Презентация, доклад на тему Педагогические чтения Работа над малой формой

Содержание

Раскрепощению, возникновению ощущения свободы, самостоятельности, повышению самооценки.

Слайд 1 Педагогические чтения «Работа

над малой формой».

Работу выполнила Поскачеева Светлана Дмитриевна преподаватель по классу флейты МАУ ДО КГО «Кушвинская детская музыкальная школа».

Педагогические чтения      «Работа над малой формой».Работу выполнила Поскачеева

Слайд 2Раскрепощению, возникновению ощущения свободы, самостоятельности, повышению

самооценки.
Раскрепощению, возникновению ощущения свободы, самостоятельности, повышению         самооценки.

Слайд 4Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится

процесс обучения ученика

Удобный формат
(малая форма)
Разнообразие характеров и образов, позволяющее педагогу выбрать наиболее понравившееся произведение, которое выявит музыкальные достоинства ученика и даст ему возможность почувствовать себя исполнителем.

Дают возможность использовать эти произведения для участия в концертах

Педагогу работа над пьесами помогает закрепить навыки ученика, приобретённые при работе над упражнениями, этюдами и классической частью репертуара.

Пьесы позволяют познакомить ученика с богатым стилистическим и жанровым разнообразием, с современными музыкальными направлениями



Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором строится процесс обучения ученикаУдобный формат(малая форма) Разнообразие

Слайд 5Творческие задания надо выполнять поэтапно, не перегружая разнообразием средств музыкальной выразительности

и художественных образов, ставя конкретные задачи и определять совместный круг вопросов и средств при её решении (от мотива-фразы до предложения). Обязательно учитывать мнение ученика и причинность такого видения. Так как детское восприятие отличается новизной, свежестью, непосредственностью и нестандартностью, то к видению ребёнка следует прислушиваться и допускать его правоту. Ведь творчество – это создание чего-то нового на базе традиций.
Давая ученику ту или иную пьесу необходимо исходить из того, насколько он подготовлен к данной пьесе.
Творческие задания надо выполнять поэтапно, не перегружая разнообразием средств музыкальной выразительности и художественных образов, ставя конкретные задачи

Слайд 6 Обсуждение средств выразительности
Обсуждение образного содержания произведения
Обсуждение
динамического плана
Обсуждение музыкальной

формы
Обсуждение средств выразительностиОбсуждение образного содержания произведенияОбсуждение динамического плана Обсуждение музыкальной

Слайд 7Пока указания педагога не встретят эмоционального отклика, исполнение произведения не будет

искренним. В свою очередь, со стороны педагога не может быть скептического восприятия по поводу самостоятельного замысла произведения у ребенка. Очень часто у него не развито воображение, при этом не стоит делать быстрые выводы. Чтобы расшевелить это воображение, надо играть ему наиболее яркие произведения, доступные его сознанию, образно раскрывать средства, которыми пользуется композитор, чтобы донести содержание произведения до слушателя. Необходимо систематически играть и разбирать как можно больше произведений.
Нет надобности напоминать о том, что работа над одним и тем же произведением с разными детьми протекает по-разному, для каждого ребенка выбирается индивидуальный путь, раскрывающий творческие возможности ребенка. Но, несомненно, существуют общие требования в работе над музыкальными произведениями, которые наиболее полно отражают пути развития юного музыканта.
 
 
Пока указания педагога не встретят эмоционального отклика, исполнение произведения не будет искренним. В свою очередь, со стороны

Слайд 8Знакомит с автором произведения,
эпохой, стилем, манерой исполнения, характером, основными темпами,

формой и структурой композиции.
Знакомит с автором произведения, эпохой, стилем, манерой исполнения, характером, основными темпами, формой и структурой композиции.

Слайд 9После ознакомления с произведением, ученик приступает к тщательному прочтению текста, к

его разбору. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор создаёт основу для правильной дальнейшей работы, поэтому значение его трудно переоценить. Затрачиваемое на эту деятельность время зависит от степени музыкального развития и одарённости учащихся.
Детальная работа над произведением начинается с создания общего представления о произведении, выявлением основных трудностей и эмоционального восприятия. Работа представляет собой знакомство с информацией о произведении и непосредственно с самим произведением.

После ознакомления с произведением, ученик приступает к тщательному прочтению текста, к его разбору. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор создаёт основу для правильной дальнейшей работы, поэтому значение его трудно переоценить. Затрачиваемое на эту деятельность время зависит от степени музыкального развития и одарённости учащихся.
Детальная работа над произведением начинается с создания общего представления о произведении, выявлением основных трудностей и эмоционального восприятия. Работа представляет собой знакомство с информацией о произведении и непосредственно с самим произведением.

После ознакомления с произведением, ученик приступает к тщательному прочтению текста, к его разбору. Грамотный, музыкально-осмысленный разбор создаёт

Слайд 10Исполнительский анализ
семантика тональности, тонально-гармонический и динамический план произведения; особенности ритма,

темпа и штрихов;
структура фраз (принцип суммирования);
дыхание в суммирующей фразе;
затактовые фразы (ямбические) и  хореические (с сильной доли);
определение кульминационной зоны (каданс);
интонационной выразительности скачков в мелодии;
мелизмы.
Исполнительский анализ семантика тональности, тонально-гармонический и динамический план произведения; особенности ритма, темпа и штрихов;структура фраз (принцип суммирования);дыхание

Слайд 11Знакомство с текстом начинается со зрительного охвата нотной партитуры. Просмотр текста

без инструмента даёт возможность, путём устного анализа, сравнивая соразмерить технические сложности со своими возможностями. Чтение текста с помощью инструмента помогает освоить технические вершины, выявить приёмы, способствующие их правильному воспроизведению и художественному осмысливанию.

Работа над исполнительским анализом помогает установить структурное строение произведения, динамическую направленность к местной или главной кульминации, понять, как строится произведение в деталях, и какое их значение в раскрытии целого .Общий характер произведения определяют мелодическая, ритмическая, темповая структуры и т. д. Роль каждой из них помогает раскрыть содержание. Выразительные средства композитора должны оставаться неизменными.

Метроритмическая точность исполнения требует особого внимания.
Педагог проигрывает мелодию по нотам, привлекая слуховое внимание ученика к ритмическому рисунку мелодии. Ученик, глядя в ноты, должен назвать длительности, которые он там видит. Педагог вновь исполняет мелодию или пьесу, а задача ученика после этого глядя в ноты повторить её ритмический рисунок. Это необходимо, чтобы в сознании ученика создалась связь: слышу–вижу–ощущаю–передаю. Затем учащийся с помощью педагога проигрывает произведение с листа с начала до конца.

Сложные места произведения необходимо отдельно проработать в присутствии педагога. При начальном проигрывании оказывает помощь дирижирование педагога или совместное исполнение пьесы учащимся и педагогом, что позволяют ученику не останавливаться из – за мелких ошибок и способствует более цельному восприятию произведения.

Знакомство с текстом начинается со зрительного охвата нотной партитуры. Просмотр текста без инструмента даёт возможность, путём устного

Слайд 12На раннем этапе работы необходимо подобрать удобную для ученика аппликатуру, так

как удачно найденная аппликатура способствует лучшему решению требуемых художественных задач и скорейшей автоматизации игровых движений, а переучивание чревато опасностью последующих запинок.
При разборе произведения главное, чтобы ученик правильно понял его характер и его основные выразительные особенности.

Игра ученика определяется вслушиванием в музыку и её пониманием, а не только представляет собой правильное чтение нотных знаков. Необходимо, чтобы учащийся с самого начала сначала обращал внимание на фразировку, иначе его игра будет лишена всякого смысла.
Звуковысотная точность и метроритмическая тщательность прочтения нотных знаков, применения указанных штрихов, элементарная осмысленность фразировки, слышание гармонической основы обязательны при разборе любых произведений.

Таким образом, знакомство учащегося с произведением состоит в том, чтобы как можно больше узнать о нём, понимать предстоящие технические и художественные задачи, представлять конечное звучание пьесы.

На раннем этапе работы необходимо подобрать удобную для ученика аппликатуру, так как удачно найденная аппликатура способствует лучшему

Слайд 13Во время работы над пьесой важно обратить внимание на исполнительское дыхание.

При овладении техникой исполнительского дыхания очень помогает упражнение на длинные звуки.
Во время игры длинных звуков музыкант-духовик работает над широтой управляемостью дыхания, стабильностью постановки, тембром, динамикой, интонацией, различными типами артикуляции, выразительностью.

Работа над штрихами занимает особое место в работе над произведением. Они выполняют его художественную и техническую сущность. «Штрихи – это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приёмами в зависимости от интонационно – смыслового содержания музыкального произведения». В определении штрихов необходимо исходить, прежде всего, из их музыкально – выразительного значения. Штрихи условно можно разделить на протяжные (связные и раздельные) и короткие. Протяжные (связные и раздельные) штрихи необходимы главным образом в исполнении кантилены, а короткие (краткозвучные) служат чёткости, остроте разделения звуков или аккордов, как в непрерывном движении, так и в отдельности.

Другим средством показа художественной выразительности являются динамические оттенки. Шкала динамических градаций, по существу, бесконечна (общепринятые обозначения: ppp, pp, p, mf, f, ff, fff). Окраска звука может быть прозрачной, мягкой, глубокой, плотной, резкой и т.д.

Во время работы над пьесой важно обратить внимание на исполнительское дыхание. При овладении техникой исполнительского дыхания очень

Слайд 14
Техника

исполнения-
одна из основных сторон работы.

Условно выделяют два основных типа задач.

Первый - преодоление трудностей, не связанных с подвижным темпом исполнения

Второй - область, собственно технической работы, подготавливающей учащегося в овладении быстрым темпом исполнения.

Техника исполнения- одна из основных сторон работы.Условно

Слайд 15Завершающим этапом является анализ качества  и   уровень усвоения практических и теоретических

знаний.

Максимальное развитие музыкальных и творческих способностей на основе приобретенных исполнительских навыков. Умение давать четкие понятия о жанре, стиле исполняемого произведения.
 

 
Главная и конечная цель при изучении любого произведения передаёт основной характер пьесы по-своему, оставаясь в рамках, заданных автором. Но, только глубокое, объемное изучение материала дает право на собственную трактовку произведения. Именно это, а не просто послушное исполнение воли педагога, и есть цель музыкального воспитания учащегося.
 
 
 
 

Завершающим этапом является анализ качества  и   уровень усвоения практических и теоретических знаний.Максимальное развитие музыкальных и творческих способностей

Слайд 16СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Суслова Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития

у младших школьников // Подуровский В. М., Суслова Н.
Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? — 3-е изд., испр. — М., 1989.
Теория и методика музыкального образования детей: Науч.-метод. пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений / Л. В. Школяр, М. С. Красильникова, Е. Д. Критская и др. — М., 1999.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫСуслова Н. В. Музыкальное мышление и методика его развития у младших школьников // Подуровский В.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть