперимента на вибрацию).
Надо взять воздушные шары и

монеты разного размера. Просовываем монеты в шарики, а потом их надуваем. Завязываем шарики и начинаем быстро их вращать. Очень хорошо будет слышно, что чем больше и тяжелее монета, тем ниже звук.
Теперь берем шестигранную гайку. Вставляем в воздушный шарик, надуваем его и завязываем. Раскручиваем и наслаждаемся звуком вибрации, вследствие соударения стенок гайки с внутренней стенкой шарика. Можно даже потрогать шарик во время вращения гайки, и почувствовать частоту вибрации: чем выше звук, тем больше частота, а чем ниже звук, тем меньше частота.
«Музыка или шум?» Цель: научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки.
«Поющий шар» (два простых эксперимента на вибрацию).Надо взять воздушные шары и монеты разного размера. Просовываем монеты в

Слайд 17Материал: металлофон, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками»,

наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой и др. Ход эксперимента. Дошкольники рассматривают предметы (музыкальные и шумовые). Взрослый определяет вместе с детьми, какие из них музыкальные. Дети называют предметы, извлекают один-два звука, вслушиваясь в них. Взрослый проигрывает на одном из инструментов несложную мелодию и спрашивает, знают ли ребята эту песенку. Затем выясняет, получится ли она, если просто постучать по кубику. (Нет.) Как назвать то, что получится? (Шум.) Дети рассматривают коробочки со « звуками», заглядывают в них и определяют, одинаковые ли будут звуки и почему. (Нет, так как разные предметы «шумят» по-разному).
Материал: металлофон, балалайка, деревянные ложки, металлические пластины, кубики, коробочки со «звуками», наполненные пуговицами, горохом, пшеном, ватой, бумагой

Слайд 18Затем дошкольники извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит

каждая. Одному из ребят завязывают глаза, остальные по очереди извлекают звуки из разных предметов. Ребенок с завязанными глазами должен угадать название музыкального инструмента или звучащего предмета. «Откуда берется голос?» Цель: подвести к пониманию причин возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи. Материал: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи. Ход эксперимента. Взрослый предлагает детям «пошептаться» - сказать друг другу «по секрету», тихо, какие-нибудь слова. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняем, что мы для этого сделали. (Сказали громким голосом.) Откуда выходили громкие звуки? (Из горла.)
Затем дошкольники извлекают звуки из каждой коробочки, стараясь запомнить, как звучит каждая. Одному из ребят завязывают глаза,

Слайд 19Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень

громко, то тише и объясняют, что почувствовали рукой: когда говорили громко - в горле что-то дрожало; когда говорили шепотом - дрожания не было. Педагог рассказывает о голосовых связках, об охране органов речи (голосовые связки сравниваются с натянутыми ниточками: для того, чтобы сказать слово, надо, чтобы «ниточки» тихонько задрожали). Далее проводится опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: из нее извлекается тихий звук, если подергать за нить. Выясняем, что надо сделать для того, чтобы звук был громче. (Дернуть посильнее - звук усилится.) Взрослый объясняет также, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить (ведь если дернуть сильно за нить, она порвется).
Ребята подносят руку к горлу, произносят слова то шепотом, то очень громко, то тише и объясняют, что

Слайд 20Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.

«Как появляется песенка?» Цель: выявить причины возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от размера. Материал: ксилофон, металлофон. Ход эксперимента. Взрослый предлагает детям сыграть на инструменте простую мелодию (например « Едет, едет паровоз» ) сначала в одном регистре, а затем повторить эту мелодию в другом регистре. Выясняем, одинаково ли звучали песенки. (Первый раз - нежнее, второй - грубее.) Обращаем внимание на размер трубочек инструмента, делаем вывод: у трубочек большого размера звук грубее (ниже), у маленьких - тоньше (выше). Соответственно в песенках встречаются высокие и низкие ноты.
Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет голосовые связки.

Слайд 21Ксилофон
Металлофон

КсилофонМеталлофон

Слайд 22«Коробочка с секретом»

Цель: выявить причину ослабления звука. Материал: коробочки с мелкими предметами из разных материалов или крупами; одна коробочка с «секpeтом» - внутри она полностью обложена поролоном. Ход эксперимента. Педагог предлагает отгадать по звуку, что находится в коробочках. Дети трясут коробочку, извлекая звук, сравнивают звучание в разных коробочках, определяют материал. (Звук резкий, громкий - металл; звук шуршащий - крупа.) Взрослый заранее изготавливает коробочку с «секретом» и ставит ее в один ряд с остальными, меняет их местами. Ребята пробуют отыскать эту коробочку по звуку (звук глухой, нехарактерный для металла).
«Коробочка с секретом»

Слайд 23Находят коробочку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез

(он как бы «застрял» в поролоне). Дети изготавливают коробочки с «секретом», обертывая их внутри поролоном. Проверяют, как они звучат и сохранила ли коробочка свой «секрет» (звук стал глуше, тише, неопределеннее). «Поющая струна» Цель: выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука). Материал: проволока без покрытия, деревянная рамка. Ход эксперимента. Дети с помощью взрослого закрепляют на деревянной рамке проволоку, слегка натянув ее. Дергая проволоку, слышат звук, наблюдают за частотой колебаний. Выясняют, что звук получается низкий, грубый, проволока дрожит медленно, колебания хорошо различимы.
Находят коробочку с «секретом», рассматривают ее устройство, выясняют, почему звук исчез (он как бы «застрял» в поролоне).

Слайд 24Натягиваем проволоку сильнее, повторяем опыт. Определяем, каким получился звук. (Стал тоньше,

проволока дрожит чаще.) Меняя натяжение проволоки, еще несколько раз проверяем зависимость звучания от частоты колебаний. Ребята делают вывод: чем сильнее натянута проволока, тем выше звук.
Натягиваем проволоку сильнее, повторяем опыт. Определяем, каким получился звук. (Стал тоньше, проволока дрожит чаще.) Меняя натяжение проволоки,

Слайд 26Трещотка

Трещотка

Слайд 27Шумовые инструменты

Шумовые инструменты

Слайд 28Маракасы

Маракасы

Слайд 29Струнные инструменты

Струнные инструменты

Слайд 30Заключение.
Таким образом, значение музыкальных игр, опытов и экспериментов со звучащими предметами

и музыкальными инструментами для познавательного развития детей неоспоримо – они концентрируют внимание, активизируют память, являются показателем постоянного интереса дошкольников к музыкальной деятельности. Кроме того, в процессе музыкально – экспериментальной деятельности дети научатся правильно использовать музыку в своей жизни, чтобы она могла служить им во благо.

Заключение.Таким образом, значение музыкальных игр, опытов и экспериментов со звучащими предметами и музыкальными инструментами для познавательного развития

Слайд 31Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть