Слайд 1Русская музыкальная
культура второй
половины XIX века
Слайд 2
«В начале шестидесятых годов русская жизнь проснулась от долгой нравственной и
умственной спячки, прозрела. Первое, что она хотела сделать – умыться, очиститься от негодных отбросов, от рутинных элементов, отживших свое время.
Во всех сферах и на всех поприщах искали новых, здоровых путей»
И.Е.Репин
Слайд 3Литература
Н.Г.Чернышевский
Н.А.Некрасов
И.С.Тургенев
А.И.Герцен
Ф.М.Достоевский
Л.Н. Толстой
А.Н.Островский
Слайд 4 Главной темой произведений литературы, произведений русской художественной культуры становится в
это время тема народа, ее острый социально-политический смысл.
Н.Г.Чернышевский. Эстетические отношения искусства к действительности. Что делать?
А.И.Герцен. Былое и думы, Кто виноват?
Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. Мороз Красный нос.
Л.Н.Толстой. Севастопольские рассказы
Ф.М.Достоевский. Униженные и оскорбленные. Бедные люди. Неточка Незванова
Н. Лесков. Повести и рассказы
И.С.Тургенев. Охотничьи рассказы
А.Н. Островский. Драматические произведения
Слайд 5Изобразительное искусство
Создание Товарищества передвижных художественных выставок и артелей художников.
Произведения передвижников отличались широтой тематики и многообразием жанров: от сатирических – до философских, поэтических, полных раздумий о судьбах Родины, утверждающих достоинство и красоту человека.
Слайд 6 В.Суриков. Утро стрелецкой казни
Слайд 7В.Cуриков. Боярыня Морозова.
Слайд 9И.Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Слайд 10В творчестве передвижников большую роль играл бытовой жанр как наиболее доступный
широкому зрителю, как связанный непосредственно с повседневной жизнью.
В.Перов. Чаепитие в Мытищах
В.Перов. Тройка
Слайд 12Величием, богатством, лиризмом в картинах родной природы, песенностью наполнены пейзажи русских
художников второй половины XIX века.
А.Саврасов. Грачи прилетели
И.Левитан. Тихая обитель
Слайд 13Живопись - музыка
Перов – Репин – Верещагин – Суриков – Мусоргский
Васнецов
– Бородин – Римский-Корсаков
Римский-Корсаков – Врубель, Коровин, Рерих, Билибин.
Слайд 14Музыка
1859 – Создание Русского Музыкального общества в Петербурге
1860 – Создание
Русского Музыкального общества в Москве
1862 – Открытие первой в России консерватории в Петербурге
1862 – Открытие Бесплатной музыкальной школы
1866 – Открытие консерватории в Москве
Слайд 15Санкт-Петербургская
консерватория
Императорская певческая капелла
Мариинский театр
Москва. Большой театр
Слайд 16Антон Григорьевич Рубинштейн
Композитор
Один из величайших пианистов мира
Дирижер
Музыкально-общественный деятель
Учредитель РМО
Основатель первой русской
консерватории
Музыкальный просветитель (цикл из семи исторических концертов)
Педагог
Слайд 17Русское музыкальное общество
Русское музыкальное общество создано в 1859 году по инициативе
А.Г.Рубинштейна и графа Матвея Юрьевича Виельгорского.
Цель РМО, записанная в уставе: Развитие образования и вкуса к музыке в России и поощрение отечественных талантов.
Организация регулярных концертов, конкурсов композиторов, исполнение и публикация их сочинений.
В 1860 году открыты бесплатные Музыкальные классы. Затем последовало учреждение Музыкального училища и консерватории. Тогда же стали открываться отделения РМО в Москве и других крупных городах.
РМО ежегодно устраивало 10-12 симфонических концертов, а так же камерные, экстренные и благотворительные. Основное место в программах отводилось европейской классике, но в каждую непременно включались произведения современных русских композиторов.
Слайд 18Николай Григорьевич Рубинштейн
Замечательный пианист
Основатель Московской консерватории
Педагог
Общественный деятель
Слайд 19Петр Ильич Чайковский
1840-1893
Первым из выдающихся русских композиторов XIXвека получил профессиональное образование
в консерватории.
Ученик Антона Григорьевича Рубинштейна по фортепиано и композиции.
Основоположник русской классической симфонии.
Выдающийся оперный композитор
Слайд 20
М.А.Балакирев
Ц.А.Кюи
А.П.Бородин
Н.А. Римский-Корсаков
М.П.Мусоргский
«Сколько поэзии, чувства, таланта,
умения есть у маленькой, но уже
могучей
кучки русских музыкантов».
В.Стасов
В 1862 году Балакиреву 25 лет, Кюи – 27,
Мусоргскому – 23, Римскому-Корсакову – 17,
Бородину – 29 …
Слайд 21Милий Алексеевич Балакирев
«…обаяние его лично было страшно велико. Молодой, с
чудесными, подвижными огненными глазами, с красивой бородой, говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации на фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой»
Н.А.Римский-Корсаков.
Слайд 22Бесплатная музыкальная школа
«В эти дни всеобщего светлого и радостного
возбуждения Балакирев, первый в целой России, задумал помочь также и общей безграмотности музыкальной и создать такую же школу для музыки» - В.В.Стасов.
Занятия первоначально проходили в здании МХА, затем (до ухода Ломакина) - в Фонтанном доме (см. Шереметевский дворец), до 1900 - в помещениях Гор. думы, позднее - в Петерб. муз. школе
Медико-хирургическая
Академия
Шереметьевский
дворец
Городская дума
Гавриил Яковлевич
Ломакин
Слайд 23«…Быть полезным другим, коли сам не рожден художником»
Владимир Васильевич Стасов
идейный
вдохновитель
Балакиревского кружка.
Он всегда был полон творческих
замыслов, которые щедро раздавал
своим друзьям-художникам.
Он готов был забросать своего
подопечного литературными
замыслами, музыкальными и
историческими материалами,
которые могли бы пригодиться
при сочинении; по ходу работы
сам увлекался не меньше автора,
советовал, критиковал,подбадривал,
воодушевлял…
Слайд 24«Представители земли русской от музыки»
Слайд 25Модест Петрович Мусоргский
1839 -1881
«Жизнь, где бы она ни сказалась, правда, как
бы ни была солона…»
«Девиз мой: «Дерзай! Вперед к новым берегам!»
Слайд 26Александр Порфирьевич Бородин
1833 – 1887
«Талант Бородина равно
могуч и поразителен как в
симфонии, так и в опере, и в
романсе. Главные качества
его – великанская сила и
ширина, колоссальный размах,
стремительность и
порывистость, соединенная с
изумительной страстностью,
нежностью и красотой»
В.В.Стасов
Слайд 27Николай Андреевич Римский-Корсаков
1844 -1908
Удивительный мастер оркестра, автор 15 опер,
виртуозных симфонических произведений, великий сказочник, непревзойденный мастер музыкального пейзажа.
Бескорыстный художник, всей душой преданный музыкальной культуре, он не жалел времени и сил на завершение произведений рано ушедших из жизни своих друзей и товарищей по Могучей кучке — Мусоргского и Бородина.
Слайд 28Творческое кредо кучкистов
Первейший долг художника – отражать в музыке жизнь, думы
и чувства народа
Говорить на языке понятном и близком народу, делать музыку доступной самим широким слоям слушателей.
Народная песня – неисчерпаемый источник вдохновения для композитора, сокровищница прекраснейших мелодий.
Слайд 29
«Первейший долг художника – отражать в музыке жизнь, думы и чувства
народа»
Бородин.
Опера
Князь Игорь
Мусоргский. Оперы
Борис Годунов,
Хованщина,
Сорочинская ярмарка
Римский-Корсаков. Оперы
Псковитянка,
Садко,
Снегурочка, и др.
Слайд 30
«Говорить на языке понятном и близком народу, делать музыку доступной самим
широким слоям слушателей.»
Обращение к словесно-музыкальным жанрам - опере, романсу, песне.
Программность симфонических произведений
Использование народной песни
Слайд 31Программные произведения кучкистов
Балакирев. Симфоническая поэма Тамара
Римский-Корсаков. Симфоническая картина Садко, симфония Антар,
симфоническая сюита Шехерезада
Мусоргский. Картинки с выставки, Иванова ночь на Лысой горе
Бородин. Симфоническая картина В Средней Азии
Слайд 32
«Народная песня – неисчерпаемый источник вдохновения для композитора, сокровищница прекраснейших мелодий.»
Изучение
и собирание народных песен, издание сборников
Использование народных мелодий в произведениях
Использование жанровых особенностей русской песни в опере (колыбельная, причитание, свадебные обряды)
Слайд 34Антон Григорьевич Рубинштейн
Владимир Васильевич Стасов
Милий Алексеевич Балакирев
Модест Петрович Мусоргский
Петр Ильич Чайковский
Николай
Андреевич Римский-Корсаков
Александр Порфирьевич Бородин
Удивительный мастер оркестра,
великий сказочник, мастер музыкального пейзажа
Основатель РМО, Петербургской
консерватории
Ученик А.Рубинштейна,
гениальный симфонист
Ученый-химик, общественный
деятель
Музыкальный критик, идейный
вдохновитель композиторов
«Могучей кучки»
Руководитель «Могучей кучки»
«Я разумею народ, как великую
личность, одушевленную
единой идеею