Слайд 1Великими людей делает не фамилия, великими людей делают дела.
Полонез Огинского
Слайд 2Цели урока:
Познакомить учащихся с жизнью польского композитора Михала Клеофаса Огинского.
Расширять кругозор
учащихся.
Прививать любовь к истории, музыке, литературе.
Слайд 3История Польши подобна бурной горной реке.
Ее повороты непредсказуемы и опасны.
Именно
эти воды подтолкнули Михала Клеофаса Огинского написать музыкальное произведение,
которое прославило его фамилию в веках.
Слайд 4 Огинские происходили из рода литвинов.
По неподтвержденным сведениям, род Огинских восходит к Рюрику Великому, основателю Киевской Руси. Примерно в 1500 году во владение боярину Дмитрию Ивановичу Глушонку перешло имение Огинты.
Фамилии с окончанием “ский”
распространились с XV века
и происходили от названия
собственности их носителей.
Так владелец имения Огинты
стал Огинским.
Слайд 5Интересы аристократических семей Великого Княжества Литовского XVIII века не ограничивались местным
уровнем и выходили на уровень объединенного государства. Отец будущего композитора, Андрей, активно проявил себя именно в Польше. Tам у него имелись усадьба и гостиница в Варшаве.
Михал Клеофас родился 25 сентября 1765 года в фамильном владении Гузово недалеко от Варшавы. Время было смутное. Когда мальчику исполнилось семь лет, его отца назначили послом в Вену.
Слайд 6В Вене образованием мальчика занимался гувернер Жан Ролей. За полтора года
Михал прочёл почти всего Цицерона, Тацита, Вергилия, Горация и ряда других авторов.
Музыкой он занимался начиная с десятилетнего возраста в небольшие промежутки свободного времени на протяжении нескольких лет.
В 1786 году Михала Клеофаса выбирают в сейм – парламент Речи Посполитой (объединенного государства Польши и Литвы). В 1790 году он был назначен посланником в Гаагу, которая в то время была важнейшим городом Тройственного союза (Англии, Голландии и Пруссии).
Слайд 7Зимой 1790 года Огинский посещает Лондон, где его представляют королю и
королеве.
Свободное время занято осмотром достопримечательностей и светской жизнью.
В итальянском театре он слушал пение госпожи Моричелли, но театром остается не доволен. Огинский сатирически отзывается об английских официальных приемах.
Слайд 8
Летом 1791 года, выйдя в отставку , уезжает
Огинский в Белую Русь. Здесь надо было помочь брату отца Франтишку Ксаверию разобраться с имениями, которые сам в конечном итоге унаследует.
Он специально задерживается, чтобы встретиться в Могилеве с князем Потемкиным, проезжавшим через этот город.
Вскоре Екатерина Вторая объявила ультиматум Речи Посполитой , в которой была принята новая Конституция, и вскоре русские войска вторглись на ее территории.
Слайд 9Михал Клеофас узнаёт, что все его имения в Литве конфискованы…
22 декабря 1792 года Огинский приезжает
в Санкт-Петербург, пытаясь вернуть утраченную собственность.
В мемуарах он пишет, что чувствовал себя там гораздо менее униженным, чем до этого в Вильно и Бресте, где имел дело со своими соотечественниками. Он был очень хорошо принят и представлен Екатерине, которая встретила его “уважительно и приветливо”.
Его полонез фа мажор (это ещё не знаменитый полонез ля минор “Прощание с Родиной”) пользовался в русской столице огромной популярностью. Под его музыку танцевали на всех балах. Тем не менее, чтобы добиться желаемого, надо было встретиться с Платоном Зубовым, фаворитом императрицы.
Слайд 10 Зубов сообщил об ошибке
и предложил Огинскому занять место в структуре управления страной.
Михал Клеофас был назначен казначеем Литвы. Но ему предстояло выплатить за оказание услуг значительную сумму (т.н.“зубовская взятка”).
Тем временем в Варшаве началось восстание за независимость под руководством Костюшко. Огинский, присоединившись к восставшим, создал и оснастил отряд легкой пехоты. Его действия представляли партизанские вылазки в тыл противника.
Вскоре восстание было подавлено.
Слайд 11 Огинский узнает, что за его голову обещана награда,
и что самое меньшее, что ему грозит, – это Сибирь. Ему удается добраться до Вены, где в то время находилась жена. Из всего их огромного состояния осталось лишь несколько сотен золотых дукатов. ..
Считают, что свое бессмертное творение граф Огинский написал в 1794 году. И настоящее его название «Прощание с Родиной». В этот момент Михал Огинский покидал Родину, уезжал, как он думал, навсегда…он еще не знал, что ему уготовано судьбой…
Слайд 12
В декабре 1794 года Огинский вместе с женой
отправляется в Венецию. В письме от Суворова сообщается, что Михалу Клеофасу в случае его возвращения будет гарантирована безопасность.
В другом письме, от князя Репнина, ставшего губернатором Литвы, Огинскому предлагалось написать угодливо-покорное письмо Екатерине, чтобы сохранить в собственности свои имения. Огинский не мог написать подобное письмо в то время, когда руководители восстания томились в тюрьме в Санкт-Петербурге. Он выбирает жизнь изгнанника.
В августе 1795 года его посылают в Константинополь, чтобы попытаться подтолкнуть турок к новой войне с Россией. Там Михал Клеофас проводит шесть месяцев, но безрезультатно…Огинский понял, что здесь он ничего не добьется, и под именем французского купца Мартена выезжает из Константинополя.
Слайд 13
К тому времени без денег ему удается
выхлопотать разрешение вернуться в оккупированную Пруссией Польшу.
Жизнь становилась тягостной.
Лишенный права въезда в оккупированную Россией часть Речи Посполитой, Михал Клеофас вынужден жить в имении своего тестя. К тому времени распался его брак.
Попытка получить разрешение царя Павла вернуться в Литву оказалась тщетной, однако после убийства Павла в 1801 году, молодой, но влиятельный, Адам Чарторыйский выхлопотал у царя Александра I прощение для Михала Клеофаса и целого ряда других участников восстания.
Слайд 14 Дядя, Франтишек Ксаверий, предоставил в распоряжение
имение Залесье, расположенное между Молодечно и Сморгонью.
Михал Клеофас вступает во второй брак. Его новой женой стала итальянка Мария де Нери.
Огинские жили в Залесье очень счастливо. В 1804 году Мария пишет в Италию своей сестре : “Залесье – восхитительный уголок. Нас окружают снега и морозы, но мы едва замечаем их – значит, правда, что счастье можно найти везде, если в сердце нет угрызений и просто привязанностей”.
Слайд 15
Огинский старался облегчить участь жителей Литвы и Белой
Руси
Помощь своим согражданам он считал своим долгом. Однако пошатнувшееся здоровье заставило его уехать из Залесья.
Возможно, Огинский сочинил
знаменитый полонез ля минор
незадолго до своего отъезда во Флоренцию
в 1822 году;
название "Прощание с Родиной"
пришлось бы и тогда более чем кстати.
Необычная, неувядающая красота
произведения, вероятно,
является результатом влияния
белорусской народной музыки.
Белорусский ансамбль «Песняры» тоже
имеет в своем репертуаре
это произведение.
Слайд 16
Залесье находилось на полпути между Вильно и Минском. Его гордостью были
два парка: большой французский парк и романтический парк в английском стиле, простиравшийся до реки Вилия. Было много укромных уголков, лазеек, потаённых мест и три причудливые
достопримечательности,
в том числе
павильон
в греческом стиле и
китайская пагода.
Слайд 17 После 1815 года Залесье приобрело известность как
“Северные Афины”.
Оно располагалось недалеко от пути
из Санкт-Петербурга в Польшу и
по пути из Вильно в Минск, поэтому
здесь останавливались многие
именитые гости.
Поездки Огинских в Венецию, Флоренцию и Париж в 1807-1810 годах памятны главным образом встречами Михала Клеофаса с Наполеоном. После этих встреч он принял решение не доверять Наполеону.
В начале войны 1812 года Огинский находился рядом с царем Александром в Вильно. Русские армии отступили; Огинский последовал за ними. В Санкт-Петербурге Михал Клеофас несколько раз встречался с Кутузовым.
Слайд 18
С 1822 года Огинский живет во Флоренции.
В свои последние годы
Михал Клеофас сильно страдал от подагры.
15 октября 1833 года он умер.
Похоронен в знаменитом флорентийском соборе Санта-Кроче.
Слайд 19Стирая Истории память,
О польском восстаньи забыв,
Давайте Огинского славить:
Помимо шагов роковых,
Что он
совершал в своей жизни,
Хоть был патриотом всегда,
Тринадцатым, грустным капризом**
Сразил наповал города
Не только своей, “Посполитой”,
Но также и множества стран!..
Звучит, до сих пор не забытый,
Внушающий чувств океан,
Прощания с Родиной милой
Чудесный минорный мотив,
В печали дарующий крылья
На польский, изысканный стиль!..
Равнины бескрайние Польши,
Огромной России снега,
Италии солнечной рощи,
Фиренци, и Арно брега,***
Манили, друг дружку сменяя,
В объятиях крепких держа,
Но лучше родимого края
Не ведал он прочих держав…
Ценители истинных звуков
Не станут теперь отрицать,
Что даже для строгого слуха,
Как добрая нежная мать,
Мелодия старая эта
Внушает любовь и покой…
Немало известных поэтов
Писали со смертной тоской
О Родине, что потеряли,
Давясь в ностальгии слезах,
Боясь, что вернутся едва ли
Когда-нибудь в жизни назад…
Слайд 20 Всем известный полонез “Прощание с Родиной”
был тринадцатым по
счёту полонезом из двадцати, написанных Михаилом
Клеофасом Огинским;
ноты четырёх полонезов
были утеряны…
Слайд 21Из словаря
Полонез как жанр зародился в Польше. Тогда это был
торжественный танец-шествие в умеренном ритме.
Сначала он исполнялся исключительно на народных
гуляниях, но постепенно проникал в слои мелкой шляхты, а к концу XVI века превратился в пышный дворцовый танец.
В польском языке существовало великое множество названий для этого танца. Некоторые характеризовали его темп (медленный, медленным шагом), другие отражали торжественность данного действа (традиционный, великий), третьи подчёркивали особенности шага в танце (пеший, гусиный). Поздний дворцовый вариант был строго регламентирован. Фигуры полонеза следовало исполнять точно друг за другом, даже было известно, за сколько тактов нужно выполнить ту или иную фигуру.
Слайд 22Навряд ли пригоден для танцев
Пронзительный сей полонез,
Навряд ли по нраву британцам,
Которым
приятнее “jazz”,
Но близок славянскому уху
Такой романтичный мотив;
Едва ли “попсе” он по духу -
Ведь сам же себя “раскрутил!
Слайд 23Исполнение Полонеза в нескольких вариантах:
1. Белорусские «Песняры»
2.Духовой оркестр Санкт-Петербурга
3. Гитара, исполняет
Зинчук
4.для фортепиано и аккордеона
4. оркестр скрипачей Якутии