Слайд 1Кюи, посвящённые природе.
Играй свой кюй, домбра, играй,
Напев чудесный разливай,
Журчи, как горные
ручьи,
На сердце радость напевай.
И. Джансугуров
Слайд 2Инструментальная музыка – богатейший пласт самобытной казахской музыкальной культуры.
Традиционная инструментальная музыка
казахов в своём развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, обрядами, верованиями. И так, инструментальная музыка -музыка, предназначенная на различных музыкальных инструментах.
Слайд 3Казахские музыкальные инструменты.
Слайд 4Жанр казахской инструментальной музыки.
Казахами кюй воспринимается ещё и как священное письмо
предков, выраженное в музыкальной форме.
Расцветом жанра кюя стал XIX.
Кюй носит программный характер.
Мастерство музыкантов оценивалось не только качеством игры, талантом инструментальной импровизации, но и владением слова.
Слайд 5Легенда о значении слова «кюй»
«…Однажды когда Небо с Землёй поссорились, и
всё живое стало спорить друг с другом, один мудрец призвал на помощь юношу. Звали его Кюй. Жил он в дикой степи, среди трав и свободного ветра. Мудрец сделал Кюя повелителем Музыки, и юноша смог помирить спорящих. В мире воцарился порядок. С тех пор «кюй» означает радостное настроение.
Слайд 6Великие композиторы – кюйши.
Курмангазы – великий народный композитор – кюйши, автор
многих замечательных произведений для домбры и непревзойдённый их исполнитель. Недаром в народе его называют «отцом кюев» – тем самым подчёркивается исключительная роль его творчества в истории казахской музыкальной культуры.
Слайд 7Курмангазы Сагырбайулы
Курмангазы Сагырбайулы (1818-1889) родился в нынешнем Жидели Жангалинского района
Уральской области. Кюйши, композитор, домбрист, классик казахской инструментальной музыки в жанре кюй. Первым учителем Курмангазы был кюйши Узак, который приобщил его к искусству кюя. Курмангазы с ранних лет привлек внимание окружающих своей игрой на домбре. Им создано свыше 50 кюев.
Слайд 8Кюй «Сары арка» – вершина творчества Курмангазы.
Слайд 9Дина Нурпеисова – ученица Курмангазы.
У Крмангазы есть последователи и ученики, благодаря
которым мы имеем представление об исполнительской школе великого учителя. Одна из них Дина Нурпеисова. Уже в восемь лет девочка превзошла многих домбристов. Ее заметил Курмангазы и передал ей свое искусство. Нурпеисова играла до глубокой старости и в 77 лет заняла призовое место на конкурсе народной музыки в Москве.
Слайд 11Домбра – спутница кюйши.
Казахский народный струнный музыкальный инструмент (щипковый). Она имеет
2 струны. Домбра изготавливается из дерева: ели, сосны, ореха, берёзы, кедра.
Слайд 12Легенда о домбре.
Легенда о происхождении домбры гласит, что в давние времена
на Алтае жили два брата-великана. У младшего брата была домбра, на которой он очень любил играть. Как заиграет, так обо всём на свете забывает. Старший же брат был самолюбивым и тщеславным. Однажды он захотел прославиться, для чего решил построить мост через бурную и холодную реку. Стал камни собирать, начал мост строить. А младший брат всё играет да играет.
Так день прошёл и другой, и третий. Не спешит младший брат на помощь старшему, только и знает, что играет на любимом инструменте. Разозлился старший брат, выхватил у младшего домбру и, что было силы ударил ею о скалу. Разбился великолепный инструмент, смолкла мелодия, но остался на камне отпечаток.
Прошло много лет. Нашли люди этот отпечаток, стали по нему новые домбры делать, и вновь зазвучала музыка в молчавших долгое время селениях.
Слайд 13Легенда о домбре.
Легенда об обретении домброй современного вида гласит, что раньше
домбра была с пятью струнами и без отверстия посередине. Таким инструментом владел известный на всю округу славный джигит Кежендык. Влюбился он однажды в дочь местного хана. Хан пригласил Кежендыка к себе в юрту и приказал доказать свою любовь к его дочери. Джигит стал играть, долго и красиво. Он исполнил песню и о самом хане, о его жадности и алчности. Хан разозлился и приказал испортить инструмент, вылив на середину домбры горячий свинец. Тогда же выжглось отверстие посередине и остались только две струны
Слайд 14Арнау – кюи-посвящение.
Великие музыканты прошлого посвящали близким людям свом произведения. Такие
кюи и песни казахи называют «арнау». Они создавались в честь друга, учителя, любимого коня, птицы, посвящались маме, родной природе, любимой девушке и так далее.
Слайд 15Таттимбет
Таттимбет был не только выдающимся композитором-кюйши, но и известным певцом-импровизатором, знатоком
древних обычаев, легенд и преданий и, наконец, профессиональным бием (судьёй). Родился в Карагандинской области в крестьянской семье. Интерес к музыке привила мама. Он создал свыше 40 кюев.
Слайд 16Кюй «Саржайляу» - шедевр творчества Таттимбета.
В этом произведении композитор передаёт образ
жайляу. Мелодия кюя рождает образ прекрасной казахской степи с её лугами, пастбищами, зеркальными озёрами.
Слайд 18Сходство кюев:
Кюи созданы казахскими композиторами.
Написаны для казахского народного музыкального инструмента –
домбра.
Кюи посвящены природе.
Слайд 19Отличия:
Характер кюя Курмангазы стремительный, волевой; кюй Таттимбета мелодичный, напевный.
Слайд 20Вывод:
Казахская инструментальная музыка – важная часть казахской музыкальной культуры.
… Ни заглушить
кюй нельзя
Ни загасить как пламя,
Высказать трудно друзьям
Музыку струн словами!