Слайд 1Патриотическое воспитание на уроках музыки
Обобщение опыта учителя музыки Фирсовой Виктории Анатольевны
Слайд 2Цель: Патриотическое воспитание на уроках музыки через реализацию программы Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,
Т.С. Шмагиной.
Задачи:
Изучить патриотическую направленность современного общества.
Создать предметно-развивающую среду на уроках музыки (создание патриотического уголка; подбор материала урока, способствующего развитию нравственно-патриотических чувств)
Разработать последовательные действия обучения детей, приводящих к воспитанию духа патриотизма на уроках музыки.
Провести мониторинг с целью определения уровня нравственно-патриотического воспитания школьников.
Воспитать личность гражданина, патриота нашей Родины, способного стать на защиту нашей страны.
Слайд 3Президент РФ В.В.Путин заявил, что «консолидирующую базу российской политики» он видит
именно в патриотизме. Слова президента были с энтузиазмом поддержаны большинством.
Среди духовных качеств любого современного государства, в том числе России, патриотизм занимает доминирующие положение, а беззаветная любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе.
Слайд 4В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одной из
актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Однако воспитание патриота, носящее всегда конкретно-исторический характер, осложняется сегодня многими обстоятельствами, и прежде всего тем, что, с одной стороны, часть общества, в том числе молодежь, стала негативно относиться к понятиям гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества, а с другой - лжепатриотическими лозунгами различного рода сепаратистов, экстремистов и националистов.
Слайд 5Основные противоречия данного опыта заключаются в том, что необходимо совершенствовать патриотическое
воспитание в школе посредством использования возможностей, заложенных в искусстве. Данная проблема обусловила новое осмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в жизни. Ее решение требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности.
Новые условия образовательной деятельности заключаются в проведении уроков, мероприятий, бесед, экскурсий, которые направлены на формирование нравственно-патриотических чувств.
Слайд 6Процесс воспитания патриотизма детей средствами музыки будет эффективным в том случае,
если его основной составляющей будет являться нравственное содержание, основанное на духовном наследии отечественной и мировой культуры; он строится с учетом принципов расширения связей с социумом; опирается на развитие эмоциональной сферы ребенка; предусматривает раскрытие творческих способностей личности; представляет собой последовательный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребенка.
Слайд 7 В программе по музыке под руководством авторов Е.Д. Критской, Г.П.
Сергеевой, Т.С, Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты. Школьники на уроках музыки знакомятся с произведениями отечественных композиторов, художников, поэтов, фольклором.
Слайд 8Великий русский педагог В. А. Сухомлинский, писал: «Я вижу миссию учителя
прежде всего в том, чтобы каждый мой питомец стал гражданином, верным сыном своего Отечества».
Моя деятельность, направленная на передачу исторического и социального опыта и организацию приобретения ребенком собственного гражданско-патриотического опыта, является важным звеном в формировании и развитии личности школьника.
Главным принципом работы является погружение в художественный мир образов, воздействие которых направлено на развитие эмоционального отношения к идеям патриотизма и, как следствие - на воспитание искусством.
Слайд 9 Приёмы и технологии:
1.Личностно-ориентированная
направленность;
2.Деятельностный подход как средство воспитания патриотизма в результате практической деятельности;
3.Комплексный подход как метод, позволяющий раскрыть образ Родины во всей многогранности через музыку и другие виды искусства
Ожидаемый результат:
повышение уровня знаний об истории родного края и Отечества;
воспитание уважительного отношения к государственным символам России, государства, к культурным памятникам родного края;
знание государственных праздников, имеющих значение в развитии русской культуры;
реализация творческого потенциала каждого обучающегося в различных видах деятельности.
Слайд 11Создаются условия для формирования комплексного понимания идей патриотического звучания в искусстве.
При выполнении творческих заданий (сочинение песен, выражение в рисунках, стихах) учащиеся в эмоциональной форме через музыкальные произведения, песни, которые они исполняют, воспринимают национальные особенности русской музыки, ее образный и интонационный строй, а, следовательно, в целом впитывают культурные традиции и патриотические идеи, близкие сердцу русского человека.
Слайд 12Мероприятия, направленные на развитие патриотического воспитания:
Организация педагогической работы (подготовка к урокам
с акцентом на патриотическое воспитание, подготовка репертуара, работа над сценариями концертов и выступлений)
Выступление на городском методическом объединении с темой: «Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки»
Участие в концертной деятельности в честь знаменательных дат и праздников государственного значения (День Победы, день Защитника Отечества и т. д.)
Посещение концертов и мероприятий города.
Достигнутые результаты:
рост познавательной активности путем участия в урочной и внеурочной деятельности;
высокий уровень исполнения произведений патриотической направленности;
повышение уровня патриотического воспитания обучающихся через реализацию новых форм и методов работы;
проявление гражданских чувств; гордость за своё Отечество, за символы государства;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Слайд 14Результативность опыта:
Тестирование обучающихся в 5 классе по трём вопросам:
1. Какие чувства вызывает у Вас слово «Родина»?
2. Кого можно назвать патриотом?
3. Считаешь ли ты себя патриотом?
На уроке музыки ребята выбирали качества, которыми по их мнению должен обладать патриот (карточки, работа по группам, рядам). Проверка работы дала следующие положительные результаты:
100% ребят 4 класса ответили верно.
Слайд 15Тестирование обучающихся после знакомства с оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин».
Вопросы:
1Понравилось ли вам это произведение композитора?
да, очень да не очень не понравилось
2Что вы чувствовали, когда слушали музыку?
волнение гордость радость
ничего не чувствовал музыка не понравилась
3Ощутили ли вы гордость за нашего соотечественника Ивана Сусанина?
да нет
4 Считаете ли вы его поступок подвигом?
да нет