Презентация, доклад из цикла Великие имена Белгородчины Степан Аникиевич Дегтярев

Степан Аникиевич Дегтярёв родился в слободе Борисовке нынешней Белгородской области в 1766 году в семье крепостного крестьянина Аникия Дегтярева. Известно, что Дегтярёв пользовался уважением, и доверим жителей слободы и их выборных атаманов. Уже с ранних лет

Слайд 1Дегтярёв Степан Аникиевич

1766 - 1813

Дегтярёв Степан Аникиевич1766 - 1813

Слайд 2 Степан Аникиевич Дегтярёв родился в слободе Борисовке нынешней Белгородской области в

1766 году в семье крепостного крестьянина Аникия Дегтярева.
Известно, что Дегтярёв пользовался уважением, и
доверим жителей слободы и их выборных атаманов. Уже с ранних лет Степан Аникович Дегтярёв увлекался музыкой. У Степана и его сестры Стефаниды и брата Евдокима были хорошие музыкальные данные и певческие голоса. Степан с братом учились пению в хоре одной из местных церквей и в певческой школе. В то время слобода Борисовка
была вотчиной известных меценатов Шереметевых.
Степан Аникиевич Дегтярёв родился в слободе Борисовке нынешней Белгородской области в 1766 году в семье крепостного крестьянина

Слайд 3Все трое детей Аникия Дегтярёва, оказались в школе при крепостном Шереметевском

театре в подмосковном Кускове. И в 1773году Н.Б. Шереметев очень обрадовался появлению в его театре талантливых детей, и решил отблагодарить их отца освобождением "от повинности сдачи отсыпного хлеба". "Трудно назвать истинную причину, заставив-шую А. Дегтярёва отпустить своих детей их дома, скорее всего А. Деггярёв мечтал устроить судьбу своих детей лучше собственной...
Он не мог не знать хотя бы внешней разницы между условиями жизни крепостных крестьян и привилегированных дворовых с их сытостью, нарядной униформой, более высокой культурой”. В школе Дегтярёвы быстро выдвинулись в число самых перспек-тивных и талантливых музыкантов. Стефанида стала ведущей солисткой оперного репертуара. Считали, что своим дарованием она не уступала даже легендарной певице П.И. Жемчуговой. Но из-за скоротечной болезни
она была вынуждена сойти со сцены.
Все трое детей Аникия Дегтярёва, оказались в школе при крепостном Шереметевском театре в подмосковном Кускове. И в

Слайд 4 Главной школой артистического, певческого, капельмейстерского и композиторского мастерства для

С. Деггярёва
продолжали оставаться уже в те годы великолепные хор и театр Шереметевых. Труппа ставила оперные, балетные и
диматические спектакли. В копелли и театре Степан поначалу выступал как артист хора, солист оперы, актёр драмы.
Одной из первых опер, где Дегтярев был занят в качестве солиста стала опера на местный сюжет "Тщетная ревность или
переводчик Кусковский". Как указывают некоторые биографы, примерно в 1780е годы Н.П. Шереметев посылал
С. Дегтярёва в Италию для развития композиторского дарования, углубления художественного воспитания, а также
совершенствования в значении итальянского языка. После завершения учебы С.А. Деггярёв стал "учителем концертов"

с фактическим использованием обязанностей
капельмейстера, музыкального редактора,
композитора и музыкального руководителя театра.
За время его активного участия в деятельности
труппы Шеретевского театра, в нем поставлено было
не менее 114 пьес, в том числе 75 опер. Уровень их
был столь высок, что ценители отдавали
предпочтение не профессиональным театрам,
выступавшим в центре Москвы, а спектаклям в
далёких загородных Кусково и Останкино.

Главной школой артистического, певческого, капельмейстерского и композиторского мастерства для С. Деггярёва продолжали оставаться уже в

Слайд 5"Получив великолепное гуманитарное и специальное образование, консультируясь у выдающихся музыкантов, жадно

впитывая всё, что давала окружающая его удивительно богатая художественная атмосфера театра и дома Шеремевых, к 20-25 годам С.А. Дегтярёв стал едва ли не самым образованным музыкантом своего времени" .
Завершив карьеру оперного певца, Дегтярёв становился музыкальным руководителем театра и грандиозно удивлявших иностранцев
музыкальных празднеств. Его по праву можно отнести к числу
крупнейших деятелей культуры своего времени. Он мог
иметь соответствующие его образования и таланту жалованье,
должности, знания, почести, однако Дегтярёв оставался
крепостным. Это было очень удобно Н.П. Шереметеву: одаренный
и отлично подготовленный, Дегтярёв во всем зависел
от него.

Слайд 6 Частный Шеремевский театр оказал огромное влияние на всё театральное искусство России

конца XVIII столетия,
вот что о деятельности труппы пишет доктор искусствоведения
О.Е. Левашова: "театр Шереметевских был в первую
очередь оперным, причём основу репертуара составили последние
театральные "новинки"... Исполнение стояло на
самом высоком уровне театрального мастерства".
С.А. Дегтярёв принимал деятельное участие в репетициях и концертах рогового оркестра. Репертуар коллектива состоял из
переложений южно — русских мелодий, в том числе, существовавших в Алексеевской, Борисовской, Михайловской
вотчинах Шереметевых, исполнила оперные увертюры и даже симфонии.
 Большая часть аранжировок и оригинальных произведений принадлежала Степану Дегтярёву.

Частный Шеремевский театр оказал огромное влияние на всё театральное искусство России конца XVIII столетия, вот что о

Слайд 7Оратория "Минин и Пожарский"

Оратория

Слайд 8О том, что у Дегтярёва был соответствующий опыт, говорит блестящее использование

им рогового оркестра в оратории "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы" (на текст Н.Д. Горчакова) Журнал "Вестник Европы" писал: "Знавшие талант господина Дегтярёва давно ожидали от него какого-нибудь важного произведения для полного хора музыки; ожидание исполнилось: Дегтярёв своею ораториею доказал, что он можетпоставить имя своё наряду с первейшими композиторами в Европе. Не многие музыкальные произведения знаменитых иностранных авторов приятны были с такою похвалою от всей публики, как музыка оратории Дегтярёва.
О том, что у Дегтярёва был соответствующий опыт, говорит блестящее использование им рогового оркестра в оратории

Слайд 9Рукоплескания сопровождались почти каждый куплет её." Эта опера стала важной вехой в

истории музыки, задала "тон" в разработке патриотической темы в национальном музыкальном искусстве. Оркестр обслуживал приёмы гостей, маскарады, принимал участие в музыкальных спектаклях, часто выступал в публичных концертах, активно пропагандируя инструментальную музыку. Об истории рогового оркестра с изумлением писала А.П. Керн: "Известная всей Европе роговая музыка была для нас большим наслаждением. Она разъезжала тихо в большой лодке по Неве и своими чарующими звуками, далеко разносившимися по реке, доставляла удовольствие тысячам людей". Но был и совершенно противоположные отзывы об этой музыке. "В книге "Россия и рабство" её автор Лассенан писал: "Этот род музыки может исполняться только рабами, издавать один звук."

Рукоплескания сопровождались почти каждый куплет её.

Слайд 10Хоровые произведения.

        Правила в Шеремевском театре были очень строгие. За личной

жизнью
музыкантов жёстко следили. Свидания запрещались, карманных денег не
выдавали. Музыканты лишь тайно могли участвовать в концертах на
стороне. И Степан Аникиевич участвовал в таких концертах.
          Пик популярности у оркестра наступил в 1800е годы. Отличный
коллектив мог бы ещё многие годы славить исполнительное русское
искусство. Но в 1807 году, в связи с болезнью графа, оркестр, оперная и
балетная труппа были ликвидированы.
          Любимым детищем Дегтярёва и Шереметева и в те годы продолжала
оставаться певческая карьера. В круг обязанностей Дегтярева-учителя
входила репетиционная работа с солистами и хористами. К ученикам
Дегтярёв относился с заботой, старался облегчить их учесть. Благодаря
хорошо продуманной системе занятий, хормейстерскому таланту
С. Дегтярёва к концу 1780х годов капелла выросла до лучших хоров Москвы.
В репертуар капеллы входили хоровые концерты различных русских
исполнителей и сочинение самого Дегтярёва, поэтому Дегтярёва часто
называли "учителем певчих" или "учителем концертов".
Успешное выступление певческой и инструментальной капелл
Н.П. Шереметева в публичных концертах продолжались многие
последующие годы. В состав их программы входили кантаты, оратории,
реквиемы, концерты многих иностранных и русских композиторов.

Хоровые произведения.        Правила в Шеремевском театре были очень строгие. За личной жизнью музыкантов жёстко следили. Свидания запрещались,

Слайд 11 За личной жизнью Дегтярева всё также строго следили. И только когда

ему шел пятый десяток лет, разрешили жениться.
Его женой стала Агафона Григорьевна Кохановская, дочь талантливого актёра, ей было 23 года. Уже много лет Дегтярёв просил у Шереметева вольную, впервые её Шереметьев пообещал в 1802 году. Время шло многих граф отпускал, но только композитору давал одни пустые обещания. Дегтярёв всё больше и больше нервничал и стал в
вине искать решение проблемы. В январе 1808 года Н,П. Шереметев умирает, так и не дав вольную Дегтярёву. После смерти Шереметева Дегтярёв с женой и сыном-первенцем решили покинуть Кусково.
В Москве жизнь стоила дороже и пенсии на жизнь не хватало. Найти
работу было трудно.
За личной жизнью Дегтярева всё также строго следили. И только когда ему шел пятый десяток лет, разрешили

Слайд 12 В добавок к этому С.А. Дегтярев болел чахоткой. Несколько

месяцев он провел
в Московском Странноприимном доме.
Несмотря на болезнь, он продолжал активно сочинять и вскоре
опубликовал объявление о продаже своих новых духовных песнопений:
«Продаются моего сочинения нескольких новых певческих концертов
и новая же полная обедня. Господа, желающие иметь сии сочинения,
которых ни у кого еще нет, благоволят присылать ко мне в шереметевскую
больницу, что у Сухаревой башни».
В семье Дегтярёвых ждали второго ребенка. Тогда Степан Аникиевич отправляет
жену с сыном к родственникам в Борисовку.
Сам же в Москве дает большую музыкальную ораторию "Минин и Пожарский".
Дегтярёва ожидает грандиозный успех, но это не повлияет на общественное
положение композитора, он по-прежнему оставался полунищим крепостным.
Положение усугубилось с нашествием наполеоновских войск. Учить было некого,
продавать свои сочинения тоже было некому. Пришлось уехать из Москвы.
С толпой беженцев Дегтярёв отправился к родным местам. В Борисовке для него
работы не оказалось. В поисках заработка он устроился учителем пения к 
неизвестному помещику в селе Кудинцево Льговского уезда Курской
губернии..
После изгнания наполеоновских войск Степан Аникиевич с женой сыном
вернулись в Москву. Здесь он приступает к работе над ораторией "Торжество
России, или истребление врагов её и бегство Наполеона". Но завершить
сочинение композитору так и не удалось 23 апреля 1813 года он скончался.
Вдова композитора осталась с 3-мя детьми без денег и жилья, не приняв
отпускной, которую ей предоставили, решила остаться крепостной, но хоть
с каким-нибудь, пусть и убогим, жильём и мизерной пенсией. 

Руководствуясь непреложными обязанностями закона христианского и следуя побуждениям патриотического усердия, издавна положил я за непременное учредить в Москве Странноприимный Дом для содержания в оном, на моем иждивении богадельни,состоящей из 100 человек обоего пола и всякого звания неимущих и увечных, и больницы на 50 человек для безденежного лечения в оной,также всякого состояния бедных", - писал императору Александру I учредитель Странноприимного дома граф Н.П. Шереметев.

В добавок к этому С.А. Дегтярев болел чахоткой. Несколько месяцев он провел в Московском Странноприимном

Слайд 13Список используемой литературы:  1. Горяйнов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991

г.  2. Горяйнов Ю. С. “России славу пел” Воронеж, центрально-чернозёмное книжное издательство, 1987г.  3. Белгородская энциклопедия, Белгород, издательство областная типография 2000 г.  “Наши замечательные земляки” Белгород, издательство Белгородская областная типография 1974г. 
Список используемой литературы:  1. Горяйнов Ю. С. “С. А. Дегтярёв” Белгород 1991 г.  2. Горяйнов Ю. С.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть