Слайд 1МУЗЫКА
В ХРАМЕ
Искусство
9 класс
Слайд 2Духо́вная му́зыка —музыкальные
произведения, связанные с текстами религиозного
характера, предназначенные для
исполнения во время церковной службы или в быту.
Слайд 4 Музыка в
православном богослужении
Слайд 5Древние распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и
богослужебные распевы у других православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), на Кавказе (например, грузинский распев), на Западе (григорианский хорал), а также в Древней Руси: знаменные и др. распевы.
Слайд 7Партесная (многоголосная, хоровая) — зародилась в XVII в. на Украине и Белоруссии
под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII в. стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например: Д. С. Бортнянский («Херувимская»), С. В. Рахманинов («Всенощная бдение») и др.
Слайд 8
Партесное пение (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого положено
многоголосное хоровое исполнение композиции.
Слайд 9Колокольные звоны
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Церковный звон употребляется для того, чтобы:
• созывать верующих к богослужению.
• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.
• возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.
Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.
Слайд 11
Музыка в католическом богослужении
Слайд 12Католическая Ц. м. основывается на григорианском хорале. Все католические песнопения исполняются
на латинском языке (лишь в 60-х гг. 20 в. было допущено пение в церкви и на родных языках); они многоголосны и поются А капелла или в сопровождении органа, оркестра.
Слайд 14 формы католической церковной музыки
Месса - циклические вокальные или вокально-инструментальные произведения,
представляющие собой собрание частей католической литургии.
Реквием - (лат. requiem «упокой») — заупокойная месса в католической церкви латинского обряда. Начиная с эпохи барокко композиторский реквием — высокий жанр концертной духовной музыки, род траурной оратории.
Слайд 16Мрак сгущается над Веной,
Бог на небе глух и нем,
Жадно и самозабвенно,
Пишет
Моцарт реквием...
Зовы ангельской свирели слышит Амадей давно,
Сыпь Антонио Сальери яд в Бургунское вино...
Есть у Бога оправданье на каприз судьбы любой,
На душевные страданья, на физическую боль.
Слайд 17Сколько дней пройдет в ненастье, в изнурительном труде?
В поисках земного счастья..бродят
Боги по воде...
Ходят Боги, ищут Боги отголоски райских дней,
В пенье гениев убогих, в криках глупых королей.
Пей вино усталый Моцарт, мир не сгинет от потерь,
То не сердце в глотке бьется,
Это смерть стучится в дверь...
Слайд 19
Мотет (франц. motet, уменьшительное от mot — слово, изречение, заповедь), жанр многоголосной вокальной
музыки.
Страсти - вокально-драматические произведения, посвящённое событиям Страстной недели.
Магнификат (от первого слева лат. текста "Magnificat anima mea Dominum" - "Величит душа моя Господа") - хвалебная песня на текст слов девы Марии из Евангелия.
Слайд 21 «Страсти по Матфею»
Страсти или пассион, являются одними из наиболее масштабных
вокальных произведений Баха и состоят из 78[ музыкальных номеров, в том числе речитативов (включая чтение Евангелия нараспев),арий, хоралов и хоров . Общая продолжительность звучания — около 3 часов. Рассказ о последних трех днях жизни Иисуса Христа.
Слайд 22Трагичны его перипетии: тайная вечеря, предательство Иуды, отречение и скорбь Петра,
суд над безвинным страдальцем, показания лжесвидетелей, ярость подкупленной толпы, шествие на Голгофу, гибель на кресте – это глубоко человечная повесть о великой несправедливости, совершенной жестокими людьми.
Слайд 24Это прежде всего кавалли , исполнение под музыку суфийской поэзии.
Содержание каввали составляют главным образом
восхваления — Аллаха, Мухаммада, суфиских святых.
Исполняются каввали группами, в которых присутствует солист (он запевает строку, группа подхватывает и повторяет на разные голоса), по традиции — с несложным инструментальным сопровождением. Ещё шире распространилась мелодика чтения-пения Корана, призыва к молитве (азан) .
Слайд 26Аллах превыше всего !
Свидетельствую,что нет бога кроме Аллаха !
Свидетельствую,
что Мухаммад посланник Аллаха !
Идите на молитву !
Идите к успеху !
Аллах превыше всего !
Нет бога, кроме Аллаха !
Слайд 29Тель-Авив намерен запретить чтение азана в Иерусалиме.