Слайд 3Цель:
Показать влияние зарубежной эстрадной музыки на отечественную эстрадную музыку.
Слайд 4Задачи:
Изучить литературу о зарубежной и отечественной эстрадной музыке
Составить таблицу по времени
возникновения жанров зарубежной и отечественной музыки
Сравнить музыкальные жанры зарубежной и отечественной эстрадной музыки
Слайд 5Шансо́н (фр. chanson — «песня») — жанр вокальной музыки; слово употребляется в двух значениях:
1) светская многоголосная песня на французском языке эпохи позднего средневековья и Возрождения;
2) французская эстрадная песня в стилистике кабаре.
Слайд 6 Шансон в Средние века и в эпоху
Возрождения
Ранние шансон развились из одноголосных светских песен труверов. Первым значительным автором шансон был поэт и композитор XIV века Гильом де Машо.
В середине XV века образовалась «парижская школа» шансон (К. Жаннекен). В XV-XVI веках шансон писали многие известные композиторы различных школ (необязательно французы).
Слайд 7Современные шансоны
Жанр шансонов использовали певцы французских кабаре в конце XIX века
- первой половине XX века.
Из кабаре данная модификация шансонов перешла во французскую эстрадную музыку XX века.
Наряду с жанром кабаре в то же время во французской песне существовало направление "реалистической песни" , представляемое практически исключительно женщинами.
Самыми известными исполнительницами были Дамиа, Фреель и Эдит Пиаф.
В 50-х годах оформились два главных направления оригинальной франкоязычной песни, существующие до настоящего времени.
Слайд 9Первое из них - жанр классического шансона, где первостепенное значение придается
поэтическому компоненту песни, и автор как правило сам является исполнителем. Этот жанр связывается в первую очередь с именами Мориса Шевалье и Эдит Пиаф, которая продолжала традицию реалистической песни.
Крупнейшими представителями этого направления являются французы Лео Ферре, Жорж Брассенс и бельгиец Жак Брель.
Слайд 11Жорж Брассенс
Жак Брель
Именно представители этого поэтическо-музыкального направления в полной
мере соответствуют термину шансонье (chansonnier).
Слайд 12Представители так называемого "нового шансона", или "новой сцены" это молодое поколение
французских эстрадных артистов.
В своем творчестве они не отказываются от использования новейших приемов современной легкой музыки, включая элементы рока, латиноамериканские и разнообразные иные этнические ритмы, электронную музыку и т.д., но по-прежнему очень требовательно относятся к текстам своих песен. Начало "нового шансона" связывают с именем Доминика А и относят к последнему десятилетию ХХ века.
Слайд 14Среди шансонье, пришедших на сцену в XXI веке,
Бенжамен Бьёле, его
сестра Корали Клемен, Керен Анн,
Оливия Руиз и многие другие.
Оливия Руиз
Слайд 15Другое направление французской песни второй половины XX века - эстрадная песня.
Представители этого направления тоже нередко являются исполнителями песен собственного исполнения (поэтами и/или композиторами), но в силу облегченности поэтического содержания они не являются шансонье в полном смысле этого слова. Всемирно известными исполнителями французских эстрадных песен являются
Ив Монтан, Анри Сальвадор, Мирей Матье,
Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас,
Лара Фабиан, Милен Фармер
Слайд 20Граница между шансоном и эстрадной песней достаточно условна, и далеко не
всякого франкоязычного певца можно однозначно отнести к тому или другому направлению. За пределами франкоговорящих стран часто всех исполнителей, поющих на французском языке, называют шансонье.
Аналоги французских шансонов
Аналоги классического французского шансона встречаются в песенной культуре многих стран.
В СССР ближе всего к этому жанру авторская песня, многие песни, которые исполняли Александр Вертинский, Марк Бернес, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко.
В современной России Елена Камбурова, Елена Ваенга, Владимир Семашков…
Слайд 21 Русский «Шансон»
На самом деле, одна из
составляющих русского шансона – песни о неволе, тюрьме и зоне, т.е. о людях, лишённых свободы.
Даже существует понятие «блатная романтика». Но в настоящих блатных песнях этой самой романтики, как ни странно, нет.
Основные темы – предательство друга, измена любимой, смерть любви и жизнь на свободе, а не наоборот.
Если человек, любящий блатные песни, потенциальный вор и убийца, то как же быть с Владимиром Высоцким, Александром Галичем, Леонидом Утёсовым, Юрием Никулиным, исполнявшими эти самые песни?
В российской музыкальной индустрии термин был популяризован одноимённой радиостанцией. Таким образом, под понятие русского шансона попадают довольно отличные друг от друга исполнители — от Александра Вертинского, Петра Лещенко, Булата Окуджавы и Аркадия Северного до Клавдии Шульженко, Марка Бернеса, Михаила Шуфутинского — отчего данный термин вызывает противоречивое отношение и не всеми принимается.
В Государственном кремлёвском дворце с 2001 года проводится церемония вручения премии «Шансон Года».
Слайд 22Городской романс
Русский шансон - собирательный термин, которым обозначают различные жанры русской музыки,
включающие прежде всего блатную песню, бардовскую песню, городской романс, некоторые песни военной тематики.
Термин появился в 1990-ых годах когда блатная песня стала звучать на эстраде, по радио и телевидению.
Ю. Ким
Слайд 27Таким образом, объединённые одним названием ШАНСОН французской традиции и отечественной жанры,
несмотря на их кажущуюся внешнюю несхожесть и несовместимость прошли как минимум три общих этапа развития:
зарождение в народной традиции
перерождение в литературный песенный жанр
вырождение в массовом культурном производстве
Важное наблюдение, зафиксированное в литературе заключается в том, что хотя на зонах современные блатные песни и не являются её продуктом, однако способны транслировать определённые системы ценностей и норм, как минимум претендующих на статус блатных.