Презентация, доклад на тему Песенно-поэтическое творчество Абая

Содержание

Цель: Познакомиться с песенным творчеством Абая Задачи:1. Познакомиться с песнями Абая разных жанров, определить отличительные черты его творчества. 2. Содействовать

Слайд 1Песенно-поэтическое творчество

Абая

5 класс
1 четверть

«Кетермің артымда сөз,әнім қалар».

«Когда я уйду - останутся мои песни».
Шакарим

Песенно-поэтическое          творчество Абая 5 класс1 четверть«Кетермің артымда сөз,әнім

Слайд 2Цель: Познакомиться с песенным

творчеством Абая

Задачи:
1. Познакомиться с песнями Абая разных жанров, определить отличительные черты его творчества.
2. Содействовать развитию интереса к национальному музыкальному богатству.
3. Способствовать расширению музыкального кругозора и слушательского багажа у детей.
Цель: 	Познакомиться  с песенным

Слайд 3Народно - профессиональные певцы
Акын – поэт-импровизатор, исполнитель кюев
Айтыс – (от слова

«айт» - говори, «айтысу» - состязаться) состязание на лучшее и остроумное мгновенное сочинение (импровизацию) песен между акынами 2 родов
Кюйше – автор и исполнитель кюев
Кюй – каз. нар. инстр. пьеса, исполняемая на домбре или кобызе

Эпос, жыр – сказание, легенда героического или исторического характера
Жырау – автор и исполнитель Жыров (эпосов) выступает от имени всего народа
Жырши – исполнитель эпосов, жыров
Салы и серэ – люди искусства, певцы, музыканты - выделялись своим поведением и внешностью.

Народно - профессиональные певцыАкын – поэт-импровизатор, исполнитель кюевАйтыс – (от слова «айт» - говори, «айтысу» - состязаться)

Слайд 4Популярные народно – профессиональные певцы
Ахан -сері,

Балуан-Шолак,

Біржан -сал

Сеггіз -сері,

Шашубай Кошкарбаев

Популярные народно – профессиональные певцыАхан -сері,Балуан-Шолак, Біржан -сал Сеггіз -сері,Шашубай Кошкарбаев

Слайд 5Абай Кунанбаев
Поэт,
Просветитель
Основоположник казахской литературы,
Переводчик,
Музыкант

Абай КунанбаевПоэт, ПросветительОсновоположник казахской литературы, Переводчик, Музыкант

Слайд 6Развитие музыкальной культуры

в Казахстане

Период подъема культуры в XIX веке, оказал свое влияние на развитие духовной жизни казахского народа. Крупные производства требовали оседлости, грамотности. Людей надо было учить, лечить, развивать. Строились школы, больницы, библиотеки. Возрастал слой образованных людей.
Однако казахская культура с самого начала активно боролась за сохранение своего национального начала как в жизни, так и в искусстве. В этом, безусловно положительном процессе, Абай сыграл важную роль, умея сохранять нужный баланс, за что М. Ауэзов назвал его неподкупным оком, неподкупной совестью своего народа.

Развитие музыкальной культуры

Слайд 7Абай и музыка
Абай очень хорошо понимал

значение музыки в жизни общества, рассматривая искусство вообще как средство, способное обновить человека. Поэт, музыкант, по Абаю - борец за правду.
Требования Абая к искусству: значительность мысли, чистота и весомость слова, выразительность мелодии.
Песни Абая называют народным достоянием, душой казахского народа. Искренние, задушевные, они живут до сих пор.

Абай и музыкаАбай очень хорошо понимал

Слайд 8Песенное искусство
Так же, как и песня любого другого

народа, казахская, складываясь веками, достигла своего совершенства к середине XIX века.
Этому способствовало творчество ряда музыкантов Казахстана: Курмангазы, Даулеткерея, Дины Нурпеисовой, Таттимбета, Биржана и других.
В северных, восточных и центральных областях Казахстана создавались артистические группы, куда обычно входили певец, жонглёр, домбрист, гармонист, борец, джигитовщик. Одета группа была в сценические костюмы. Даже экипировка коней была особой - нарядной. Концерты проходили под открытым небом и собирали большое число зрителей. Такие праздники в ауле украшали нелегкую жизнь народа, поднимали его дух.
Песенное искусствоТак же, как и песня любого другого

Слайд 9В 1890-1891 годах Абай сочиняет мелодию к ряду своих стихов, преимущественно

лирических. Особую популярность и любовь завоевала «Кезiмнiн карасы» («Ты зрачок глаз моих»). Это традиционное обращение джигита к любимой девушке, воспевание ее красоты, благородства. Основной поэтический прием – метафора.
Как все народные и даже авторские песни, названная имеет варианты в чем-то схожие, но не идентичные. Один из вариантов, глубокий и романтически задумчивый, вошел позже в оперу Жубанова и Хамиди «Абай».

В 1890-1891 годах Абай сочиняет мелодию к ряду своих стихов, преимущественно лирических. Особую популярность и любовь завоевала

Слайд 10Көзімнің қарасы
Көзімнің қарасы,
Көңілімнің санасы,
Бітпейді іштегі
Ғашықтық жарасы.

Қазақтың данасы


Жасы үлкен ағасы,
"Бар" демес сендей бір
Адамның баласы.

Жылайын, жырлайын,
Ағызып көз майын
Айтуға келегнде
Қалқама сөз дайын.

Жүректен козғайын,
Әдептен озбайын,
Өзі де білмей ме
Көп сөйлеп созбайын

Көзімнің қарасы Көзімнің қарасы, Көңілімнің санасы, Бітпейді іштегі Ғашықтық жарасы. Қазақтың данасы Жасы үлкен ағасы,

Слайд 11Музыкальный разбор
Обратите внимание на характер мелодии.
Каков характер песни?
К какому жанру

мы отнесем эту песню?
Как движется мелодия ее звуковедение?

Песня лирическая о любви.
Жанр лирической песни - самый основной в творчестве Абая
Мелодия кантиленная, яркая.


Музыкальный разборОбратите внимание на характер мелодии.Каков характер песни? К какому жанру мы отнесем эту песню? Как движется

Слайд 12«Айттым сәлем,қаламқас»
Абай не знал нотной грамоты.

Его мелодии шли от сердца. Поэтому песни композитора отличаются особой лиричностью, простотой и доступностью в исполнении. Но в них очень яркие новые интонации.

Вот еще один пример лирических песен Абая о любви.

«Айттым сәлем,қаламқас» 	Абай не знал нотной грамоты.

Слайд 13Музыкальный разбор
Вновь обратите внимание на характер мелодии.
Как движется мелодия ее

звуковедение?
Что роднит эту песню с песней «Көземнің қарасы»?

Песня лирическая о любви.

Мелодия кантиленная, яркая.

Жанр лирической песни

Музыкальный разборВновь обратите внимание на характер мелодии. Как движется мелодия ее звуковедение?Что роднит эту песню с песней

Слайд 14. «Желсіз түнде жарық ай»
Часто в своих песнях Абай воспевает красоту

родной природы.
«Желсіз түнде жарық ай» - мелодичная песня , в которой поется о красоте лунной ночи:
«На воде, как челнок луна.
Тишина ясна, глубока.
Лишь в овраге полынь черна
Да шумит в тишине река.»
 

. «Желсіз түнде жарық ай»Часто в своих песнях Абай воспевает красоту родной природы.«Желсіз түнде жарық ай» -

Слайд 15Музыкальный стиль Абая - это тандем казахских и русских музыкальных интонаций.

Особенно пленяли его романсные интонации, которые вместе с интонациями национальными эмоционально выражали суть его лирических стихов. Причем, нечто совершенно новое, оплодотворенное музыкальным чутьем Абая-композитора.
К лирическим стихам он обычно сочинял музыку напевную, где вполне обнаруживал свой мелодический дар.
Но были и иные песни: речитативно-декламационные - к стихам сатирического или драматического содержания, где на первый план выдвигалось СЛОВО - ТЕРМЕ.

Абай и музыка

Музыкальный стиль Абая - это тандем казахских и русских музыкальных интонаций. Особенно пленяли его романсные интонации, которые

Слайд 16Музыкальное наследие Абая
(больше песни, нежели кюи) - это несомненно новое

слово в музыкальном творчестве его народа. Сказать его он смог в силу своей многогранной одаренности, широкого интеллектуального кругозора и желания обогатить «СВОЁ» всем лучшим со стороны, проявив при этом умение «ВОЗВЫСИТЬ СТЕПЬ, НЕ УНИЖАЯ ГОРЫ».

Музыкальное наследие Абая 	(больше песни, нежели кюи) - это несомненно новое слово в музыкальном творчестве его народа.

Слайд 17Проверь себя
О чём слагал свои песни композитор Абай?
Почему его

песни близки к народным песням?
К какому песенному жанру чаще всего обращался Абай?
Есть ли среди произведений композитора- Абая романсы?
Есть ли музыкальные произведения о жизни самого Абая?
Кто автор?

Проверь себяО чём слагал свои песни композитор Абай? Почему его песни близки к народным песням? К какому

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть