Оперный оркестр.
Художник Э. Дега.
Около 1868-1869 гг.
В музыке особенности романтизма проявились очень ярко. Изменение художественного мышления привело к изменениям в системе музыкальных жанров. Композиторы-классицисты предпочитали такие жанры, как симфония, соната, опера, инструментальный концерт. Романтики разработали лирическую миниатюру, дающую возможность выразить чувства. Получили развитие песня и романс. Особое место в музыке заняла любовная лирика.
Представителям романтизма свойственно внимание к фольклору. Композиторы в своих сочинениях использовали
интонации, ритмы, мотивы народных песен и танцев. В романтической музыке нередки фантастические, сказочные образы. Особое место в ней занимают картины природы - как отражение внутреннего состояния человека.
Урок фортепиано
Маргерит Жерар
С середины XIX столетия в музыке Западной Европы появились черты реализма (от ср.век.лат. realis – «действительный»). Новый художественный метод утверждался прежде всего в опере. Композиторы стремились показать драматизм обычных, на первый взгляд, жизненных ситуаций, передать в музыке психологическое состояние героев. Оперные персонажи перестали делиться на "положительных" и "отрицательных", каждый представал во всей сложности и противоречивости характера.
Автограф Шуберта
За свою короткую жизнь Шуберт создал более тысячи сочинений. Инструментальная музыка Шуберта связана с традициями венской классической школы. Особенно популярны Восьмая («Неоконченная», 1822г.) и Девятая симфонии. Бурные романтические чувства сочетаются здесь с ясной классической формой, произведения отличается стройностью композиции.
Значительную часть наследия композитора составляют небольшие музыкальные пьесы, или миниатюры. Самыми серьёзными по содержанию стали два цикла миниатюр - "Экспромты" и "Музыкальные моменты". Каждая пьеса передаёт определённое душевное состояние. Композитор также обращался и к жанру сонаты.
Титульный лист
сборника песен
Франца Шуберта
Макс и Агата.
Эскизы костюмов
к опере
"Вольный стрелок"
Композитор создавал также произведения в инструментальных жанрах. Виртуозная фортепианная пьеса "Приглашение к танцу" (1819 г.) - образец концертного сочинения в ритме вальса, построенного на частой смене контрастных образов. Это сочинение положило начало традиции концертных вальсов Роберта Шумана, Фридерика Шопена, Ференца Листа и других мастеров. В творчестве Вебера впервые появился одночастный инструментальный концерт - форма, которая в дальнейшем часто использовалась в романтической музыке.
Вебер обращался и к вокальной миниатюре (написал более ста песен).
Для "Любви поэта" композитор взял стихи из цикла Генриха Гейне "Лирическое интермеццо". Сочинение Гейне - история юношеской любви, на которую автор смотрит со снисходительной усмешкой. В трактовке Шумана это рассказ о сильном и зрелом чувстве, которое то окрыляет героя, то заставляет страдать. Песни цикла поражают разнообразием форм и вокальных приёмов, сложностью фортепианной партии. Финал цикла "Любовь поэта" - развёрнутый фортепианный "монолог". Одни исследователи считают, что здесь дан образ возлюбленной, забыть которую герой не в силах, другие - что это романтическая мечта о красоте, без которой творчество немыслимо.
Автографы
Ф. Шопена
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть