Презентация, доклад к уроку музыки История музыкального воспитания

Содержание

Содержание:Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней Греции Обучение детей хоровому пению в древней Руси Детское музыкальное воспитание в России в XIX веке Первая народная консерватория в России Музыка в современной общеобразовательной школе

Слайд 1История музыкального воспитания школьников
.

История музыкального воспитания школьников.

Слайд 2Содержание:
Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней Греции
Обучение детей хоровому

пению в древней Руси
Детское музыкальное воспитание в России в XIX веке
Первая народная консерватория в России
Музыка в современной общеобразовательной школе
Содержание:Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней Греции Обучение детей хоровому пению в древней Руси Детское

Слайд 3Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней Греции
Древние

греки первые в истории создали теорию воспитания, построенную на принципах гармонии и всесторонности. Цели школьной системы образования в Афинах были направлены на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества. Гармонически и всесторонне развитый человек – центральная тема древнегреческого искусства.
Теория и практика гармоничного воспитания человека в древней Греции  Древние греки первые в истории создали теорию

Слайд 4 "Отец комедии" Аристофан, характеризуя лучших людей государства, указывает, что

они "воспитаны в палестрах, в хорах и в музыке", и считает, что во главе народа должны стоять граждане музыкально образованные, мусические. Что же понималось под мусическим образованием? Греческое слово "мусике" (искусство муз) означало всю область литературы, науки, искусства, которой ведали музы. Система школьного образования в Афинах сводилась к мусическому и гимнастическому образованию.

Слайд 5 В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение

грамоте. Затем шло знакомство с классиками греческой литературы – Гомером и Гесиодом.
После чтения поэтов следовало обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. Мусическому образованию греки придавали первостепенное значение не только потому, что знакомство с подвигами героев и изречениями мудрецов воспитывало этические качества, но и потому, что музыкальный ритм и гармония, как они полагали, приучали к упорядоченности в движениях, мыслях, в эмоциях и в деятельности.
В основе школьного обучения в мусической школе лежало обучение грамоте. Затем шло знакомство с классиками

Слайд 6 Платон считал музыку основным средством образования. В своем проекте

идеального государства Платон, стремясь воспитать в гражданах суровую простоту и мужество, требует самого жесткого контроля над музыкой.  Он настраивает человека действовать при всех обстоятельствах мудро и умеренно. С не меньшей скрупулезностью отбирает Платон и музыкальные инструменты, допуская употребление в городе только лиры и кифары, а в деревне свирели. Греки понимали музыку всегда в соединении со словом, поэтому Платон требует тщательного контроля над поэтическими произведениями.
Платон считал музыку основным средством образования. В своем проекте идеального государства Платон, стремясь воспитать в

Слайд 7 Основным средством воспитания считает музыку и Аристотель. По мнению

Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека. Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Музыке, как средству этического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. "Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе этические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают". (Аристотель, Проблемы XIX, 27.)
Основным средством воспитания считает музыку и Аристотель. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую

Слайд 8Обучение детей хоровому пению в древней Руси
Хоровое пение на

Руси издавна включалось в число учебных предметов. Чтение, письмо и пение составляли содержание индивидуального и группового обучения. Обучение, как правило, начиналось с семи лет. Центрами образования в древней Руси были монастыри и княжеские дворы. Именно здесь проходили первые занятия и по хоровому пению. Дети низших сословий учились преимущественно в монастырских школах, а также у священников – "мастеров грамоты". Наряду с мастерами грамоты были и мастера пения, которые специально обучали детей пению.
Обучение детей хоровому пению в древней Руси  Хоровое пение на Руси издавна включалось в число учебных

Слайд 9 С развитием частных школ и индивидуального обучения пению включалось

в число основных предметов. Большое место занимало обучение хоровому пению в братских школах, которые создавались религиозно-национальныыми организациями – братствами, ведшими активную борьбу против полонизации и окатоличения русского и близких народов. Братские школы – это целая эпоха в истории русского просвящения. Наряду с положительными сторонами общей учебной работы братские школы показывали высокие образцы музыкального воспитания, хорового пения. Значительное место отводилось певческому обучению и в духовных училищах.
С развитием частных школ и индивидуального обучения пению включалось в число основных предметов. Большое место

Слайд 10 Обучение хоровому пению происходило не только в плане общеобразовательном,

но и специальном. Эти области были тесно связаны между собой. Опыт, накапливавшийся в профессиональном хоровом исполнительстве и педагогике, использовался в школьном обучении пению. С другой стороны, последнее являлось основным каналом, питавшим профессиональное хоровое искусство. Значительный опыт хорового обучения детей накапливался в профессиональных хорах. Первым профессиональным русским хором был хор государевых певчих дьяков, организованный в XV в. На основе этого хора была создана впоследствии Петербургская придворная певчая капелла.
Обучение хоровому пению происходило не только в плане общеобразовательном, но и специальном. Эти области были

Слайд 11 Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня.

В народном песнетворчестве существует специальный цикл песен, связанных с детством: это колыбельные и другие материнские песни, прибаутки, считалки и т.п. Они запечатлели с большой полнотой мир детских интересов, словесных и музыкальных образов, характерных интонаций. С самого младенчества дети жили в окружении народных песен. Несмотря на отсутствие (до XVIII в.) письменной фиксации, народные песни сохранялись в устной традиции (лучшее свидетельство их популярности в народе) и многие из них дошли и до нас ("А мы просо сеяли", "Ай, во поле липонька", "Посеяли девки лен" и многие другие). Пение без сопровождения и многоголосное пение составляют ценнейшую традицию русской хоровой культуры, школьного хорового пения в частности.
Большое влияние на репертуар детского пения оказала народная песня. В народном песнетворчестве существует специальный цикл

Слайд 12Детское музыкальное воспитание в России в XIX веке
Первая половина

XIX века была для России годами развития освободительного движения против царизма и крепостничества. Годами борьбы прогрессивных сил русского общества за преобразование России, за ликвидацию технико-экономической и государственной отсталости страны. Поскольку школьные уставы ставили судьбу музыки в каждой отдельной школе целиков в зависимость от усмотрения начальства, поскольку может показаться, что правительство не вело никакой своей политики в этом вопросе, решение полностью падало на волю случая.
Детское музыкальное воспитание в России в XIX веке  Первая половина XIX века была для России годами

Слайд 13 Таким образом, нейтральность и незаинтересованность правительства в том или

ином решении этого вопроса прикрывала совершенно определенную классовую политику. Особенно заботливо было поставлено музыкальное образование в привилегированных женских учебных заведениях, где музыка, как правило, рассматривалась в качестве важного (хотя и своеобразно понимаемого) элемента воспитания. Вот как, например, было организовано это дело в петербургском училище ордена святой Екатерины. За время обучения в восьми основных классах (с 10 до 17 лет) ученицы обучались хоровому пению и игре на фортепиано. Хоровое пение распадалось на светское и духовное.
Таким образом, нейтральность и незаинтересованность правительства в том или ином решении этого вопроса прикрывала совершенно

Слайд 14 С первого же года обучение проводилось с применением нот,

так как до поступления в училище девочки должны были получить домашнюю музыкальную подготовку. Репертуар был разнообразен; в него входили произведения как русских, так и зарубежных композиторов; в старших классах ученицы исполняли и оперные хоры. Духовное пение начиналось со старших классов (с четвертого или пятого года обучения) и проводилось параллельно со светским пением, также по одному разу в неделю. Задачей его являлась подготовка к богослужениям.  Индивидуальные занятия по фортепиано проводились с первого до последнего класса два раза в неделю по полчаса; кроме того, каждая ученица обязана была заниматься ежедневно один час самостоятельно, что входило в часы подготовки уроков. Репертуар составляли гаммы, этюды и хоровые пьесы русских и западных авторов. Ежегодно экзамены проходили весной, во время великого поста, состояли они из исполнения гамм, этюда и пьесы.
С первого же года обучение проводилось с применением нот, так как до поступления в училище

Слайд 15 Кроме хорового пения и обучения на фортепиано, во всех

классах по одному часу в неделю преподавалась гимнастика (также под музыку) и по одному часу – танцы (со специальным аккомпаниатором). Танцы проходились современные, салонные и старинные: полонез, менуэт, гавот и другие. Музыка звучала отовсюду: это были или уроки по фортепиано, или пение, или танцы, или гимнастика, или подготовка уроков. Таким образом, к окончанию училища воспитанницы приобретали не только довольно широкое знание разнообразной музыкальной литературы, но и навыки хорового пения (с инструментом и а капелла), а также довольно свободно владели фортепиано.
Кроме хорового пения и обучения на фортепиано, во всех классах по одному часу в неделю

Слайд 16Первая народная консерватория в России
В развитии прогрессивной музыкально-просветительской педагогики

важную роль сыграла Московская Народная консерватория, организованная в 1906 году по инициативе передовых деятелей музыкальной культуры С.И. Танеева, Е.Э. Линевой, Б.Л. Яворского и других. Особенно яркой и плодотворной была деятельность выдающегося композитора, профессора С.И. Танеева. В инструкции Московской Народной консерватории отмечалось, что главная ее цель – содействовать народному музыкально-эстетическому воспитанию, внедрять музыкальную культуру в широкие слои населения путем общего музыкального образования. Было открыто два отделения: общего музыкального образования – хоровые классы и специального музыкального образования – сольные классы.
Первая народная консерватория в России  В развитии прогрессивной музыкально-просветительской педагогики важную роль сыграла Московская Народная консерватория,

Слайд 17 В руководящую группу преподавателей Московской Народной консерватории входил Б.

Л. Яворский – выдающийся музыковед, приложивший новые плодотворные пути в науке о музыке, создатель теории ладового ритма, многие ценные положения были усвоены и развиты советской музыкальной школой. Так же он был организатором первого Государственного музыкального техникума. Определяющую роль в педагогической деятельности играл Сергей Иванович Танеев.  Также он отстаивал необходимость ориентации прежде всего на общемузыкальное воспитание в хоровых классах. Хор, хоровое исполнительство он считал той основой, на которой должно начинаться общее музыкальное развитие широких масс.
В руководящую группу преподавателей Московской Народной консерватории входил Б. Л. Яворский – выдающийся музыковед, приложивший

Слайд 18 Хоровые классы в Московской Народной консерватории являлись практически творческой

базой изучения всех музыкально-теоретических дисциплин: теории музыки, сольфеджио, основ гармонии, полифонии, анализа форм, истории музыки. В них развивались навыки исполнительского мастерства и дирижерско-хоровой техники, готовились дирижерско-хоровые кадры. Также большое значение в музыкально-эстетическом воспитании народных масс С.И. Танеев придавал народно-песенному творчеству, которое высоко ценил. Московская Народная консерватория была первым музыкально-учебным заведением, где народно-песенное творчество не только изучалось, но и являлось одной из основ учебной и концертно-просветительской деятельности. За 10 лет существования Московскую Народную консерваторию окончило около 2000 человек.
Хоровые классы в Московской Народной консерватории являлись практически творческой базой изучения всех музыкально-теоретических дисциплин: теории

Слайд 19Музыка в современной общеобразовательной школе
Рассматривая вопрос о месте музыки

в общеобразовательной школе как предмета наблюдения, следует ограничить фазу научного изучения и фазу эстетического отбора до скромной фазы наблюдения за воспринимаемым явлением. Восприятие и наблюдение музыки могут привести к художественной оценке и к повышению уровня вкуса. Но важны не столь оценка и вкус. Опираясь только на них, трудно оправдать место и значение музыки в школе, определить границы ее использования как школьного предмета. И художественная оценка, и вкус должны вырабатываться в процессе наблюдения, но они не должны обращаться в преднамеренный замысел, в предвзятую цель, на которой строится программа.
Музыка в современной общеобразовательной школе  Рассматривая вопрос о месте музыки в общеобразовательной школе как предмета наблюдения,

Слайд 20 Музыка – искусство слухо-моторных впечатлений. Через метрико-архитектонический метод распределения

звучащего материала она лишь отчасти сближается со зрительными восприятиями и представлениями. Значит, наблюдение музыки, прежде всего, ведет к обострению слуховых впечатлений и обогащению нашего жизненного опыта, знания о мире через слух. Напряжение слухового внимания при восприятии-наблюдении музыки дает возможность схватывания среди непрерывно протекающего музыкального движения. Схватывания связи друг с другом и взаимодействия всех обусловливающих процесс звучания элементов. Вырабатывается насущное качество восприятия, насущное именно при современной переоценке всего существующего. Восприятия – в плане соотносительности и сопряженности организующих звучащую материю элементов.
Музыка – искусство слухо-моторных впечатлений. Через метрико-архитектонический метод распределения звучащего материала она лишь отчасти сближается

Слайд 21 Музыка движется. Единственное средство не упустить целого за мигами

звучаний и понять процесс развертывания звуков – это постигать соотношения каждого данного звучащего момента с предыдущим и последующим моментами. Целью и задачей музыкальной педагогики в общеобразовательных школах – если только факт обогащения нашего сознания и повышения уровня жизненной интенсивности через слуховые восприятия, организованные в музыке, не вызывает в сущности никаких сомнений – является развитие звуковых навыков путем разумно поставленного наблюдения музыкальных явлений. Сперва в их число музыкальной природе, потом в связи с содержанием звуковых образов и, наконец, в пределах изъяснения музыкальной символики, выразительной и изобразительной.
Музыка движется. Единственное средство не упустить целого за мигами звучаний и понять процесс развертывания звуков

Слайд 22 Какими приемами добиться приобретения необходимейших для понимания музыки современной

эпохи навыков - дело метода. При организации преподавания музыки в общеобразовательной школе ни в каком случае не следует избегать проблемы музыкальной эволюции, понимаемой как развитие своеобразного эмоционального языка, т.к. эта проблема связывает музыку с важнейшими социальными проблемами. Никогда не следует отказываться от утверждения интеллектуального начала в музыкальном творчестве и восприятии. Слушая, мы не только чувствуем или испытываем те или иные состояния, но и дифференцируем воспринимаемый материал, проводим отбор, оцениваем, мыслим. Какие методы ни были найдены, завоевать достойное место музыки в школьном воспитании и образовании могут только сами педагоги, если выработают в себе в достаточной мере четкое сознание того, что музыке трудно научить путем формальных уроков и к тому же научить всех. Надо стремиться вызвать к ней интерес путем организованного наблюдения и не запугивать "непосвященных" схоластической премудростью.
Какими приемами добиться приобретения необходимейших для понимания музыки современной эпохи навыков - дело метода. При

Слайд 23СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть