Слайд 1Музыкальный досуг
(по мотивам музыки
Эдварда Грига)
Слайд 2Музыка – это один из видов искусства. С первых минут жизни
она входит в наш дом с колыбельной песней мамы, сопровождает нас во время праздников, звучит на улице, в кино, в театре, во время праздника. С утра до позднего вечера вы слышите музыку: делаете под музыку зарядку, поете на музыкальных занятиях, напеваете во время игры или на прогулке, танцуете под музыку, слушаете дома и в садике любимые песни и мелодии.
С помощью музыки мы можем выразить наши чувства, настроения, переживания и понять чувства другого человека. При помощи музыки мы можем увидеть удивительные картины природы, события в жизни людей. Чтобы музыка появилась, ее надо услышать, придумать, записать при помощи специальных музыкальных знаков или исполнить на музыкальном инструменте.
Слайд 3
Сегодня мы отправляемся с вами в музыкальную страну норвежского композитора Эдварда
Грига. Но сначала давайте вспомним, с какими композиторами мы уже знакомы.
Какие произведения этих композиторов вы знаете и любите?
Слайд 4
Эдвард Григ – норвежский композитор, пианист и дирижер, родился в
1843 году в городе Бергене. В детстве музыке его учила мама – пианистка. Эдвард Григ в своей музыке часто воспевал красоту норвежской природы, которую очень любил.
Слайд 5Посмотрите на виды Норвежской земли. Что вы видите общего на этих
картинах?
Норвегия – это северная горная страна. С 3 сторон ее омывают холодные моря и океаны. В Норвегии есть очень много больших и маленьких островов. Погода в Норвегии достаточно суровая: холодное лето, снежная зима, часто дуют сильные ветры и холодные дожди приносят волны морей. Но природа Норвегии очень красива: высоко в снежных горах растут величественные ели и сосны, а в горных долинах растет много красивых цветов, трав, среди которых поют птицы, живут звери. Народ Норвегии придумал много историй и сказок о своей стране. Есть у них, как и у нас, и любимые сказочные герои, добрые и злые. Мир норвежских сказок населяют самые разные существа: в пещерах куют золото гномы, в горных долинах порхают маленькие существа с крылышками - эльфы, есть и злые тролли, в норвежских морях живут таинственные русалки, а всем сказочным царством управляет горный король.
Слайд 7
Давайте мы с вами посмотрим одну историю, которая произошла с одним
норвежским мальчиком. Усаживайтесь поудобнее, начинаем смотреть мультфильм.
(дети смотрят фрагмент мультфильма до начала 3 части).
Слайд 8Скажите, каких героев мы с вами увидели. (дети называют гномов, мальчика).
Куда, как вы думаете, спешат гномы? Заинтересовала ли эта история мальчика? Скажите, дети, много ли вы услышали слов, диалогов в этом фрагменте? Что помогло нам с вами понять происходящее? (музыка и мультфильм) Менялся ли характер музыки? Когда мы видели природу, стрекозу, мальчика-пастушка, какой была музыка? (тихая, нежная, добрая лирическая, светлая, воздушная, плавная). Здесь мы слышали с вами флейту, скрипку, гобой. Мелодия напоминала народные пастушьи наигрыши, мы как будто слышали звуки пастушьей свирели, щебет и пение птиц. А какой музыка была, когда мы видели гномов? (таинственная, загадочная, немного тревожная). Да, характер музыки передавали литавры, духовые медные музыкальные инструменты: тромбон, туба, гобой и струнный смычковый инструмент скрипка. Музыка, сопровождающая гномов, исполнялась в быстром темпе, у нее был низкий регистр, сильная динамика.
Слайд 9Гномы – существа таинственные, обычно это маленькие карлики, но среди них
встречаются и великаны. Эти герои в сказках могут запутать кого угодно, когда имеешь дело с гномами нужно быть очень внимательным. А вы внимательные дети? Хотите поиграть в карликов и великанов и проверить, какие вы внимательные?
Игра «Карлики и великаны»
Слайд 10Хотите вы узнать, чем закончилась эта загадочная история? Садитесь смотреть продолжение
( дети смотрят 3 часть мультфильма).
Мальчик вслед за гномами оказался в пещере горного короля.
Ребята, кого же увидел мальчик в пещере? (горного короля эльфов, гномов, фей) . Что они там делали? Что же случилось потом? (мальчика заметили, но он убежал, потому что испугался). Как изменилась музыка в этой части мультфильма? (Она стала быстрой, более громкой, зловещей, в ней слышно звучание многих музыкальных инструментов).
Слайд 11 Ребята, кого же увидел мальчик в пещере? (горного короля эльфов,
гномов, фей) . Что они там делали? Что же случилось потом? (мальчика заметили, но он убежал, потому что испугался). Как изменилась музыка в этой части мультфильма? (Она стала быстрой, более громкой, зловещей, в ней слышно звучание многих музыкальных инструментов).
Да, в этом фрагменте мы услышали целый симфонический оркестр: деревянно-духовые инструменты, флейту-пикколо, медные духовые инструменты с тромбонами и тубой, литавры, тарелки, большой барабан и струнные смычковые инструменты. Эти инструменты солировали по очереди.
Слайд 12
Как вы думаете, расскажет ли кому-нибудь мальчик об этой истории? (Нет,
ему маленький эльф не разрешил рассказывать). А как мы с вами узнали об этой истории, если ее нельзя рассказать словами?...
Когда историю нельзя рассказать словами, ее можно рассказать музыкой или нарисовать. Я вам предлагаю рассказать эту историю своим друзьям при помощи рисунков, а поможет вам в этом музыка Эдварда Грига. А когда мы встретимся в следующий раз, то посмотрим, что у вас получилось.