Презентация, доклад для урока музыки История клавишных инструментов

Содержание

История клавишных инструментов восходит к древним векам. Считается, что первая простая клавиатура использовалась в инструменте, называемом гидравлос, или водяной орган. Ряд источников сообщает, что он был изобретен александрийским инженером Ктесибием в первой половине III века до

Слайд 1История
клавишных
инструментов

Выполнила Коростелева Е.В.

Нижегородский музыкальный колледж им.

М. А. Балакирева
2013 год
ИсторияклавишныхинструментовВыполнила Коростелева Е.В.    Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева2013 год

Слайд 2
История клавишных инструментов восходит
к древним векам.
Считается, что первая простая

клавиатура использовалась в инструменте,
называемом гидравлос, или водяной орган.
Ряд источников сообщает, что он был изобретен александрийским инженером
Ктесибием в первой половине III века до н. э.
История клавишных инструментов восходит к древним векам. Считается, что первая простая клавиатура использовалась в инструменте, называемом гидравлос,

Слайд 3
Глиняная статуэтка найденная при раскопках Помпеи (верхняя часть отбита)

Глиняная статуэтка найденная при раскопках Помпеи (верхняя часть отбита)

Слайд 4
Гидравлос был мощным инструментом,
в котором необходимое давление воздуха,
поступавшего в

трубы, поддерживалось
столбом воды.
Звук гидравлоса был необычайно
сильным и пронзительным, поэтому он использовался греками и римлянами на ипподромах, в цирках, а также для сопровождения языческих мистерий.

Гидравлос был мощным инструментом, в котором необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось столбом воды. Звук гидравлоса

Слайд 5
Орган римского инженера Витрувия
В первые века христианства
водяной насос был заменен


воздушными мехами,
что позволило увеличить
размеры труб
и их количество в органе.
Орган римского инженера ВитрувияВ первые века христианства водяной насос был заменен воздушными мехами, что позволило увеличить размеры

Слайд 6
В этих инструментах впервые
использована клавиатура
в виде выдвижных
(в гидравлосе

Ктезибия)
или нажимных (в органе Витрувия)
рычагов.
В этих инструментах впервые использована клавиатура в виде выдвижных (в гидравлосе Ктезибия) или нажимных  (в органе

Слайд 7
В средние века, когда Папа Римский
благословил использование органа
в церковных

мессах, этот инструмент пережил
настоящий расцвет. Органы строились во
всех крупнейших соборах.
Изобретение специального передаточного
механизма кардинально изменило внешний вид
и функцию органной клавиатуры.
В средние века, когда Папа Римский благословил использование органав церковных мессах, этот инструмент пережилнастоящий расцвет. Органы

Слайд 8
Этот механизм позволил
расположить трубы дальше от
клавиатуры и сделать клавиши

более узкими.
Наконец, исполнитель мог нажимать на
клавишу лишь одним пальцем,
что послужило толчком к развитию техники
органного исполнительства.
Моцарт настолько ценил орган,
что назвал его 'королем инструментов'.

Этот механизм позволил расположить трубы дальше от клавиатуры и сделать клавиши более узкими. Наконец, исполнитель мог нажимать

Слайд 9
Вошли в широкое употребление
маленький
переносной
орган –
портатив и
миниатюрный


стационарный
орган –
позитив.
Вошли в широкое употребление маленький переносной орган – портатив и миниатюрный стационарный орган – позитив.

Слайд 10
Посмотрите, какие величественные сооружения.


Посмотрите, какие величественные сооружения.

Слайд 12
11.11.2010

11.11.2010

Слайд 13Струнно-клавишные инструменты
Первое упоминание о струнных инструментах
мы находим в Библии; не

раз они упоминаются
в связи с народом Израиль.
Но лишь в XV веке н. э. произошло соединение
клавиатуры со струнами (по которым до этого
перебирали пальцами или ударяли молоточком).
Клавиатура, в том виде, в котором мы знаем ее
сегодня, впервые использовалась в инструменте,
называемом клавикорд.
Струнно-клавишные инструментыПервое упоминание о струнных инструментах мы находим в Библии; не раз они упоминаются в связи с

Слайд 15Клавикорд является одним из старейших
клавишных инструментов и происходит от
древнего

монохорда.
Впервые название «клавикорд» упоминается в
документах 1396 года, а самый старый
сохранившийся инструмент был создан в 1543 году
Домеником Пизанским (Domenicus Pisaurensis)
и находится сейчас в Лейпцигском музее
музыкальных инструментов.
Наибольшего расцвета клавикордная музыка
достигла в XVII—XVIII вв.,
после чего, с приходом в мир фортепиано,
постепенно сошла с мировых сцен.
Клавикорд является одним из старейших клавишных инструментов и происходит от древнего монохорда. Впервые название «клавикорд» упоминается в

Слайд 17 Звук на клавикорде извлекается при помощи
металлических штифтов с плоской

головкой —
тангентов.
Диапазон клавикорда менялся со временем.
Изначально, он составлял две с половиной октавы,
с середины XVI века — увеличился до четырёх,
а в дальнейшем равнялся уже пяти октавам.
Клавикорд – самый ранний из струнно-клавишных
инструментов, очень тихий.
Но он, в отличие от своих более поздних собратьев,
позволял делать crescendo и diminuendo.
Звук на клавикорде извлекается при помощи металлических штифтов с плоской головкой — тангентов. Диапазон клавикорда менялся со

Слайд 20
Начиная с XV века появляется большое
семейство клавишно-струнных
щипковых инструментов.
В

том, как они назывались, царит большая путаница.
(Вёрджинел, спинет, чембало, клавесин и т. д.) Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам.
 
Начиная с XV века появляется большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. В том, как они назывались, царит большая

Слайд 21 В самых общих чертах инструменты делятся по своей форме на

продольные (напоминают небольшой рояль, но с угловатыми формами
— у рояля формы округлые) и прямоугольные.
Конечно, это различие отнюдь не декоративное:
при разном расположении струн
относительно клавиатуры
место на струне, в котором производится
характерный для всех этих инструментов щипок, весьма значительно влияет на тембр звучания.
В самых общих чертах инструменты делятся по своей форме на продольные (напоминают небольшой рояль, но с

Слайд 23Вёрджинал (разновидность - мюзела́р)  —
небольшой столообразный клавишный
музыкальный инструмент.
Имеет один

набор струн и один мануал
(клавиатуру).
Это инструмент со струнами, идущими
горизонтально перпендикулярно клавишам
(в отличие от клавесина и спинета).
Вёрджинал (разновидность - мюзела́р)  — небольшой столообразный клавишныймузыкальный инструмент. Имеет один набор струн и один мануал (клавиатуру).

Слайд 25Урок музыки.
Мюзелар.

Урок музыки.Мюзелар.

Слайд 26Спине́т — небольшой домашний
клавишный струнный
музыкальный инструмент,
разновидность клавесина.
Имеет один мануал

и один ряд струн.
В отличие от других видов
клавесина струны спинета натянуты
по диагонали слева направо.
Спине́т — небольшой домашнийклавишный струнныймузыкальный инструмент, разновидность клавесина. Имеет один мануал и один ряд струн. В отличие

Слайд 27Спинет

Спинет

Слайд 29Клавесин - самый большой и сложный
инструмент этого семейства.

В России еще

с XVIII в. наибольшее
распространение получило французское
название инструмента — клавесин (clavecin),
но встречается и итальянское — чембало (cembalo; известны также итальянские названия clavicembalo, gravicembalo).
В музыковедческой литературе, особенно когда речь идет об английской музыке барокко, попадается без
перевода английское название этого инструмента harpsichord.
Клавесин - самый большой и сложный инструмент этого семейства.В России еще с XVIII в. наибольшее распространение получило

Слайд 31На клавесине нельзя изменить звучание
посредством изменения силы
нажатия клавиши, поскольку

между пальцем клавесиниста и струной находится сложный передаточный механизм в виде прыгунка и перышка.

Чтобы избежать монотонности звучания,
клавесинные мастера уже на ранней стадии
развития инструмента
стали снабжать каждую клавишу
не одной струной, а двумя, естественно, разного тембра.

На клавесине нельзя изменить звучание посредством изменения силы нажатия клавиши, поскольку между пальцем клавесиниста и струной находится

Слайд 32
Но вскоре выяснилось, что по техническим причинам больше двух комплектов струн

для одной клавиатуры использовать нельзя.
Тогда возникла мысль увеличить количество клавиатур.
К XVII в. наиболее богатые в музыкальном отношении клавесины - инструменты с двумя клавиатурами (хотя бывают и с тремя).
Но вскоре выяснилось, что по техническим причинам больше двух комплектов струн для одной клавиатуры использовать нельзя. Тогда

Слайд 35
Клавицитериум –
клавесин с
вертикально
расположенными
струнами для
домашнего
использования.




Клавицитериум – клавесин свертикальнорасположеннымиструнами длядомашнегоиспользования.

Слайд 36
Клавесины
разных форм и размеров,
с одним мануалом
(клавиатурой)‏
или с двумя

Клавесиныразных форм и размеров,с одним мануалом (клавиатурой)‏ или с двумя

Слайд 37
Несмотря на кажущуюся непохожесть и
огромное разнообразие этих инструментов,
все они похожи

в главном - в способе
звукоизвлечения.
На заднем конце клавиши клавесина
установлен прыгунок, в верхней части которого
закреплено пёрышко. Когда музыкант нажимает
клавишу, прыгунок с пёрышком идёт ввех, и
пёрышко щиплет струну.
Все краски (тембры) и динамика (сила звука)‏
заложены в самом инструменте и могут
меняться при помощи рычажков. Это сближает
клавесин скорее с органом, чем с фортепиано.
Несмотря на кажущуюся непохожесть и огромное разнообразие этих инструментов,все они похожи в главном - в способе звукоизвлечения.На

Слайд 38
Красочное звучание клавесина, его
Серебристый тембр, не оставляет нас
равнодушными и

сейчас.
Вот клавесин, построенный в 2004 г.

Все как в старину,
даже
противоположный
цвет клавиш,
чтобы оттенить
белые холеные
ручки
клависинистки.

Красочное звучание клавесина, его Серебристый тембр, не оставляет нас равнодушными и сейчас. Вот клавесин, построенный в 2004

Слайд 39Величайшим мастером-клавиристом был И. С. Бах, которого интересовали все технические новшества.

Его интерес к расширению исполнительских возможностей клавесина и других клавишных ярче всего доказывает знаменитый цикл прелюдий и фуг во всех тональностях «Хорошо темперированный клавир».
Величайшим мастером-клавиристом был И. С. Бах, которого интересовали все технические новшества. Его интерес к расширению исполнительских возможностей

Слайд 40В презентации использована музыка:

1. Д. Букстехуде «Сюита С-dur»
(клавикорд)
2.

И. С. Бах «Токката d-moll»
(орган)
3. В. Моцарт «Фантазия d-moll»
(клавикорд)
4. В. Моцарт «Ария Фигарио»
(клавесин)
5. И. С. Бах «Прелюдия b-moll»
(клавесин)
6. Ж. Рамо «Циклопы» (клавесин)
В презентации использована музыка:1. Д. Букстехуде «Сюита С-dur»   (клавикорд)2. И. С. Бах «Токката d-moll»

Слайд 41Использованы материалы сайтов:

www.wikipedia.org
www.trombamarina.com
www.yanych.ru
www.dic.academic.ru
www.org.usd.edu
www.artrenewal.org
www.grsr.ucoz.ru
www.theatreorgans.com
www.img-fotki.yandex.ru
www.intoclassics.net
www.orpheusmusic.ru
www.gosnews.ru
www.maykapar.ru







2013 год

Использованы материалы сайтов:www.wikipedia.orgwww.trombamarina.comwww.yanych.ruwww.dic.academic.ruwww.org.usd.eduwww.artrenewal.orgwww.grsr.ucoz.ruwww.theatreorgans.comwww.img-fotki.yandex.ruwww.intoclassics.netwww.orpheusmusic.ruwww.gosnews.ruwww.maykapar.ru2013 год

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть