Презентация, доклад План-конспект урока-семинара на тему Характерность образов в произведениях Детского альбома П. И. Чайковского

Содержание

Цель: обобщение средств и приёмов работы для раскрытия музыкальных образов произведений «Детского альбома» П.И. Чайковский. Задачи: Знакомство с историей создания «Детского альбома» П.И. Чайковского2. Определение стилистических особенностей и анализ пианистических трудностей пьес «Детского

Слайд 1Заголовок презентации
Подзаголовок презентации
План-конспект

урока-семинара на тему
Характерность образов
в произведениях «Детского альбома»
П. И. Чайковского
Заголовок презентацииПодзаголовок презентацииПлан-конспект

Слайд 2 Цель: обобщение средств и приёмов работы для раскрытия музыкальных образов произведений

«Детского альбома» П.И. Чайковский.

Задачи:
Знакомство с историей создания «Детского альбома»
П.И. Чайковского
2. Определение стилистических особенностей и анализ пианистических трудностей пьес «Детского альбома»
3. Анализ и использование средств музыкальной выразительности
в раскрытии характера образов.
Повышение мотивации студентов к профессиональной деятельности.

Цель: обобщение средств и приёмов работы  для раскрытия музыкальных образов произведений  «Детского альбома» П.И.

Слайд 3 Методы: практический, словесный, активного мышления, метод эмоциональной драматургии, сравнения, наблюдения, метод

иллюстрирования, методы стимулирования интереса и мотивации к деятельности.






Методы:  практический, словесный, активного мышления, метод эмоциональной драматургии, сравнения, наблюдения, метод иллюстрирования, методы стимулирования интереса

Слайд 5История создания «Детского альбома»



О начале работы над циклом детских пьес

известно из переписки Чайковского. Находясь в Каменке, он пишет П. Ю. Юргенсону
«Завтра примусь за сборник миниатюрных пьес для детей.
Я давно уже подумывал о том, что не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень не богата.
Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости с
заманчивыми для детей заглавиями как у Шумана.»





Непосредственно созданию
«Детского альбома» предшествовало длительное общение композитора
с племянником Колей Давыдовым.

История создания «Детского альбома» О начале работы над циклом детских пьес известно из переписки Чайковского. Находясь в

Слайд 6Содержание цикла

Содержание цикла

Слайд 7Пьесы расположены в логической последовательности.
В чередовании пьес развиваются два сюжета:


один отражает жизнь ребёнка на протяжении одного дня
второй символизирует жизненный путь человека.


Чтобы вникнуть в эти «сюжеты»,
необходимо осознать конструктивное единство
«Детского альбома».

Содержание
цикла

Пьесы расположены в логической последовательности. В чередовании пьес развиваются два сюжета: один отражает жизнь ребёнка на протяжении

Слайд 8Опус состоит
из ряда миниатюрных циклов
Начальный мини цикл
редощущение ребёнком грозного

мира, ожидающего его за порогом отчего дома, угадывается в пьесах
«Утренняя молитва», «Зимнее утро».
Мир и покой детской душе возвращает «Мама».

Следующие пьесы посвящены детским играм и танцам.
Игры мальчиков: очаровательные
«Игрой в лошадки» и «Марш деревянных солдатиков»
Девочки, героини пьес:
«Новая кукла» - безудержная радость от полученного подарка
«Болезнь куклы» - проникновенная горестная музыка
«Похороны куклы» - скорбный марш

Три следующих танца танцуют мальчики и девочки.
«Вальс», русская по колориту «Полька» и суровая «Мазурка» замыкает вереницу «домашних» пьес.


П

С

Т

Опус состоит из ряда миниатюрных цикловНачальный мини цикл редощущение ребёнком грозного мира, ожидающего его за порогом отчего

Слайд 9Мини цикл - путешествия по России

«Русская песня»
сродни «Прогулкам» из «Картинок

с выставки»
М. Мусоргского.


«Мужик на гармонике играет»
маленькая, трагикомическая зарисовка.


«Камаринская»
удалая русская пляска.


Опус состоит
из ряда
миниатюрных циклов

Мини цикл - путешествия по России«Русская песня» сродни «Прогулкам» из «Картинок с выставки» М. Мусоргского. «Мужик на

Слайд 10Мини цикл – путешествия заграницу

«Итальянская песенка»
услышанная во Флоренции в исполнении мальчика

под аккомпанемент гитары.

«Старинная французская песенка»
грустная и поэтичная.

«Немецкая песенка»
лёгкая, обаятельная.

«Неаполитанская песенка»
пленительная, изящная.

Опус состоит
из ряда
миниатюрных
циклов

Мини цикл – путешествия заграницу«Итальянская песенка»услышанная во Флоренции в исполнении мальчика под аккомпанемент гитары. «Старинная французская песенка»грустная

Слайд 11Опус состоит
из ряда
миниатюрных
циклов
Сказочный «вечерний» мини цикл
знаменующий
«возвращение домой».

«Нянина

сказка»
фантастическая, тревожная, таинственная.


«Баба Яга»
злая, загадочная, волшебная.


«Сладкая грёза»
мечтательная, трепетная.

Опус состоит из ряда миниатюрных цикловСказочный «вечерний» мини циклзнаменующий «возвращение домой».«Нянина сказка»фантастическая, тревожная, таинственная.«Баба Яга» злая, загадочная,

Слайд 12Опус состоит
из ряда
миниатюрных
циклов
Философский эпилог цикла.


«Песня жаворонка»
живописная зарисовка с

налётом грусти


«В церкви»
образ церковного пения.


«Шарманщик поёт»
Жанровая зарисовка



Опус состоит из ряда миниатюрных цикловФилософский эпилог цикла.«Песня жаворонка»живописная зарисовка с налётом грусти«В церкви» образ церковного пения.

Слайд 13Методический анализ
избранных пьес «Детского альбома»
П.И. Чайковского
В

музыке слышится восторг удовольствия от полученного подарка.
Ритмическая фигура аккомпанемента, возбуждённый ритм создаёт образ маленькой героини пьесы, стремительно вбегающей в комнату с новой куклой.
Жанровая основа пьесы – вальс.
Темп - «скоро» - подчеркивает стремительность, радость, восторг, лучезарное настроение. Волнообразная, очень чуткая и контрастная динамика помогает раскрытию образа.
Секвенционный принцип развития в средней части создаёт изящный, завершённый танцевальный фрагмет
Завершающий эпизод интересен краской используемых композитором гармоний.

«Новая кукла»

ОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Методический анализ избранных пьес  «Детского альбома» П.И. Чайковского   В музыке слышится восторг удовольствия от

Слайд 14Методический анализ
избранных пьес «Детского альбома»
П.И. Чайковского
«Новая кукла»
Тонкая

фразировка и фразировочная динамика, «взлетающие» мотивы и «ниспадающие» интонации, требуют цельности в исполнении

«порхающие» мотивы среднего раздела, едва заметная опора на первый звук мотива, «спорящая» с метрическим акцентом, гибкая волнообразная динамика

Единство темпа в сочетании с тонкой выразительностью.


ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИ

Методический анализ избранных пьес  «Детского альбома» П.И. Чайковского«Новая кукла» Тонкая фразировка и фразировочная динамика, «взлетающие» мотивы

Слайд 15Методический анализ
избранных пьес «Детского альбома»
П.И. Чайковского
«Мужик
на гармонике играет»


ОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Скорее это шуточная картинка, маленький эпизод народного гулянья.
Темп adagio.
Жанровая направленностью музыки - плясовая.
Этому способствует и отрывистое произнесение аккордов и острые снятия в окончаниях лиг.
Более связное исполнение (Я. Флиер, М. Плетнёв),
в сочетании с медленным темпом окрашивает гармошечный перебор печальным,
тоскливо-заунывным колоритом.
«mf» в начале пьесы постепенно разрастается до
«f», настойчивые повторы одной и той же гармонической фигуры требуют динамического нарастания к кульминации.
Последующее постепенное угасание звучности создаёт эффект удаляющегося звучания.

Методический анализ избранных пьес  «Детского альбома» П.И. Чайковского«Мужик на гармонике играет» ОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИСкорее

Слайд 16Методический анализ
избранных пьес «Детского альбома»
П.И. Чайковского
«Мужик
на гармонике играет»



Массивные аккорды в мелодическом движении создают

Аппликатурные трудности

Трудности синхронного звучания правой и левой руки

Штриховые и динамические трудности.




ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИ

Методический анализ избранных пьес  «Детского альбома» П.И. Чайковского«Мужик на гармонике играет» Массивные аккорды в мелодическом движении

Слайд 17Методический анализ
избранных пьес «Детского альбома»
П.И. Чайковского
«Полька»
ОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Самый детский танец «Детского альбома»
«Полька»
Царит атмосфера шумного детского веселья, праздничного «бала для маленьких».
Дети танцуют весёлую польку.
Это парный танец с небольшими прыжками и притопами. В музыке это выражается в задорных форшлагах, остром звучании, игривых изломах мелодии, яркой, энергичной динамике.
Пары движутся по кругу.
Танцующие то изящны и грациозны, то немного неуклюжи, комично - неловки.

Методический анализ избранных пьес  «Детского альбома» П.И. Чайковского«Полька»ОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИСамый детский танец «Детского альбома»

Слайд 18Методический анализ
избранных пьес «Детского альбома»
П.И. Чайковского
«Полька»
В пьесе много

динамических «вилочек».
Подвижная динамика представляет некоторую трудность.
Не стоит сглаживать динамические нарастания и спады: полька должна звучать живо и весело.
Важно правильное ощущение метрических долей, чтобы музыка не потеряла ритмическую остроту.
Достаточно сложная фактура требует большой технической работы.

ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИ

Методический анализ избранных пьес  «Детского альбома» П.И. Чайковского«Полька» В пьесе много динамических «вилочек». Подвижная динамика представляет

Слайд 19Методический анализ
избранных пьес «Детского альбома»
П.И. Чайковского
ОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

«Нянина сказка»

Сказка не страшная, скорее смешная.
Острое звучание, резкие гармонии создают сказочный образ.
Благодаря паузам, неожиданным акцентам и скачкам мелодии, напоминающим испуганные возгласы, музыка звучит тревожно.
В средней части тревога нарастает, возникает ощущение чего то страшного.
Но светлая тональность напоминает нам о том, что все сказки заканчиваются добром.

Методический анализ избранных пьес  «Детского альбома» П.И. ЧайковскогоОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ«Нянина сказка»Сказка не страшная, скорее

Слайд 20Методический анализ
избранных пьес «Детского альбома»
П.И. Чайковского
«Нянина сказка»
ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИ
Освоение

трудного нотного текста
Владение штрихом staccato в сочетании с акцентами
Умение долго играть одинаковым штрихом
Аппликатурные трудности
Владение постепенными crescendo и diminuendo, градацией динамики от «p» до «f»
Ритмическая и метрическая точность, сообщающая музыке причудливость и необычность.
Методический анализ избранных пьес  «Детского альбома» П.И. Чайковского«Нянина сказка»ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИОсвоение трудного нотного текстаВладение штрихом staccato

Слайд 21Методический анализ
избранных пьес «Детского альбома»
П.И. Чайковского
ОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ

ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

«Неаполитанская
песенка»

«Неаполитанская песенка» - одна из самых ярких пьес
«Детского альбома».
Она пришла в музыку Чайковского с улиц Неаполя.
Напоминает народный итальянский танец – тарантеллу,
который часто сопровождается пением.
Это быстрый, живой, жизнерадостный танец с чётким ритмом, грациозный, изящный, задорный.
Очень выразительно переданы черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов:
кастаньет, отчётливо подчёркивающих ритм музыки, её энергичный, горделивый характер
и мягкое звучание гитары, сопровождающей пение.
Композитор использует staccato, синкопы, акценты и острый ритмический рисунок, подчёркивая грациозность и горделивость тарантеллы.
В «Неаполитанской песенке» две части:
запев, где мы слышим песенку
припев, в мелодии которого властвует стихия стремительного танца, весёлого итальянского карнавала.

Методический анализ избранных пьес  «Детского альбома» П.И. ЧайковскогоОБРАЗ И СРЕДСТВА МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ«Неаполитанская песенка»«Неаполитанская песенка» - одна

Слайд 22«Неаполитанская
песенка»
ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИ
Тихое, острое, грациозное, звучание аккомпанемента в партии левой

руки
Чередование staccato, коротких лиг, акцентов в мелодии
Чёткий ансамбль партии правой и левой руки
Тонкая фразировочная динамика
Аппликатурные сложности, репетиции в мелодическом рисунке
Стремительный темп и яркая динамика во второй части.


«Неаполитанская песенка»ОСНОВНЫЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ СЛОЖНОСТИТихое, острое, грациозное, звучание аккомпанемента в партии левой рукиЧередование staccato, коротких лиг, акцентов в

Слайд 23Литература
Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1988.

Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1971
Айзенштадт С. А. «Детский альбом» П. и. Чайковского. –М.: издательский дом «Классика –XXI», 2009.
Браудо И. А. Артикуляция Л., 1961
Гольденвейзер Е. И. Записи уроков А. Б. Гольденвейзера // В классе А. Б. Гольденвейзера. М., 1986.
Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути развития музыкального романтизма. М., 1997.
Кандинский – Рыбников А., Месропова М. О. О не опубликованной П. И. Чайковским первой редакции «Детского альбома»// Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 11. М.: Музыка, 1997.
Кандинский – Рыбников А. Аннотация к грамзаписи: П. Чайковский. Большая соната; Детский альбом. Исполняет М. Плетнёв. А 10 00611009.
Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского. М.: Музгиз, 1949.
Чайковский М. Жизнь Петра Ильича Чайковского. Т.1-2. М.: Алгоритм, 1997.
Литература Алексеев А. Д. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1988.  Алексеев А. Д. Методика обучения игре

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть