Презентация, доклад педагогического опыта. Городское Методическое объединение учителей музыки март 2017 года

Содержание

Раздел 1 Синтез искусств на уроке: музыка и литература Декламация в ритме музыки2 класс Раздел: «День, полный событий».Тема: «Расскажи сказку»"Сказочка" С. Прокофьева и "Сказка о мёртвой царевне" А.ПушкинаПоследовательность заданий: 1. Прочитать фрагмент из Сказки

Слайд 1Учитель музыки, МХК, ОРКСЭ Мишина Галина Николаевна МАОУ СШ №32

Учитель музыки, МХК, ОРКСЭ Мишина Галина Николаевна МАОУ СШ №32

Слайд 2Раздел 1 Синтез искусств на уроке: музыка и литература
Декламация в

ритме музыки
2 класс
Раздел: «День, полный событий».
Тема: «Расскажи сказку»
"Сказочка" С. Прокофьева и "Сказка о мёртвой царевне" А.Пушкина
Последовательность заданий:
1. Прочитать фрагмент из Сказки Пушкина.
2. Прослушать начальные такты Сказочки Прокофьева.
3. Простучать ритм Сказочки (повторяющаяся ритмическая группа)
4. Прочесть стихотворный текст в ритме музыки.


Раздел 1   Синтез искусств на уроке: музыка и литература Декламация в ритме музыки2 класс Раздел:

Слайд 3Сказочка
В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не

видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста".

Сергей Прокофьев

Сказочка В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих

Слайд 4Пётр Чайковский
И царица хохотать, И плечами пожимать. И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться

подбочась. Гордо в зеркальце глядясь.

Нянина Сказка

Пётр ЧайковскийИ царица хохотать, И плечами пожимать. И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась. Гордо

Слайд 5Раздел 2 Изобразительность в музыке Тембр
Определить изобразительную и выразительную роль тембров

музыкальных инструментов в музыке П.Чайковского "Битва с мышами" из балета "Щелкунчик"
- работа на установление связи голоса (тембра) с изображениями инструментов и их ролью в звуковой палитре музыкальной картины
Раздел 2 Изобразительность в музыке Тембр  Определить изобразительную и выразительную роль тембров музыкальных инструментов в музыке

Слайд 6Изобразительность
Тембр

Звуковая палитра
Музыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора, что мы

начинаем как бы видеть изображаемые звуками картины
ИзобразительностьТембрЗвуковая палитраМузыка настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора, что мы начинаем как бы видеть изображаемые звуками

Слайд 7Музыка П.Чайковского
Балет «Щелкунчик»

Музыка П.ЧайковскогоБалет «Щелкунчик»

Слайд 8Флейта-пикколо
тромбон
Большой барабан
скрипка
труба
Какова роль в создании картины битвы
тембра этих инструментов?

Флейта-пикколотромбонБольшой барабанскрипкатрубаКакова роль в создании картины битвытембра этих инструментов?

Слайд 9Для какой цели композитор
использует эти инструменты ?
Мышиный писк
Выстрел из пушки
Страх

и напряжение

Угрозу, враждебность

Призыв, отвагу

Чтобы изобразить

Чтобы выразить

Для какой цели композитор использует эти инструменты ?Мышиный пискВыстрел из пушкиСтрах и напряжениеУгрозу, враждебностьПризыв, отвагуЧтобы изобразитьЧтобы выразить

Слайд 10Мышиный писк
Выстрел из пушки
Интонации
страха и напряжения
Угроза,
враждебность
Призыв, отвага

Мышиный пискВыстрел из пушкиИнтонациистраха и напряженияУгроза, враждебностьПризыв, отвага

Слайд 11«Ледовое побоище»
из кантаты Александр Невский
С.Прокофьев

«Ледовое побоище» из кантаты Александр НевскийС.Прокофьев

Слайд 12«Ледовое побоище»
Кантата «Александр Невский»
Сергей Прокофьев
Кантату
Исполняют
Хор
Оркестр
Солисты

«Ледовое побоище»Кантата «Александр Невский»Сергей ПрокофьевКантатуИсполняютХорОркестрСолисты

Слайд 13Какие выразительные средства использует композитор для создания картины битвы?
Издалека доносится звук

тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал тембр для этого сигнала. Он считал, что он должен быть «Неприятным для русского уха». В фильме этот сигнал исполняет валторна, записанная со специальным искажением. В концертной же практике эта тема поручена тромбону с сурдиной.

Сумрачный зимний пейзаж, застывшее озеро в морозной мгле. Пустынное зимнее утро перед началом побоища.

Дрожание – тремоло - струнных

Какие выразительные средства использует композитор для создания картины битвы?Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев очень долго искал

Слайд 14 На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют на латинском

языке фанатичный хорал.

Мужской хор

Малый барабан Бубны

 На фоне ритма скачки рыцари на латинском языке поют на латинском языке фанатичный хорал.Мужской хорМалый барабан

Слайд 15Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит

тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская атака. Её сопровождает новая стремительная, удалая тема.

Эти темы, как противники в бою,
сталкиваются друг с другом.
Потом вражеская тема слабеет, искажается.

Но вот в бой вступает дружина Александра Невского. У трубы звучит тема «Вставайте, люди русские!». Начинается русская

Слайд 16Составь словосочетание из двух частей

Составь словосочетание из двух частей

Слайд 17 Выбери из списка, подходящие слова для описания музыки, изображающей
Русских воинов:

Выбери из списка, подходящие слова для описания музыки, изображающейРусских воинов:

Слайд 18 Выбери из списка, подходящие слова для описания музыки, изображающей
Крестоносцев:


Выбери из списка, подходящие слова для описания музыки, изображающейКрестоносцев:

Слайд 19Впиши подходящие слова, чтобы рассказать
о музыке, завершающей «Ледовое побоище»
?

Впиши подходящие слова, чтобы рассказать о музыке, завершающей «Ледовое побоище»?

Слайд 20Раздел 3 Исследовательские работы учащихся
Темы:
«Роль музыки в жизни человека на примере

прозы Виктора Астафьева»
«Интонации речи становятся музыкой»
«Песни Рождества»
«Песнопения Богородице»
Раздел 3 Исследовательские работы учащихсяТемы:«Роль музыки в жизни человека на примере прозы Виктора Астафьева»«Интонации речи становятся музыкой»«Песни

Слайд 21Создание композиции из двух произведений разных видов искусства
Исследовательский проект "Роль музыки

в жизни человека на примере прозы Виктора Астафьева"

Г.Свиридов Романс
Текст:
«Музыка, быть может, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада. Никто так близко, как музыкант, не соприкоснулся с подсознанием человеческим, - той самой неотгаданной материей и вечной тайной, что живет в нас, тревожит и волнует.
Люди плачут, слушая музыку, плачут от соприкосновения с чем-то прекрасным, казалось бы, умолкнувшим, навсегда утраченным, плачут, жалея себя и то чистое, дивное создание в себе, что было задумано природой, но в борьбе за существование человеком же и погублено..» В.Астафьев

Создание композиции из двух произведений разных видов искусстваИсследовательский проект

Слайд 22«В углу»
Няня сердится, ругается
Мишенька обижен, жалуется.
Затем сваливает вину на котёночка,
возможно врёт.

- Затем хвалит себя.
- Затем дразнит и обижает няню.
- Под конец пригрозил,
что не будет любить.

Давайте проследим, какие чувства героев выражает музыка:

Исследовательская работа "Интонации речи становятся музыкой" ученицы 3 класса Парусовой Алины построена на выявлении выразительности вокальных интонаций в вокальном цикле "Детская" Модеста Мусоргского.

«В углу»Няня сердится, ругаетсяМишенька обижен, жалуется.Затем сваливает вину на котёночка,возможно врёт. - Затем хвалит себя. - Затем

Слайд 23Ах ты проказник!
Клубок размотал,

прутки растерял

Ах ты! все петли спустил!
Чулок весь

забрызгал чернилами!


В угол! В угол! Пошёл в угол! Проказник!

А теперь рассмотрим,
как мелодия
выражает эти эмоции.

7

6

3

7

Ах ты проказник! Клубок размотал, прутки растерял Ах ты! все петли спустил! Чулок весь забрызгал чернилами! В

Слайд 24
Исследовательский проект
«Песни Рождества»
Составление своего варианта слов песни.
Идея:
объединить разные

куплеты из всех трёх вариантов одну песню и создать самый подробный текст песни для выступления перед слушателями, чтобы рассказать слушателям различные подробности тех давних событий.
Исследовательский проект «Песни Рождества»Составление своего варианта слов песни. Идея: объединить разные куплеты из всех трёх вариантов одну

Слайд 25Полный текст песни (свой вариант):

1. Рождество Христово - Ангел

прилетел.  Он летел по небу, людям песни пел:  - Все люди ликуйте, в сей день торжествуйте
-Днесь - Христово Рождество! 

2. Я лечу от Бога, радость вам принес,
Что в пещере темной родился Христос!
Скорей поспешайте, Младенца встречайте 
Днесь - Христово Рождество!  3. Пастухи в пещеру прежде всех пришли,
В яслях на соломе Господа нашли.
На колени пали, Христу дары дали
Новонарождённому! 2-3

4. А волхвы с востока за звездою шли,  Смирну, ладан, злато Царю царей несли.  Пришли, удивились, кротко преклонились.  Днесь Христово Рождество!  1

5. Ирод злоречивый о Христе узнал
И убить Младенца воинов послал.
Всех детей избили, мечи притупили,
А Христос в Египте был! 2-3
6. Все мы согрешили, Спасе, пред Тобой.  Мы все люди грешны, Ты один Святой.  Прости согрешенья, дай нам оставленье.  Днесь - Христово Рождество!

1-2-3

2-3

1-3

Полный текст песни (свой вариант):  1. Рождество Христово - Ангел прилетел.    Он летел по

Слайд 26Песня в жанре колядок
- народных песен христианского содержания.
Подобно духовным

стихам "сочетает фольклорные и церковные интонации", являет собой "синтез христианской веры и народного творчества«.

Наше исполнение:
в традиционном характере духовного песнопения: сдержанно-радостном, сосредоточенно - напевном

Песня в жанре колядок - народных песен христианского содержания. Подобно духовным стихам

Слайд 27Молитва-величание Песнь Пресвятой Богородице:
Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м,

без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.
Песнь Богородицы — песнопение православной утрени и вечерней служб.

Исследовательская работа «Песнопения Богородице» включает описание видов православных песнопений, посвящённых Богородице

Молитва-величание Песнь Пресвятой Богородице: Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую

Слайд 28 Тропа́рь (греческое τροπάριον) краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и

призывается на помощь священное лицо.

По уставу Русской православной церкви каждому празднику полагается свой тропарь.

Тропа́рь (греческое τροπάριον)  краткое молитвенное песнопение, в котором раскрывается сущность праздника, прославляется и призывается на помощь священное

Слайд 29Принципы учебной работы с произведениями духовной музыки:
1. Глубокое содержание

не всегда доступно ребёнку сразу и в целости. Нужно разъяснять: слова, язык, разбирать и переводить, объяснять значение текста.
2. Всегда обращать внимание на способы исполнения, разбирать со стороны сложившейся исторической традиции и тембровой окраски звучания.
3. Чтобы почувствовать красоту мелодии, нужно пропеть главные мотивы, интонации произведения.
4. Научить сопереживать музыке, вслушиваться в неё можно только собственным примером глубокого включения в слушание.

Раздел 4 Тема духовной музыки на уроке

Принципы учебной работы с произведениями духовной   музыки:1. Глубокое содержание не всегда доступно ребёнку сразу и

Слайд 305. Слушать духовную музыку, не давая базовые понятия вероучения бесполезно.
6. Духовная

музыка и светская музыка верующих композиторов, а также народная музыка на христианские темы и сюжеты должна звучать с первых уроков, и в последующее время обращение и возвращение к ней должно быть постоянным вплоть до окончания курса предмета.
7. Приносит пользу слушать духовную музыку с закрытыми глазами, со сложенными внутренней стороной друг к другу ладонями; необходимо настроить учащихся на сосредоточение, самоуглубление. Это возможно и необходимо делать также с первого класса.
5. Слушать духовную музыку, не давая базовые понятия вероучения бесполезно.6. Духовная музыка и светская музыка верующих композиторов,

Слайд 31"Пришло Рождество, начинается торжество" 1 класс
"Молитва" 2 класс
"

Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. С.Рахманинов. Богородице Дево, радуйся!" 3 класс
"Святые земли русской. Стихира всем святым" 4 класс
"Небесное и земное в звуках и красках" 5 класс
"Да исправится молитва моя" 6 класс

Слайд 32«Пусть язык поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения,

дабы в пении участвовали твой дух и твой ум.» Василий Великий
«Пусть язык поет, а ум пусть прилежно размышляет над смыслом песнопения, дабы в пении участвовали твой дух

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть