Слайд 1
«Интегрированные музыкальные занятия
как способ формирования образного мышления детей
дошкольного возраста».
Слайд 2«Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово
— интонация, с которой оно произносится,
является капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребёнка, формированием его личности».
Всеволод Петрович Кащенко.
Слайд 3
Интеграция (в переводе с латинского) –
это восстановление до целого, т.е.
из частностей складывается целое. В педагогике такой подход означает, что ребенок-дошкольник «целостен» и формирование целостной картины мира и себя в этом мире, должно осуществляться адекватными для него способами, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно.
Слайд 4Развитие ребёнка, как целостной личности, является основной задачей всех современных программ
воспитания дошкольников. В практике работы детских дошкольных образовательных учреждений мы наблюдаем интенсивное развитие дошкольников, это приводит к перегрузке детей и отрицательно сказывается на их здоровье. А интегрированные занятия являются положительным решением образовательных задач, при решении которых уменьшается психологическая и физическая нагрузка у детей.
Слайд 5До введения ФГТ в ДОУ проводились не связанные между собой занятия,
представляющие , как правило, отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, поскольку не актуализируется ребенком в его жизни, и, соответственно, не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязано.
Это привело к вопросу об использовании интегративного подхода в образовании детей дошкольного возраста. Одна из форм осуществления данного подхода, позволяющего сэкономить детям время для общения, прогулок, самостоятельного творчества и игровой деятельности – интеграция непосредственно образовательной деятельности.
Слайд 6Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности ребёнка, его эмоционального, интеллектуального,
социально-нравственного здоровья, выход на творчески продуктивную деятельность дошкольников: рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд, сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование.
Слайд 7Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:
Мир, окружающий детей, познается ими
в своем многообразии и единстве;
Развитие потенциала самих воспитанников побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Слайд 8Использование различных видов деятельности в течение непосредственно образовательной деятельности поддерживает внимание
воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности образовательного процесса.
НОД с использованием интегрированного подхода раскрывает значительные педагогические возможности, повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Слайд 9Интегрированное занятие – это занятие, которое направлено на раскрытие целостной сущности определенной
темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.
Слайд 10Интегрированные занятия, которые готовит музыкальный руководитель, решают прежде всего задачи эстетического развития.
Музыкальное
воспитание в большей степени, чем другой вид искусства, доступен ребенку, так как в процессе слушания музыки у детей формируется восприятие музыкальных образов, они учатся соотносить их с литературными и выразительными образами изобразительного искусства разных видов (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство); разучивание песен обогащает лексический запас ребенка, помогает его закрепить.
Слайд 11
Методика проведения интегрированного занятия в детском саду.
Интегрированные занятия направлены на развитие
эмоциональной сферы детей. Общеизвестно, что чем богаче художественный опыт ребенка, тем точнее его критерии, оценки, тем выразительнее его творчество.
Интегрированные занятия требуют тщательной предварительной работы музыкального руководителя, воспитателя или специалистов. Музыкальный репертуар, выносимый на занятие, может быть предварительно апробирован на фронтальных и доминантных занятиях.
Слайд 12Как показывает практика, участие нескольких педагогов в занятии снижает утомляемость детей,
повышает их интерес к материалу и в конечном итоге результативность занятия. Поэтому, каждое интегрированное занятие предполагает активное участие музыкального руководителя, воспитателя и, если в штате предусмотрен, педагога дополнительного образования соответствующего профиля. Составляя циклы занятий, следует хорошо продумать с какого занятия лучше начать тот или иной цикл.
Слайд 13Разрабатывая методику проведения интегрированного музыкального занятия, необходимо помнить, что в основу
берется интегративно-тематический подход, при котором художественный образ рассматривается взаимосвязано. Детям предоставляется возможность познать, как одно и то же явление отражается в разных видах искусства, какие художественные средства использовали композитор, художник, поэт. Такие занятия позволяют музыкальному руководителю не только дать ребенку знания, умения, но и обобщить их, представить то или иное явление целостно.
Слайд 14Интегрированное занятие строится на взаимодействии, взаимовлиянии, взаимодополнении различных видов деятельности, образовательных
областей или видов искусства, при котором происходит синтез художественного восприятия и образного мышления, направленный на целостное восприятие образа.
Слайд 15Следуя принципу межпредметной связи, тема предстоящего интегрированного музыкального занятия изучается в одни
и те же дни на музыкальных и других художественно – эстетических занятиях. В ходе таких занятий происходит взаимосвязь восприятия музыки с активной познавательной деятельностью.
Перед итоговым интегрированным занятием, которое проходит в музыкальном зале, воспитатели настраивают детей на его «необычность», важность, создавая таким образом атмосферу радости и увлеченности происходящим.
Главное – необходимо дать детям возможность воплотить свое эмоциональное состояние в изобразительной и музыкальной творческой деятельности.
Слайд 16
Примерная структура интегрированного занятия
Вводная часть.
1.Мотивация – постановка проблемы. Создается проблемная ситуация, стимулирующая
активность детей к поиску ее решения (например, задается вопрос «Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?»).Эта часть должна нацеливать детей на содержание, вызывать у них желание взаимодействовать с воспитателем в процессе занятия. Определяя мотивацию, воспитатель должен руководствоваться интересами, желаниями детей группы.
Слайд 17Основная часть.
2.Содержание – должно быть жизненным, доступным пониманию детей. Детям даются или
новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса, или закрепляются уже имеющиеся из разных образовательных областей с обязательной опорой на наглядность, параллельно идет работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи. (Поиск. Опыты, эксперименты. Решение проблемы. Выводы. Продукты детской деятельности: схемы, зарисовки, макеты, конструкции)
Слайд 18Заключительная часть.
3. Анализ и оценка. Детям предлагается практическая работа (дидактические игры, рисование
и др.) на закрепление полученной информации или актуализация ранее усвоенной. Дети должны понять, с какой целью они занимались этой деятельностью, чему научились, что почерпнули для себя, для других. Если на занятии были созданы какие-то продукты деятельности (коллективная поделка, рисунок, макет, книга, рассказ), их надо презентовать: рассказать, что он для себя приобрел, чему научился, как это может быть использовано и т.д. Закрепляется радость открытия или создание новой проблемы на основе решения данной
Слайд 19
Во избежание переутомления детей, при разработке занятия необходимо сочетать задания с
высоким уровнем сложности с более простыми, а также играми и динамическими паузами. В некоторых случаях программные задачи по изобразительной деятельности могут быть занижены, чтобы, не увеличивая время проведения занятия, создать целостный образ обсуждаемого на занятии события или явления.
Слайд 20Можно представить схему интеграции
в виде дерева,
где корнями являются средства
выразительности,
стволом (т.е. центром всего) является художественный образ,
ветвями:
музыка;
литература, поэзия;
художественно-речевая деятельность и интонационно-образная речь
изобразительная деятельность и декоративно-прикладное искусство.
Слайд 21Хочется обратить особое внимание на использование информационно-коммуникационных технологий при разработке и
проведении не только открытых интегрированных занятий, но и при организации педагогического процесса в целом. Применение презентаций, мультимедийного оборудования, безусловно, усиливают впечатления детей, делают учебный материал еще более интересным, увлекательным и запоминающимся.
Слайд 22 Учитывая, что «интегрированное музыкальное занятие более сложное по насыщенности,
требующее серьезной и систематической предварительной работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, оно проводится 1 раз в квартал» /С.И.Мерзлякова – доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО/.
Слайд 23
И в заключении хочется сказать, что интегрированные занятия не только обогащают
знания детей об окружающем мире, но и способствуют развитию творческого мышления, формируют яркие положительные эмоции у детей в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Слайд 24Интегрированное музыкальное занятие:
«Все о барабане»
Старшая группа
МДОУ д/с №2
Выполнила:
Муз. Руководитель Андреева
О.В.
Слайд 25Цели
Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 26Задачи
Обучающие:
1.Познакомить детей с историей возникновения барабана и приемами игры на
нем.
2.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля, умение слушать друг друга.
3.Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом барабана.
Развивающие:
1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2.Развивать чувство ритма, памяти, внимания.
3.Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
Воспитательные:
1.Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.
2.Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.
3.Воспитание творческой инициативы.
Слайд 27Занятие: «Все о барабане!»
Музыкальное приветствие
гостей
Встреча с Оловянным Солдатиком
Слайд 28История барабана
Слушаем как и где родился барабан
Первый барабан там там
Слайд 31Бум бум , трам-там-там!
Это кто играет
там?
Слайд 36Презентацию для вас подготовила муз.рук.
Андреева О.В.
2014 год
Слайд 37А теперь для вас
СЮРПРИЗ !!!
ПОТАНЦУЕМ?