Работа выполнена слушателем КПК
Савочкиной Татьяной Михайловной,
учителем музыки МОУ – Лицей
города Маркса
Иоганн Себастьян Бах
Министерство образования Саратовской области
ГАУДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Слайд 2
Иоганн Себастьян Бах (1685- 1750)
Немецкий композитор и
органист, представитель эпохи барокко. Один из величайших композиторов в истории музыки.
За свою жизнь Бах написал более 1000 произведений. В его творчестве представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах — мастер полифонии. После смерти Баха его музыка вышла из моды, но в XIX веке, благодаря Мендельсону, её открыли вновь. Его творчество оказало сильное влияние на музыку последующих композиторов, в том числе и в XX веке.
Слайд 3
Иоганн Себастьян Бах родился в 1685 году в небольшом
немецком городке Эйзенахе. Первые навыки игры на скрипке он получил от отца, скрипача и городского музыканта. Мальчик имел превосходный голос (сопрано) и пел в хоре городской школы. Никто не сомневался в его будущей профессии: маленький Бах должен был стать музыкантом. Девяти лет ребенок остался сиротой. Его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе.
Слайд 4
В течение своей жизни Бах несколько раз переезжал из города
в
город, меняя место работы. Почти каждый раз причина
оказывалась одна и та же неудовлетворительные условия
работы, унизительное, зависимое положение.
Но как бы ни была неблагоприятна обстановка, его никогда не
покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию.
С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только
немецких, но также итальянских и французских композиторов.
Не упускал Бах случая и лично познакомиться с выдающимися
музыкантами, изучить манеру их исполнения.
Однажды, не имея на поездку денег, молодой Бах отправился в
другой город пешком, чтобы послушать игру прославленного
органиста Букстехуде.
Слайд 5
Бах был лучшим среди своих современников исполнителем на органе
и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в импровизациях за органом его мастерство было непревзойдённым.
С 1708 года Бах обосновался
в Веймаре. Здесь он служил
Здесь он служил придворным
музыкантом и городским
органистом. В Веймаре
композитор создал свои
лучшие органные сочинения.
Среди них известнейшая
Веймар Токката и фуга ре-минор.
Слайд 6Лейпциг. Церковь Святого Фомы
Слайд 7
1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до
конца своей жизни. Здесь он занял должность кантора (руководителя хора) певческой школы при церкви Св. Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. Бах должен был сочинять для церкви такую музыку, которая бы «не была слишком продолжительной, а также... опероподобной, но чтобы возбуждала в слушателях благоговение».
Но Бах, как всегда, жертвуя многим, никогда не поступался главным — своими художественными убеждениями. На протяжении всей жизни он создавал произведения, поразительные по своему глубокому содержанию и внутреннему богатству.
Слайд 8
В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую
часть кантат (всего Бахом написано около 250 кантат), «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. «Страсти», или «пассионы» по Иоанну и Матфею — это повествование о страданиях и смерти Иисуса Христа в описании евангелистов Иоанна и Матфея.Месса близка по содержанию «Страстям». В прошлом и месса и «страсти» представляли собою хоровые песнопения в католической церкви. У Баха эти произведения выходят далеко за рамки церковной службы. Месса и «Страсти» Баха — это монументальные произведения концертного характера.
В их исполнении участвуют солисты,
хор, оркестр, орган.
По своему художественному значению
кантаты, «Страсти» и Месса
представляют собой самую высокую
вершину творчества композитора.
Слайд 9
Токката и фуга ре-минор
И счастье я
могу
постигнуть на
земле, и в
небесах я вижу
Бога.
И.С.Бах.
Слайд 10 Токката -(с итал. «прикосновение, удар») - виртуозная музыкальная пьеса
импровизационного характера, как правило, для клавишных инструментов.
Слайд 11
Полифония – (от греч. poly — «много», phone — «звук»)- вид
многоголосия, где все голоса ведут свои самостоятельные, одинаково выразительные мелодии.
Фуга – многоголосное полифоническое произведение, сочиненное по особым, очень строгим правилам. В основе лежит яркая, хорошо запоминающаяся музыкальная тема, которая последовательно звучит в разных голосах.
Слайд 13
«Флейтист» Х. Гербрюгген
Сюита – музыкальное произведение (оркестровое, инструментальное или вокально-хоровое), которое
состоит из нескольких контрастных по характеру и содержанию частей.
Слайд 15
Последние годы жизни композитора были омрачены серьёзной болезнью глаз.
После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Смерть Баха осталась почти не замеченной музыкальной общественностью
Слайд 16
Памятник И.С.Баху
в Лейпциге
у церкви Св.Фомы