Презентация, доклад Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита Шехеразада

Направление:Сюита — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. Иногда вместо названия «сюита» композиторы использовали другое, также распространенное — «партита».  Термин «сюита» был введён во второй половине XVII века французскими композиторами. Сюиты

Слайд 1Итоговая работа «Мое любимое произведение» Подготовила Акимова Полина, ученица 6 Г класса, гимназии

№12

Н.А. Римский-Корсаков Симфоническая сюита "Шехеразада"

Итоговая работа  «Мое любимое произведение» Подготовила Акимова Полина, ученица 6 Г класса, гимназии №12 Н.А. Римский-Корсаков

Слайд 4Направление:
Сюита — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей,

объединённых общим замыслом. Иногда вместо названия «сюита» композиторы использовали другое, также распространенное — «партита». 
 
Термин «сюита» был введён во второй половине XVII века французскими композиторами. Сюиты XVII—XVIII веков были танцевальными; оркестровые нетанцевальные сюиты появились в XIX веке (известнейшие — «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского). 

Предшественником сюиты можно считать распространенное в конце эпохи Ренессанса парное сочетание танцев – медленного, важного (например, павана) и более оживленного (например, гальярда).

Для сюиты характерны картинная изобразительность, тесная связь с песней и танцем. Нередко сюиты составляются из музыки, написанной для балетов, опер, театральных постановок. Существуют также два особых вида сюиты — вокальная и хоровая.






Направление:Сюита — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей, объединённых общим замыслом. Иногда вместо названия

Слайд 5История создания произведения:

Симфоническая сюита «Шехеразада» написана Н.А.Римским-Корсаковым (1844г-1908г) в течение

лета 1888 г. в Нежговицах (близ Луги) и 22 октября того же года впервые была исполнена под управлением автора. То был один из вечеров цикла «Русские симфонические концерты», который существовал на средства богатого покровителя русского искусства М.П. Беляева.

На создание сюиты композитора вдохновили увлекательные арабские сказки "Тысяча и одна ночь", хорошо знакомые ему с детства.

«Шехеразада» состоит из четырех частей, объединенных не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. Все части сюиты контрастны. Совершенно свободно развивая взятые в основу сочинения музыкальные данные, композитор хотел создать оркестровую сюиту, тесно сплоченную общностью тем и мотивов, но являющую собой как бы калейдоскоп сказочных образов и рисунков восточного характера.




История создания произведения: Симфоническая сюита «Шехеразада» написана Н.А.Римским-Корсаковым (1844г-1908г) в течение лета 1888 г. в Нежговицах (близ

Слайд 6О звучании:

Первая часть – «Море и Синдбадов корабль» открывается воинственной

фразой тромбонов, тубы, контрабасов. Тема звучит грозно, величаво, рисуя образ восточного повелителя. На смену этой теме на фоне мягких аккордов арфы солирующая скрипка поет пленительную мелодию. Она вьется тонким, извилистым восточным узором. Мягкая, задумчивая, обаятельная мелодия умиротворяет все вокруг. Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у скрипки соло. Мелодия главной партии основана на теме Шахриара, но она становится темой героя сказки - отважного путешественника Синдбада. У этой темы сохранен суровый характер. Симфоническое развитие первой части динамично, темы в ней изложены неустойчиво, текуче, что способствует созданию впечатления непрерывного движения, характерного для морской стихии.
Вторая часть - «Рассказ Календера-царевича» начинается скрипичным соло, излагающим тему Шехеразады. Тему Календера (си минор) исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер. Вторая часть сюиты написана в сложной трехчастной форме: ее крайние разделы представляют собой симфонические вариации на тему Календера, а средний воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя, причем его фанфарная и маршевая темы интонационно связаны с темой Шахриара.



О звучании: Первая часть – «Море и Синдбадов корабль» открывается воинственной фразой тромбонов, тубы, контрабасов. Тема звучит

Слайд 7О звучании:
Третья часть - «Царевич и Царевна» - наиболее лирическая

из всех частей сюиты. Она певучая, широкая, полная глубокого любовного чувства, напоминает восточную народную мелодию. Главная партия (соль мажор) — тема Царевича — плавная спокойная мелодия песенного склада, исполняемая скрипками. Побочная партия (си-бемоль мажор) — тема Царевны — грациозная и подвижная, имеет танцевальный характер. Она поручена солирующему кларнету, а аккомпанемент струнных пиццикато и ударных инструментов напоминает по тембру народный восточный ансамбль. В репризе главная партия дважды прерывается появлением темы Шехеразады. 
Четвертая часть - «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». Особенно яркой частью сюиты является финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей, что придает ему роль итоговой части. Он выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Это последняя сказка Шехеразады, рассказанная жестокому Шахриару на фоне доносящегося шума праздника в восточном городе. Основная тема четвертой части звучит в ритме и характере восточного танца. Постепенно музыка становится все более драматичной, звучит могучая тема морской стихии. После кульминации звучит грустная тема Шехеразады и укрощенная, покорная ей тема Шахриара. Шахриар даровал жизнь прекрасной, мудрой восточной красавице и рассказчице сказок Шехеразаде.


О звучании: Третья часть - «Царевич и Царевна» - наиболее лирическая из всех частей сюиты. Она певучая,

Слайд 8Выводы:
«Шехеразада» - одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального

Востока. В ней использован принцип картинности, сопоставления разных по характеру эпизодов, объединённых проведением темы Шехеразады, напоминающей нам о том, что всё это - рассказ одного лица - очаровательной сказочницы Шехеразады.

С помощью симфонического оркестра Н.А.Римский-Корсаков не иллюстрировал сказку, а воссоздавал ее. Композитор сотворил неповторимые музыкальные образы, среди них и танцевальные, и песенно-лирические, и воинственные.

Выводы: «Шехеразада» - одно из самых ярких произведений, рисующих мир музыкального Востока. В ней использован принцип картинности,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть