Слайд 2Музыка блокадного Ленинграда -
отдельная страница героической летописи
Слайд 3И музыканты, и слушатели, как и все жители осажденного города, терпели лишения и муки голода и холода, умирали.
Однако голос искусства не умолк…
Слайд 5«Ленинградцы.
900 дней во имя жизни» — так назывался необычный концерт,
который посвящался Дню памяти жертв блокады.
Со сцены звучала музыка, написанная в осаждённом городе и ранее никогда не исполнявшаяся! Эти мелодии создали 11
композиторов,
трое — умерли от голода.
Слайд 6Все знают Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича.
Между тем в осаждённом
городе жили
и творили десятки композиторов.
Слайд 7Их песни, пьесы, марши звучали в промёрзших концертных залах, из чёрных
«тарелок» трансляционной сети, в воинских частях и на призывных пунктах. История распорядилась так, что почему-то имена этих героических людей оказались в тени. Ошибку и решили исправить организаторы концерта. Они нашли немало забытых партитур, работали в архивах Москвы, Петербурга, зарубежных стран, пересмотрели
сотни страниц нотных изданий. В итоге появилась целая программа неизвестной музыки, созданной в блокаду. Шесть мировых премьер.
Слайд 8Песни печатались даже на почтовых открытках и конвертах
В блокаду Ленинграда продолжали печатать музыкальные
произведения
Кто сказал, что надо бросить Песни на войне?
После боя сердце просит Музыки вдвойне!
Слайд 9Судьба каждого мастера — пример трагедии и героизма. Композитор и балетный
критик
Валериан Богданов-Березовский в самые суровые месяцы создал оперу-дневник
«Ленинградцы». Сам автор назвал её «запёкшейся кровью событий». В основе сюжета
(либретто Веры Кетлинской, которая тоже пережила блокаду) — хроника обычной семьи,
застигнутой войной. Но написана она с великой силой и правдивостью.
Слайд 10Его песня «Светит в небе звёздочка высоко»
была настоящим хитом.
Её часто
передавали по блокадному радио, а ноты печатались на
почтовых открытках.
За эту песню автор удостоился бесценного приза,
продовольственного пайка,
но в марте 1942-го умер от истощения, так и не дождавшись награды.
Ему было всего 29 лет.
Борис Гольц
Слайд 11Та же участь постигла
Юлию Вейсберг.
Автор популярных детских опер и
песен, невестка
Римского-Корсакова, вместе с сыном погибла в блокаду.
Слайд 12Василий Калафати.
В ноябре 1941-го, когда голод уже косил людей, он
пишет победный марш «Звёзды Кремля» и выигрывает с ним
конкурс. Но дожить до победы ему было не суждено. В 1942-м он умер от голода.
Слайд 13Борис Асафьев
Мы знаем как автора балетов. Его «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя
Парижа» идут и сегодня. В ноябре-декабре 1941-го, когда жизнь в городе практически остановилась, он создаёт 10 духовных хоров «Канты». В советской стране это было одно из первых обращений к православной теме. Другой цикл композитора — «Песни печали и слёз» рождается как серия музыкальных откликов на сводки с фронта. Удивительно было и смирение великого мастера, которому предлагали эвакуироваться в первую очередь, но он предпочёл разделить судьбу вместе с городом.
Слайд 14Александр Каменский -композитор и пианист-виртуоз. Почти всю блокаду прожил в бомбоубежище
Театра им. Пушкина. Написал «Героический партизанский марш», пьесы и песни для воинской самодеятельности.
Был единственным концертирующим пианистом,
который за 872 дня
дал 600 (!) концертов.
Под обстрелами и
бомбёжками,
в промёрзших залах
и полуразрушенных
помещениях.
Слайд 15Сотрудники радио работали в ватниках и тёплых шапках. Отогреть клавиши рояля
было невозможно. Каменский грел руки над печуркой, затем сбрасывал пальто и садился к инструменту.
В январе 1942-го по радио
давали «Снегурочку» Чайковского.
Под рояль — потому что оркестр уже не мог играть. Пробовали репетировать, но у духовиков не хватало сил держать дыхание. А вот хор звучал. Правда, артисты настолько ослабели, что не могли стоять, и их тела поддерживали
Т-образные деревяшки. Так они и пели, обвисая на этих «грабельках».
Слайд 16Художественный руководитель Радиокомитета
составлял отчеты о состоянии музыкантов. Они были один
мрачнее другого. Чтобы возродить оркестр, спасти людей, нужно
решение -вернуть
Ленинграду
музыку,
дать в руки
музыкантов их
инструменты.
Слайд 17В полумёртвом, промерзшем, после страшной зимы 1941-42 Ленинграде Карл Ильич
Элиасберг
собрал выживших музыкантов из симфонического оркестра. Их было всего 15.
Для постановки симфонии нужно было не
менее 80 человек.
В начале марта 1942 года скрипач Григорий Фесечко передал дирижеру симфонического оркестра Радиокомитета К. Элиасбергу,
записку Бориса Загурского. Начальник Управления по делам искусств просил дирижера прийти к нему в здание Большого драматического театра. Путь этот был для Элиасберга нелегким — всего месяц назад товарищи привезли его, ослабевшего, в «Асторию» на саночках, сам он уже ходить не мог. Но сейчас речь шла об оркестре, о музыке, и он пошел...
Слайд 18Вскоре по радио было передано объявление: «Просьба ко всем музыкантам Ленинграда
явиться в Радиокомитет. Как же оживились музыканты, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир.
Слайд 19Это было трогательное до слез зрелище, когда музыканты извлекли свои концертные
фраки, свои скрипки, виолончели, флейты и фаготы и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции симфоний
Бетховена и Чайковского».
Слайд 20Исполнение Седьмой симфонии
Д. Шостаковича оркестром Ленинградского
радиокомитета стало самым значительным событием
в музыкальной жизни Ленинграда
блокадных лет, больше того — событием незабываемым в истории блокады.
Чтобы 9 августа 1942 года могли прийти слушатели в Большой зал Филармонии,
нужно было воссоздать оркестр, пополнить его армейскими музыкантами, а в день концерта вести
контрбатарейную стрельбу и не допустить обстрела города врагом.
Слайд 21Это был праздничный для Ленинграда день, полный высокого значения.
Ленинградцы и
их
защитники собрались не на митинг — на концерт.
Пришли командующий фронтом,
генералы и руководящие
партийные работники.
Слушали музыку,
утверждающую нашу
непреклонную волю к победе.
Эту музыку, разносившуюся из репродукторов и рупоров
уличных громкоговорителей, слышал в тот августовский вечер весь Ленинград.
Слайд 22Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета дал
в блокадном городе 160 концертов, и
почти все они транслировались по городской сети
Слайд 23ЖИВОПИСЬ
БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день
не прекращали работы.
О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.
«Боевой карандаш» — творческое объединение Ленинградских художников, выпускавших агитационные плакаты и сборники сатирических рисунков в середине ХХ века. Часто так называют и само это явление массового искусства.
Слайд 24«Ленинград в дни блокады и освобождения» А.Ф.Пахомов
«На Неву за водой»
«Пленные немцы
в Ленинграде»
Слайд 25Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина
«Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова.
Слайд 26Я. Николаев. Ленинград. Зима 1941-1942 гг. Очередь за хлебом. 1942
А.Мыльников «Ленинград»
1941
Слайд 27Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и
подлинно историческими документами.
Слайд 29В строгом монументальном плакате В.А. Серова «Наше дело правое, победа будет
за нами» (1941) фон плаката (триумфальная арка и дым заводских труб) характеризует место действия - Ленинград. Образ воина, изображённый крупным планом, проникнут подлинной силой и непреклонностью волей к победе.