Презентация, доклад к уроку Духовная музыка

Содержание

Какая музыка была!Какая музыка звучала!Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала…

Слайд 1


Слайд 2Какая музыка была!
Какая музыка звучала!
Она совсем не поучала,
а лишь тихонечко

звала…
Какая музыка была!Какая музыка звучала!Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала…

Слайд 3Духовная музыка - одна из важнейших частей церковной службы, где, соединяясь

со словом Божьим выступает носителем духовности.

 Духовная музыка - это вокальные (в православной традиции) произведения на тексты религиозного характера.

Духовная музыка - одна из важнейших частей церковной службы, где, соединяясь со словом Божьим выступает носителем духовности.

Слайд 4 На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства

в конце Х века, в ее основе лежала византийская музыкальная культура.
 На Руси духовная (церковная) музыка получила распространение вместе с принятием христианства в конце Х века, в ее

Слайд 5Основной вид древнерусского церковного пения- знаменный распев.
Для его записи употреблялись специальные

знаки –
« знамена»
(от славянского "знак") или иначе
"крюки"
(крюк – тот же знак).
Основной вид древнерусского церковного пения- знаменный распев.Для его записи употреблялись специальные знаки – « знамена» (от славянского

Слайд 6 Знаменные распевы были одноголосными. Они исполнялись только мужским хором без сопровождения

(а’cappella).

 Существовал определенный порядок чередования песнопений в течение годовых церковных служб. Он определялся системой осьмогласия (восьмигласия).       Система возникла на основе христианского календаря. От переходящей даты Пасхи начиналось чередование песнопений. Основой счета было число восемь. Каждой неделе были приписаны свои песнопения.

 Знаменные распевы были одноголосными. Они исполнялись только мужским хором без сопровождения (а’cappella).  Существовал определенный порядок чередования песнопений

Слайд 7   Очень важным в истории русского богослужебного искусства был XV век, когда

из Киева в Москву пришло многоголосное партесное пение, вытеснившее одноголосное сопровождение молитв.   

  Свое название новый вид храмового пения получил от латинского слова partes – партия. Основу партесного пения составляло четырехголосие.

   Очень важным в истории русского богослужебного искусства был XV век, когда из Киева в Москву пришло многоголосное

Слайд 8Излюбленной формой хорового творчества у русских композиторов XVIII века становится духовный

концерт.

  Блестящий образец классического хорового концерта оставил Максим Созонтович Березовский (1745-1777гг.). Его концерт «Не отвержи мене во время старости» отличает суровая, драматически насыщенная музыка.

Излюбленной формой хорового творчества у русских композиторов XVIII века становится духовный концерт.  Блестящий образец классического хорового концерта оставил

Слайд 9«Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя,

не оставь меня. Ибо враги мои говорят против меня, и подстерегающие душу мою советуются между собой, говоря: Бог оставил его; преследуйте и схватите его; ибо нет избавляющего. Боже, не удаляйся от меня; Боже мой, поспеши на помощь мне. Да постыдятся и исчезнут враждующие против души моей».
«Не отвергни меня во время старости; когда будет оскудевать сила моя, не оставь меня. Ибо враги мои

Слайд 10Основными жанрами в религиозно-духовной музыке являются Всенощная и Литургия - главные

церковные службы, образующее суточный круг.
Всенощная - вечерняя служба, состоит из двух частей: великой вечерни и утрени.
Основными жанрами в религиозно-духовной музыке являются Всенощная и Литургия - главные церковные службы, образующее суточный круг. Всенощная

Слайд 11Литургия - утренняя служба, в ней три части:
проскомидия - приготовления

Святых Даров к причастию,
литургия оглашенных - тех, кто еще не принял веру,
литургия верных, уже принявших крещение.
Литургия - утренняя служба, в ней три части: проскомидия - приготовления Святых Даров к причастию, литургия оглашенных

Слайд 12Содержание службы Всенощное бдение сложилось в первые века принятия христианства.

Ее смысл – в спасении человечества через веру в грядущего Мессию. Всенощная открывается колокольным звоном – благовестом.       Один из первых больших номеров – «Благослови, душе моя, Господа» на текст 103-го псалма.
Содержание службы Всенощное  бдение сложилось в первые века принятия христианства. Ее смысл – в спасении человечества

Слайд 13Эта служба всегда привлекала композиторов.
 К жанру Всенощного бдения обращались
П.И. Чайковский,

А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков.       Сочинение С.В. Рахманинова не имеет равных по философской глубине и выразительной силе.

П.И. Чайковский

П.Г.Чесноков

А.Т.Гречанинов

С.В.Рахманинов

Эта служба всегда привлекала композиторов. К жанру Всенощного бдения обращались П.И. Чайковский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков.        Сочинение

Слайд 14 Литургия – служба, которая продолжает всенощную, в ней выражается всеобщее благодарение

Бога за спасение человеческого рода от греха, благодарение Иисуса Христа, принесшего себя в жертву на кресте. Как и во Всенощной, в литургии звучит много хорового пения.

 Одно из главных песнопений в честь Троицы – «Херувимская песнь».

 Литургия – служба, которая продолжает всенощную, в ней выражается всеобщее благодарение Бога за спасение человеческого рода от

Слайд 15 В церкви существует предание о создателях Литургии – 3-х святителях –

Василии Великом, Иоанне Златоусте и Григории Богослове.

В Православной Церкви фактически были сохранены лишь две Литургии — Литургия Василия Великого и Литургия Иоанна Златоуста.

 В церкви существует предание о создателях Литургии – 3-х святителях – Василии Великом, Иоанне Златоусте и Григории

Слайд 16Литургические песнопения создавали
Д.С. Бортнянский, М.И. Глинка, А.Н. Верстовский.

Литургические песнопения создавали Д.С. Бортнянский, М.И. Глинка, А.Н. Верстовский.

Слайд 17Одной из вершин русской концертной православной музыки начала ХХ века является

«Литургия св. Иоанна Златоуста» С.В. Рахманинова.
Одной из вершин русской концертной православной музыки начала ХХ века является «Литургия св. Иоанна Златоуста» С.В. Рахманинова.

Слайд 18Жанры православной духовной музыки (хоровой концерт, всенощная, литургия) привлекали многих русских

композиторов.

Духовных произведений Рахманинова нет в церковном обиходе, они исполняются только в концертах , так как композитор свободно истолковывал ритуальные тексты.

Жанры православной духовной музыки (хоровой концерт, всенощная, литургия) привлекали многих русских композиторов. Духовных произведений Рахманинова нет в

Слайд 19  Для человека Древней Руси церковная музыка воплощала идеал красоты – духовной

и эстетической. Она дарила людям ощущение благодати, очищения, утешения, воспитывала любовь к Богу, ближним.       Духовная музыка ценна не только как часть обряда, но и как общечеловеческая культура, несущая нам через века свой свет. Во все времена музыка, рожденная в лоне церкви, несла людям свет истины, укрепляя их духовно.
  Для человека Древней Руси церковная музыка воплощала идеал красоты – духовной и эстетической. Она дарила людям ощущение

Слайд 20 Подумай и ответь:

Подумай и ответь:

Слайд 21 Подумай и ответь:

Подумай и ответь:

Слайд 22 Подумай и ответь:
П.И. Чайковский
С.В.Рахманинов

Подумай и ответь:П.И. ЧайковскийС.В.Рахманинов

Слайд 23Крещение Руси - 10 век
Киевский князь Владимир (Красное солнышко) – провозгласил

христианство на Руси
Обряд происходил в водах Днепра
Церковная музыкальная культура пришла из Византии
Жанры православной духовной музыки – Хоровой концерт, всенощная, литургия.

Крещение Руси - 10 векКиевский князь Владимир (Красное солнышко) – провозгласил христианство на РусиОбряд происходил в водах

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть