Слайд 1ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Учитель музыки ОУ СОШ №9 им.
В. Т. Степанченко г. Ржева Тверской области
2016год
Слайд 2
«Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и
от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу».
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!».
В. А.СУХОМЛИНСКИЙ
Слайд 3Условия возникновения и становления опыта
Несоответствие современных образовательных задач традиционным методам обучения
Рост объема информации
Готовность учащихся к самостоятельному осмыслению информации
Умение принимать и исполнять собственные решения
Учитель – организатор самообразовательной деятельности учащихся
Необходимость развития творческого мышления и самообразовательных навыков учащихся на основе проектно-исследовательской деятельности
Недостатки традиционной системы
Доминирующая роль педагога в процессе присвоения знаний и опыта
Невозможность использования опыта приобретенного вне школы
Неспособность применять в жизни школьные знания
Слайд 4Основная идея опыта
ЦЕЛЬ – развитие творческого мышления и самообразовательных навыков учащихся
Проектно-исследовательская
деятельность
Умение самостоятельно организовать познавательный процесс
Способность к социально-значимой деятельности
Развитие творческого мышления
Умение использовать знания в новой ситуации
Слайд 5ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА
Теория проектно-ориентиорованного обучения
Дж. Дьюи, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной
Работы отечественных
психологов и педагогов по вопросам организации творческой деятельности учащихся:
М.И. Махмутова, Т.И. Шамовой, Г.А. Балла
Психологические исследования по вопросам формирования особенностей креативных способностей учащихся в учебной и внеучебной деятельности
Р.М. Грановской, В.Н. Дружинина, А.А. Леонтьева
Слайд 6Определение ключевых понятий
Учебный проект – совместная деятельность учащихся-партнеров имеющих общую цель,
согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта (Бухаркина М.Ю.).
Современный проект – дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащегося, развитие креативности и формирования определенных личностных качеств.
Метод проектов - педагогическая технология,ориентированная на приобретение и применение новых знаний (Савенков А.И.).
Для ученика – возможность максимального раскрытия творческого потенциала
Для учителя – интегративное дидактическое средство развития, обучения, воспитания
Слайд 7Главные цели введения метода проектов
в практику преподавания музыки
показать
умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
Слайд 8Исходные Теоретические позиции проектного обучения
в центре – ученик,
содействие развитию его творческих способностей;
образовательный процесс строится в логике деятельности имеющей личностный смысл для ученика;
индивидуальный темп работы над проектом – выход каждого ученика на свой уровень развития;
комплексный подход к разработке учебных проектов – сбалансированное развитие основных психо-физиологических функций ученика;
осознанное усвоение базовых знаний достигается за счет универсального использования их в разных ситуациях.
Слайд 9ТИПЫ ПРОЕКТОв
1. Ролевые проекты - инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии
композиторов.
2. Информативно-исследовательские проекты - «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов».
3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали.
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме.
6. Практико-ориентированные проекты - дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание.
Слайд 10ТИПЫ ПРОЕКТОв
По признаку предметно-содержательной области:
· монопроекты (вполне укладываются в классно –
урочную систему)
· межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)
По количеству участников проекта:
· индивидуальные
· парные
· групповые
По продолжительности проекта:
· краткосрочные(2-6ч.)
· средней продолжительности(12-15ч.)
· долгосрочные
По результатам:
· доклад, альбом
· афиша
· видеофильм
· мюзикл
Слайд 11ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Подготовительный
Цель: Мотивация, целеполагание участников проектировочной деятельности.
Содержание деятельности: Осознание проблемной
ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели
Организационные формы сотрудничества:
Творческие группы, характеризующиеся созданием проблемно-мотивационной среды.
Слайд 12ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Проектировочный
Цель: Планирование
Содержание деятельности:
Построение плана деятельности. Продумывание хода деятельности,
распределение заданий в работе с учетом выбранной позиции
Организационные формы сотрудничества:
групповая работа, семинар, «мозговой штурм», практикум.
Слайд 13ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Практический
Цель: Получение продукта, результата проектной деятельности за счет выполнения
определенных действий.
Содержание деятельности:
Исследование. Сбор и обработка данных. Интерпретация результатов. Графическое представление результатов.
Организационные формы сотрудничества: Проблемная группа, творческая лаборатория, служба развития.
Слайд 14ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Аналитический
Цель: Рефлексия
Содержание деятельности:
Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.
Организационные
формы сотрудничества:
Семинар, круглый стол, консультация.
Слайд 15ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Контрольно-коррекционный
Цель: Коррекция
Содержание деятельности:
Анализ успехов и ошибок, поиск способов коррекции
ошибок ученика.
Организационные формы сотрудничества:
Беседа, консультация, индивидуально-групповая рефлексия.
Слайд 16ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТА
Заключительный
Цель: Защита проекта.
Содержание деятельности:
Представление содержания работы, обоснование выводов.
Организационные формы
сотрудничества:
Пленарная дискуссия, межгрупповое взаимодействие.
Слайд 17
ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ
«ПРАЗДНИК ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ»
Тип проекта:
По доминирующей деятельности – творческий.
По
предметно-содержательной деятельности – межпредметный (литература,история, музыка, информатика, изобразительное искусство).
По характеру контактов – внутришкольный.
Актуальность проекта: воспитание духовно богатой и нравственной личности, гражданина и патриота России, знающего её культуру и историю.
Цель проекта:
Практическая: использование на уроках и внеклассных мероприятиях.
Педагогическая: воспитание гражданина и патриота России.
Слайд 18ГРУППОВОЙ ПРОЕКТ
«ПРАЗДНИК ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПЕСНИ»
Вопросы проекта:
Значение поэзии в годы Великой
Отечественной войны и её вклад в дело Победы советского народа над гитлеровской Германией.
Связь времён через поэтические художественные произведения, музыку и изобразительное искусство.
Сохранение семейных традиций и памяти о погибших на войне родственниках обучающихся.
Предполагаемый продукт: Внеклассное мероприятие к Дню Победы советского народа в Великой Отечественной войне для учащихся 5-11 классов на основе интеграции литературы, истории, информатики, музыки и изобразительного искусства.
Слайд 19Проектная деятельность дает возможность:
расширить сферу действий в области искусства;
помогает
разнообразить образовательный процесс, поддержать непосредственный интерес к изучаемому материалу для младших школьников или становиться формой организации учебной деятельность старшеклассников;
предполагает совместную работу учителя и учащихся, способствует развитию творческих способностей детей, поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельности учащихся.
Слайд 20«ПОЭТ, ХУДОЖНИК, МУЗЫКАНТ - ТАКИМИ СРАЗУ НЕ РОДЯТСЯ.
В ЛЮБОМ ИЗ
НИХ ЗАРЫТ ТАЛАНТ - ЛИШЬ СТОИТ ТОЛЬКО ПОКОПАТЬСЯ».