Слайд 1Вольфганг Амадей Моцарт
Музыкальные способности
Понятие «музыкальные способности». Музыкальность
Структура музыкальных способностей. Уровни
способностей.
Компенсации и замены в комплексе музыкальных способностей
Список литературы
1.Петрушин В.И. Музыкальная психология. - М.; Академический Проект, 2006.-С. 127-235
2.Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Под ред. Г.М. Цыпина. – М.: Изд. центр «Академия», 2003.-Гл.3, §1-3.
3.Теплов Б.М. Основные музыкальные способности//Музыка в школе. – 2004.-№5. – С. 8-19
Слайд 2О способности к музыке можно судить по тому, как ребенок воспринимает
музыку и как ее воспроизводит
Аристотель и Платон
Слайд 3Способности — индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной
деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности.
(Психологический словарь)
Леонардо Да Винчи
Слайд 4Вольфганг Амадей Моцарт
Эволюция понятия «способности» (Р.С.Немов):
1. Способности - свойства души человека,
понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний (наиболее раннее понимание).
Слайд 5Вольфганг Амадей Моцарт
Эволюция понятия «способности» (Р.С.Немов):
2. Способности представляют собой высокий уровень
развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности(XVIII-XIX вв.).
Слайд 6
Эволюция понятия «способности» (Р.С.Немов):
3. Способности - это то, что не сводится
к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике (современное определение).
Слайд 7Наполеон Бонапарт
Способности существуют только в постоянном процессе развития. Не используемая или
не применяемая на практике способность со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями сложными видами человеческой деятельности -музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и др.- способности поддерживаются и развиваются.
Слайд 8Музыкальные способности
это свойства и данные, необходимые для занятий музыкальной деятель-ностью,
т.е. исполнения музыки, сочинения музыки или полноценного художественного восприятия ее
Слайд 9Музыкальные способности
индивидуальные психологические свойства человека, обуславливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки,
обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивиду- ально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.
Слайд 10Б.М. Теплов, музыкальные «способности»
«ладовое чувство, т.е. способность эмоцио- нально различать
ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения»,
«способность к звуковому представливанию, т.е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение»,
Слайд 11Б.М. Теплов, музыкальные «способности»
«музыкально-ритмическое чувство, т.е. способность активно (двигательно) переживать
музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его»
Слайд 12Музыкальные способности
элементарные – чувство музыкальной высоты, ладовое чувство, чувство ритма –
обуславливают полноценное восприятие музыки, пения, музициро- вания на инструменте.
Развиваются рано.
Слайд 13Музыкальные способности
сложные – чувство формы, чувство стиля, музыкальная обучаемость – связаны
с осуществлением профессиональной музыкальной деятельности (композиторской, исполнительской).
Развиваются позднее
Слайд 14Музыкальность, Б.М. Теплов
комплекс индивидуально-психологи- ческих особенностей, требующихся для занятий музыкальной
деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности
Слайд 15Музыкальная неспособность
характеристика человека, которому, прежде всего, присущи свойства, противоречащие музыкальной
деятельности, препятствующие овладению ею (например, замедленная спонтанность реагирования, подавляющая формирование «внутреннего плана действий» - активности внутреннего слуха и др.)
Слайд 16«Амузия»
amusia – греч., некультурность, необразованность, нехудожественность
крайне низкая степень музыкальных способностей или
патологическое их нарушение, отклонение от нормального музыкального развития человека, соответствующего данной культуре
Слайд 17Структура музыкальных способностей, С.И. Науменко
система иерархически соподчиненных общих и специальных
способностей.
Общие - эстетический вкус, способность творчески проникать в художественную сущность музыки, давать эстетические оценки,
Специальные - музыкальный слух ( ритми- ческий, мелодический, гармонический), творческое воображение, эмоциональность, чувство целого.
Слайд 18Структура музыкальных способностей, Ю.А. Цагарелли
синтез способностей, необходимых для творческого восприятия
музыки
общая структура музыкальных способностей - шесть частных способностей, составляющих ее ядро: музыкальный слух, музыкально-ритмическая способность, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная па- мять, музыкальное мышление и музыкальное воображение
Слайд 19Структура музыкальных способностей, К.В. Тарасова
система общих и частных структурных элементов, формирующихся
в онтогенезе от элементарных ко все более сложным составляющим
1) Эмоциональная отзывчивость на музыку – главный показатель музыкальности;
2) Познавательные музыкальные способности – сенсорные, интеллектуальные и частные (абсолютный слух и сенсомотор- ные данные).
Слайд 20Структура музыкальных способностей, Н.А. Ветлугина
способность целостного восприятия музыки (то есть внимательное
слушание и сопереживание художественному образу) и дифференцированного восприятия (различение средств музыкальной выразительности);
исполнительские способности (чистота певческих интонаций и (или) согласованность движений при игре на детских музыкальных инструментах);
способности творческого воображения, проявляющиеся в процессе восприятия музыки, в песенных, инструментальных, танцевальных импровизациях.
Слайд 21Структура музыкальных способностей, Н.А. Ветлугина
основными видами музыкальной деятельности:
восприятия;
исполнения;
импровизации (сочинения) музыки.
Слайд 23Чувство метроритма
Чувство ритма – это способность воспринимать и воспроизводить чередование
и соотношение музыкальных длительностей и акцентов.
Чувство темпа - это способность сохранять первоначально выбранный темп, восста- навливать его после агогических отклонений, выбирать, находить правильный темп.
Чувство метра – это ощущение равномерно пульсирующих долей, на фоне которых развиваются ударные и безударные доли.
Слайд 24Музыкальный слух
Звуковысотный слух. Ведущая роль в вос- приятии и воспроизведении
музыки. Без него «невозможно никакое осмысленное восприя- тие музыки, тем более – никакое музыкаль- ное действование». Звуковысотное движение является основным «носителем смысла» в музыке.
Перцептивный компонент, по Б.М. Теплову, необходим для полноценного восприятия, узнавания мелодии, которое возникает на основе эмоционального критерия.
Слайд 25Музыкальный слух
В основе мелодического слуха лежит ладовое чувство, представляющее собой
способность раз- личать ладовые функции звуков мелодии, их устой- чивость и неустойчивость, их тяготение друг к другу.
Тембровый слух – это способность воспринимать и определять окраску звука, его характер, зависящий от того, какие гармонические созвуки и в какой степени слышны при его извлечении, способность отличать звучание одного инструмента или голоса от другого.
Динамический слух – это способность определять и отличать силу музыкального звучания, динамические оттенки.
Слайд 26Чувство формы
«…комплексное формирование музыкально- слуховых представлений об элементарных музыкальных структурах,
средствах выразитель- ности, осознание композиционного соподчинения частей единому целому и их выразительной сущности»
Слайд 27Альберт Эйнштейн
Способности имеют органичес- кие, наследственно закрепленные предпосылки для их развития
в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирож- денных особен- ностях их нервно-мозгового аппарата – в анатомо-физиоло- гических, функциональных его особенностях.
Слайд 28Задатки способностей музыканта
особенности анатомического строения тела, гортани (у певцов), лицевых
мышц (у духовиков), верхних конечностей (у пианистов, струнников и т.д.);
некоторые свойства мышечной ткани, органов движения, дыхания, слуха;
свойства высшей нервной деятельности (в первую очередь те, с которыми связаны скорость и тонкость психических реакций, - чувствительность слухового анализатора, лабильность как свойство нервной системы, некоторые особенности анализаторно- эффекторной и психомоторной систем, эмоциональной реактивности и др.).
Слайд 29Компенсация психических функций
(от лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание)
- восполнение
(выравнивание) каких-либо дефектов или недостаточно развитых функ- ций, имеющих ограничения в развитии, при помощи других сохранных, ярко выраженных психических свойств индивида, что позволяет ему полноценно приспосабливаться к определенной деятельности.
Слайд 30Два аспекта компенсации в структуре способностей
Социальный. Нет таких свойств психики,
которые не обладали бы социальной ценностью. Люди с разными особенностями психики могут найти свое место в жизни, добиться высоких достижений в разных областях деятельности.
Психологический. За счет чего люди с разными способностями могут добиваться одинаковых достижений в одном и том же виде деятельности, одинаково высокой творческой продуктивности
Слайд 31Основные направления развития компенсаций в структуре способностей человека
1. Компенсация недостаточно
выраженных способностей осуществляется за счет знаний и умений.
2. Достижение продуктивных результатов происходит на основе выработки индивидуального стиля или способа деятельности, который использует сильные стороны психологической индивидуальности человека и компенсирует (или маскирует) слабые, т.е. недостаточные для выполняемой работы.
Слайд 32Основные направления развития компенсаций в структуре способностей человека
3. Компенсация может осуществляться
и за счет способностей, не связанных напрямую с той, которая недостаточно развита или имеет ограничения в развитии.
4. Компенсаторные отношения могут возникать между отдельными компо- нентами музыкальных способностей.
Слайд 33Александр Васильевич Суворов
Наследственность включается в качестве одного из условий в развитии
человека, но его спо- собности являются не прямой функцией его наследственнос- ти.
Наследственное и приобретен- ное в конкретных особеннос- тях личности образуют нераз- ложимое единство. Органические предпосылки развития способностей человека обусловливают, но не предопределяют одарен- ности человека и возможнос- тей его развития.
Слайд 34Иосиф Виссарионович Сталин
Способности:
Общая способность (одаренность) -совокупность всех качеств человека, от которых
зависит продуктивность его деятельности, в нее включаются не только интеллект, но и все другие свойства и особенности личности, в частности эмоциональной сферы, темперамента – эмоциональная впечатлительность, тонус, темпы деятельности и т.д.
Слайд 35Пеле
(Э́дсон Ара́нтес ду Насиме́нту)
Способности:
Специальные способности определяются в отношении к отдельным специальным
областям деятельности. Внутри тех или иных специальных способностей проявляется общая одаренность индивида, соотнесенная с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности.
(С.Л.Рубинштейн)
Слайд 36Виды способностей:
Карл Генрих Маркс
Слайд 37Виды способностей (в зависимости от предметной области):
Лев Николаевич Толстой
Слайд 38Чарльз Спенсер Чаплин
Уровни развития способностей:
Слайд 39Сергей Павлович Королев
Стадии развития способностей
(Б.М.Теплов):
Слайд 40Задатки Б.М.Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе
развития способностей, а способности являются результатом развития.
Александр Сергеевич Пушкин
Слайд 41Елена Исинбаева
Одаренность – комплексное явление, связанное с выполнением человеком определённой деятельности,
она состоит из различных способностей.
Одаренность – это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности». Одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.
Слайд 42Дмитрий Иванович Менделеев
Талант — присущие от рождения определённые способности и умения,
которые раскрываются с приобретением навыка и опыта.
Современные учёные выделяют определенные типы таланта, которыми обладают люди в той или иной степени.
Слайд 43Сальвадор Дали
Гениальность — предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Традиционно выражается
в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.
Слайд 44Педагогическими способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической
деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Антон Семенович Макаренко
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются:
педагогический такт;
наблюдательность;
любовь к детям;
потребность в передаче знаний.