Слайд 1МДОУ «Ундоровский детский сад «Солнышко»
Программа по приобщению детей дошкольного возраста к
культуре чувашского народа
«Илемле таван челхем» («Красив родной язык»)
Структура программы
Введение:
1. Пояснительная записка
2. Ожидаемые результаты программы
3. Учебно-тематический план
4. Содержание программы
5. Методическое обеспечение программы
6. Список литературы
Слайд 3
Пояснительная записка включает в себя
- Краткое содержание данной программы
- Направленность
программы
- Новизна и отличительная особенность программы
- Актуальность программы
- Педагогическая целесообразность
- Цели и задачи программы
- Возраст детей
- Сроки реализации программы
- Формы и режим занятий
Новизна программы
в программе соединены воедино народное творчество, народные промыслы, подвижные игры, восприятие природы родного края;
Слайд 5
программа предполагает проведение большого количества практических занятий, которые позволяют воспитанникам лучше
познакомиться с традициями, обычаями и культурой чувашского народа;
Слайд 6
методологическим основанием программы является духовно-нравственные и культурологические основы традиций, обычаев и
ценностей чувашского народа, создание методической базы и условий для методической и практической работы по сохранению и развитию традиционных форм материальной и духовной культуры, внедрение современных информационных и коммуникабельных технологий в работу учреждения;
Слайд 7
результатом комплексного подхода программы через синтез вышеназванных направлений деятельности будет является
ежегодное массовое заключительное мероприятие «Фестиваль народов Поволжья» и участие в фестивалях, конкурсах различного уровня с уклоном на народное творчество.
Слайд 8-
Актуальность программы
в статье «Образование и культура» президент России В. В. Путин
затронул вопросы развития культуры:
«Надо признать, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным… Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества - начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России».
Слайд 9Для малыша приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных
ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.
Слайд 10Цель программы:
пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине,
чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.
Слайд 11Задачи программы:
- воспитывать интерес и любовь к чувашской культуре, народному творчеству,
обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
- привитие интереса к подвижным играм чувашского народа и прилегающим народностям Поволжья;
- обогащение устной речи дошкольников;
- ознакомление со сказками, легендами, сказаниями чувашского народа;
- создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры, через народные подвижные игры;
- повысить уровень физического развития ребенка в проведении подвижных народных игр;
- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями;
- создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
- активизировать детей и родителей к совместной деятельности по изготовлению народного костюма, при проведении мастер классов.
Слайд 12 Возраст детей 6-7 лет
Программа
рассчитана на 26 занятий, реализуется в течение 1 года в период с октября по апрель включительно.
Основная форма реализации программы
«Илемле таван челхем»
(«Красив родной язык»)
- групповые занятия продолжительностью 25 мин. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Слайд 13К концу года дети должны показать следующие результаты
- Дети должны научиться
этическим нормам общения и поведения.
- Развить познавательную и речевую активность детей, речевое общение между сверстниками, взрослыми.
- Ребенок должен быть активным, легко вступать в контакт.
- Ребёнок имеет представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира Поволжья.
- Активно использовать полученные знания в разнообразных видах деятельности.
- Стараться соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее и общественных местах.
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
- Воспитанники умеют играть в народные подвижные игры, используя считалки.
- Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- Знание истории народного костюма, головных уборов.
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества.
Слайд 14Учебно-тематический план
- темы занятий
- количество теоретических часов
– количество практических часов
Содержание
программы
Включает в себя краткое изложение материала входящего по содержанию тематического планирования
Слайд 15Методическое обеспечение программы
- дидактические игры;
- игры с предметами;
- пальчиковые игры;
- танцевальные
движения;
- песенки, припевки, попевки;
- мастер-классы;
- праздники;
- посиделки;
- конкурсы между участниками;
- ситуативные приёмы проведения подвижных игр.
Слайд 16
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (беседа, объяснение, художественное слово, презентации, наглядность, слайд-шоу);
- репродуктивный
(разучивание, закрепление материала);
- исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);
- метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное);
- метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).
В работе с детьми используются технические средства обучения (музыкальный центр, телевизор, ноутбук, видеокамера, фотоаппарат):
- при знакомстве с историческими сведениями
- для прослушивания музыкального материала
- просмотр слайд шоу, презентаций для самооценки (просмотр собственного исполнения, делают выводы, анализируют)
- на праздничных утренниках, концертах и фестивалях
Слайд 17
Этапы обучения:
- знакомство с историей народов Поволжья;
- разучивание песенного материала;
- освоение
танцевальных движений;
- разучивание подвижных игр;
- развитие исполнительского мастерства – работа над художественно-выразительным, эмоциональным, музыкально и хореографически правильным исполнением музыкального произведения;
- самостоятельная деятельность;
- освоение и реализация приемов исполнения театрализованных постановок.
Слайд 18
Требования к проведению диагностики участников чувашского кружка «Илемле таван челхем» («Красив
родной язык»)
РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЗА 2016-2017 УЧ.ГОД
Слайд 19Мастер классы
«Была русской стала чувашкой»
изготовление тряпичной матрешки
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
О ВИДАХ ИГРУШЕК ПРИШЕДШИХ ИЗ НАРОДА
«Бубен с чувашским колоритом»
изготовление инструмента из бросового материала
Слайд 20ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Народы Поволжья»
- территория Поволжья;
- территория Ульяновской области;
- национальный состав Ульяновской
области;
- государственные символы России, Республик: Чувашии, татарстана, мордовии; Ульяновской области; ульяновского района;
- национальные костюмы народов поволжья;
- экскурсия по национальным праздникам в детском саду через фото снимки.
Слайд 21Материал для устного чтения, проговаривания, заучивания
Хам чăваш пулнипе мухтанатăп:
Манăн халăх
- мăнаçлă та аслă,
Манăн халăх - тĕреклĕ те вăйлă,
Çепĕç чунлă та вăл, çирĕп саслă.
Ман чĕлхем - питĕ ырă, хăватлă,
Ман чĕлхем - çурхи çил пек ачаш.
Манăн халăх - хастар та çунатлă.
Мухтанатăп чунтан: эп - ЧĂВАШ!
Слайд 26
Участие в ХIV Областном фестивале-конкурсе детского чувашского творчества «Путене» («Перепёлочка»)
Слайд 27
Участие в межнациональном фестивале детского творчества Ульяновской области
«Хоровод дружбы»
Слайд 28
фестиваль-конкурс «Мой родной симбирский край»