Слайд 1Роль музыки в развитии экологической культуры детей дошкольного возраста
Выполнила музыкальный руководитель
МБДОУ №35 Кравченко Т.Д.
Слайд 2 «Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира. Пусть
ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняться образы, в которых воплощается Родина».
В.А. Сухомлинский
Слайд 3:
Задачи экологического воспитания:
1.
Вводить музыкальные образы на музыкальных занятиях для развития экологической культуры;
2. Расширять кругозор детей, связывать обучение с жизнью, учить применять знания на практике.
3. Развивать воображение, творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать. Изучать влияние деятельности человека на окружающую среду.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
5. Привлекать родителей в совместную деятельность с детьми и педагогами.
Слайд 4Формы и методы работы
Занятия - основная форма (занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-игры…)
Методы прямого
воздействия — показ, разъяснения
Игровые приемы с использованием наглядности
Музыкально-дидактические игры и пособия
Знакомство с музыкальными инструментами и обучение игре на них
Самостоятельные игры детей с инструментами в повседневной жизни
Слайд 5На музыкальных занятиях экологическая тематика проходит через все виды музыкальной деятельности:
-
слушание, пение
- музыкально – ритмические движения
- музыкальные игры
- игра на детских музыкально-шумовых инструментах
Слайд 6 Все виды музыкальной деятельности между собой взаимосвязаны и
могут как бы «перетекать» один в другой.
Слушание + музыкально – ритмические движения
(услышав, передай в танцевальных, образных движениях характерные черты образов животных, птиц)
Для воплощения этой задачи использую музыку изобразительного характера, как в живом исполнении, так и в записи.
Слайд 7 Другой вид музыкальной деятельности - пение, может переходить
в музыкально- ритмические движения, игру. Это инсценировка песен, игр.
Например, игра «Девочка и Лиса» - в этой игре сочетаются и пение и движение.
Слайд 8 Слушание + игра на музыкальных инструментах
Задача
этого вида деятельности – подобрать музыкальный инструмент, созвучный музыке, «украсить» пьесу или песню. Например, песня «Осень»- дети подбирают шумовые инструменты и «озвучивают» её.
Слайд 9Таким образом, используя знания об обитателях леса, которые дети получили на
занятиях с воспитателями, я закрепила их на музыкальных занятиях с помощью музыки, шумовой записи «Звуки леса», «Голоса птиц». Так же рассматриваем иллюстрации по этой теме, и благодаря этому накоплению, дети могут проявить свое творчество в музыке, создав шумовой оркестр.
Слайд 10 Музыка изобразительна и выразительна, она даёт детям представление об
окружающем их мире. Музыкальные пьесы, песни, инсценировки, в которых выражены настроения, созвучные какой – либо картине природы, времени года, развивают у детей эстетические чувства, музыкальность, образную речь.
Перед слушанием музыкального произведения, песни экологического содержания, на музыкальных занятиях для лучшего восприятия и представления образа использую художественное слово, иллюстрации.
Слайд 11
На занятиях закрепляю знания
детей о народных приметах, обращая внимание детей на погоду за окном: «Посмотрите в окно, что происходит с природой осенью (зимой, весной, летом); какая сегодня погода? - с этих вопросов зачастую начинается музыкальное занятие, далее переходящее к слушанию музыки, соответствующей погодным явлениям за окном (дождь, листопад, снег и т. д.).
Слайд 12 Прослушав музыку, дети берут соответствующие музыке атрибуты (листочки, цветочки,
снежинки) и танцуют с ними.
Слайд 13 Музыка помогает детям познать красоту природы, ощутить любовь ко
всему живому. Услышать в музыке пение птиц, плеск волн, звон бубенцов под дугой, значит мысленно увидеть и лес, и речку, и цветы, ощутить дуновение ветерка, запахи земли. Моими помощники – диски, альбомы, песни об экологии.
Слайд 14 Окружающий мир, воплощенный в музыке -
это мир прекрасного, познав который, ребенок не будет губить, уничтожать этот мир , будет беречь то, что его окружает: леса, поля , реки, цветы и все то, что мы любим!
Слайд 15 «Природа родная,
В тебе растворюсь,
Краски и звуки жадно ловлю,
Перед красою
Земли преклоняюсь,
Я этот мир бесконечно люблю.»
Т.Пушкарева