Слайд 1Романтизм
Подготовила Герасимчук Маргарита Михайловна, учитель музыки МБОУ «Уваровская СОШДС». Республика Крым
Слайд 2«В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое.
Перед человеком открылась радость жизни, потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
Слайд 4Романтизм — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре
конца XVIII - 1й половины XIX в.
В музыке романтизм сформировался в 1820-х гг. и сохранял свое значение вплоть до начала XX в. Ведущим принципом романтизма становится резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и высшего идеального мира, создаваемого творческим воображением художника.
Слайд 5Отвергаемому миру, где все, вплоть до человеческих отношений, подчинено закону купли-продажи,
романтики противопоставили иную правду — правду чувств, свободного волеизъявления творческой личности. Отсюда проистекает их пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ его сложных душевных движений. Романтизм внес решающий вклад в утверждение искусства как лирического самовыражения художника.
Слайд 6Первоначально романтизм выступил как принципиальный противник классицизма. Античному идеалу было противопоставлено искусство
средних веков, далеких экзотических стран.
Романтизм открыл сокровища народного творчества — песен, сказаний, легенд.
Слайд 7Однако противоположность романтизма классицизму все же относительна, так как романтики восприняли
и развили дальше достижения классиков. На многих композиторов большое влияние оказало творчество последнего венского классика —
Л. Бетховена.
Слайд 8 Романтики стремились к большей конкретности музыкальных идей, более
тесной их связи с образами литературы, других видов искусства. Это привело их к созданию программных произведений
Слайд 9Высшие и совершеннейшие между инструментальными созданиями Шуберта полны таланта, до сих
пор никем не превзойденного, так что с ними могут соперничать лишь величайшие создания самого Бетховена.
Слайд 10Песни Шуберта полны той глубочайшей сокровенной внутренней души человеческой, которая всегда
закрыта и невыговариваема.
Слайд 11Франц Шуберт, создавший обширнейшую музыкальную литературу, как вокальную, так и инструментальную,
наряду с Бетховеном – величайший мировой гений первой четверти XIX века.
Слайд 12«Его творчество почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар мог
бы сделать его замечательным симфонистом, его деликатная, замкнутая натура довольствовалась рамками камерного жанра — если не считать, конечно, двух его замечательных фортепианных концертов. В полонезах, балладах композитор рассказывает о своей стране, о красотах её пейзажей. Вместе с тем он исключительно самобытен».
Слайд 13В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет
поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ — написала газета, — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей».
Слайд 14Ф.Шопен
Ф. Мендельсон
Р.Вагнер
Ф.Шуберт