Презентация, доклад на тему Музыка блокадного Ленинграда - отдельная страница героической летописи

Содержание

Музыка блокадного Ленинграда - отдельная страница героической летописи

Слайд 1


Слайд 2Музыка блокадного Ленинграда -
отдельная страница героической летописи

Музыка блокадного Ленинграда - отдельная страница героической летописи

Слайд 3И музыканты, и слушатели, как и все жители осажденного города, терпели лишения и муки голода и холода, умирали.

Однако голос искусства не умолк…
И музыканты, и слушатели, как и все жители осажденного города, терпели лишения и муки голода и холода, умирали. Однако голос искусства не умолк…

Слайд 5«Ленинградцы.
900 дней во имя жизни» — так назывался необычный концерт,

который посвящался Дню памяти жертв блокады.

Со сцены звучала музыка, написанная в осаждённом городе и ранее никогда не исполнявшаяся! Эти мелодии создали 11 композиторов,
трое — умерли от голода.

«Ленинградцы. 900 дней во имя жизни» — так назывался необычный концерт, который посвящался Дню памяти жертв блокады.Со

Слайд 6Все знают Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича.
Между тем в осаждённом городе жили

и творили десятки композиторов.
Все знают Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича. Между тем в осаждённом городе жили и творили десятки композиторов.

Слайд 7Их песни, пьесы, марши звучали в промёрзших концертных залах, из чёрных

«тарелок» трансляционной сети, в воинских частях и на призывных пунктах. История распорядилась так, что почему-то имена этих героических людей оказались в тени. Ошибку и решили исправить организаторы концерта. Они нашли немало забытых партитур, работали в архивах Москвы, Петербурга, зарубежных стран, пересмотрели сотни страниц нотных изданий. В итоге появилась целая программа неизвестной музыки, созданной в блокаду. Шесть мировых премьер.
Их песни, пьесы, марши звучали в промёрзших концертных залах, из чёрных «тарелок» трансляционной сети, в воинских частях

Слайд 8Песни печатались даже на почтовых открытках и конвертах
В блокаду Ленинграда продолжали печатать музыкальные

произведения

Кто сказал, что надо бросить Песни на войне?
После боя сердце просит Музыки вдвойне!

Песни печатались даже на почтовых открытках и конвертахВ блокаду Ленинграда продолжали печатать музыкальные произведенияКто сказал, что надо бросить Песни

Слайд 9Судьба каждого мастера — пример трагедии и героизма. Композитор и балетный

критик Валериан Богданов-Березовский в самые суровые месяцы создал оперу-дневник «Ленинградцы». Сам автор назвал её «запёкшейся кровью событий». В основе сюжета (либретто Веры Кетлинской, которая тоже пережила блокаду) — хроника обычной семьи, застигнутой войной. Но написана она с великой силой и правдивостью.
Судьба каждого мастера — пример трагедии и героизма. Композитор и балетный критик Валериан Богданов-Березовский в самые суровые

Слайд 10Его песня «Светит в небе звёздочка высоко» была настоящим хитом.
Её часто

передавали по блокадному радио, а ноты печатались на почтовых открытках.
За эту песню автор удостоился бесценного приза, продовольственного пайка,
но в марте 1942-го умер от истощения, так и не дождавшись награды.
Ему было всего 29 лет.

Борис Гольц

Его песня «Светит в небе звёздочка высоко» была настоящим хитом. Её часто передавали по блокадному радио, а

Слайд 11Та же участь постигла
Юлию Вейсберг.
Автор популярных детских опер и

песен, невестка Римского-Корсакова, вместе с сыном погибла в блокаду.
Та же участь постигла Юлию Вейсберг. Автор популярных детских опер и песен, невестка Римского-Корсакова, вместе с сыном

Слайд 12Василий Калафати.
В ноябре 1941-го, когда голод уже косил людей, он

пишет победный марш «Звёзды Кремля» и выигрывает с ним конкурс. Но дожить до победы ему было не суждено. В 1942-м он умер от голода.
Василий Калафати. В ноябре 1941-го, когда голод уже косил людей, он пишет победный марш «Звёзды Кремля» и

Слайд 13Борис Асафьев
Мы знаем как автора балетов. Его «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя

Парижа» идут и сегодня. В ноябре-декабре 1941-го, когда жизнь в городе практически остановилась, он создаёт 10 духовных хоров «Канты». В советской стране это было одно из первых обращений к православной теме. Другой цикл композитора — «Песни печали и слёз» рождается как серия музыкальных откликов на сводки с фронта. Удивительно было и смирение великого мастера, которому предлагали эвакуироваться в первую очередь, но он предпочёл разделить судьбу вместе с городом.
Борис АсафьевМы знаем как автора балетов. Его «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа» идут и сегодня. В ноябре-декабре

Слайд 14Александр Каменский -композитор и пианист-виртуоз. Почти всю блокаду прожил в бомбоубежище

Театра им. Пушкина. Написал «Героический партизанский марш», пьесы и песни для воинской самодеятельности.
Был единственным концертирующим пианистом,
который за 872 дня
дал 600 (!) концертов.
Под обстрелами и
бомбёжками,
в промёрзших залах
и полуразрушенных
помещениях.
Александр Каменский -композитор и пианист-виртуоз. Почти всю блокаду прожил в бомбоубежище Театра им. Пушкина. Написал «Героический партизанский

Слайд 15Сотрудники радио работали в ватниках и тёплых шапках. Отогреть клавиши рояля

было невозможно. Каменский грел руки над печуркой, затем сбрасывал пальто и садился к инструменту.
В январе 1942-го по радио давали «Снегурочку» Чайковского.
Под рояль — потому что оркестр уже не мог играть. Пробовали репетировать, но у духовиков не хватало сил держать дыхание. А вот хор звучал. Правда, артисты настолько ослабели, что не могли стоять, и их тела поддерживали Т-образные деревяшки. Так они и пели, обвисая на этих «грабельках».
Сотрудники радио работали в ватниках и тёплых шапках. Отогреть клавиши рояля было невозможно. Каменский грел руки над

Слайд 16Художественный руководитель Радиокомитета
составлял отчеты о состоянии музыкантов. Они были один

мрачнее другого. Чтобы возродить оркестр, спасти людей, нужно
решение -вернуть
Ленинграду
музыку,
дать в руки
музыкантов их
инструменты.
Художественный руководитель Радиокомитета составлял отчеты о состоянии музыкантов. Они были один мрачнее другого. Чтобы возродить оркестр, спасти

Слайд 17В полумёртвом, промерзшем, после страшной зимы 1941-42 Ленинграде Карл Ильич
Элиасберг

собрал выживших музыкантов из симфонического оркестра. Их было всего 15.
Для постановки симфонии нужно было не
менее 80 человек.
В начале марта 1942 года скрипач Григорий Фесечко передал дирижеру симфонического оркестра Радиокомитета К. Элиасбергу,
записку Бориса Загурского. Начальник Управления по делам искусств просил дирижера прийти к нему в здание Большого драматического театра. Путь этот был для Элиасберга нелегким — всего месяц назад товарищи привезли его, ослабевшего, в «Асторию» на саночках, сам он уже ходить не мог. Но сейчас речь шла об оркестре, о музыке, и он пошел...
В полумёртвом, промерзшем, после страшной зимы 1941-42 Ленинграде Карл Ильич Элиасберг собрал выживших музыкантов из симфонического оркестра.

Слайд 18Вскоре по радио было передано объявление: «Просьба ко всем музыкантам Ленинграда

явиться в Радиокомитет. Как же оживились музыканты, когда мы стали вытаскивать их из темных квартир.
Вскоре по радио было передано объявление: «Просьба ко всем музыкантам Ленинграда явиться в Радиокомитет. Как же оживились

Слайд 19Это было трогательное до слез зрелище, когда музыканты извлекли свои концертные

фраки, свои скрипки, виолончели, флейты и фаготы и здесь, под обледеневшими сводами Радиокомитета, начались репетиции симфоний
Бетховена и Чайковского».
Это было трогательное до слез зрелище, когда музыканты извлекли свои концертные фраки, свои скрипки, виолончели, флейты и

Слайд 20Исполнение Седьмой симфонии
Д. Шостаковича оркестром Ленинградского радиокомитета стало самым значительным событием

в музыкальной жизни Ленинграда блокадных лет, больше того — событием незабываемым в истории блокады.

Чтобы 9 августа 1942 года могли прийти слушатели в Большой зал Филармонии,
нужно было воссоздать оркестр, пополнить его армейскими музыкантами, а в день концерта вести контрбатарейную стрельбу и не допустить обстрела города врагом.

Исполнение Седьмой симфонии Д. Шостаковича оркестром Ленинградского радиокомитета стало самым значительным событием в музыкальной жизни Ленинграда блокадных

Слайд 21Это был праздничный для Ленинграда день, полный высокого значения.
Ленинградцы и их

защитники собрались не на митинг — на концерт.
Пришли командующий фронтом, генералы и руководящие
партийные работники.
Слушали музыку,
утверждающую нашу непреклонную волю к победе.
Эту музыку, разносившуюся из репродукторов и рупоров уличных громкоговорителей, слышал в тот августовский вечер весь Ленинград.
Это был праздничный для Ленинграда день, полный высокого значения. Ленинградцы и их защитники собрались не на митинг

Слайд 22Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета дал
в блокадном городе 160 концертов, и

почти все они транслировались по городской сети
Симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета дал в блокадном городе 160 концертов, и почти все они транслировались по городской

Слайд 23ЖИВОПИСЬ
БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА
В тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день

не прекращали работы.
О мужестве, необычайной силе воли, исключительном упорстве и терпении ленинградцев, героически переносивших непомерные тяготы жизни в условиях осажденного города, рассказывали они в своих полотнах.   

«Боевой карандаш» — творческое объединение Ленинградских художников, выпускавших агитационные плакаты и сборники сатирических рисунков в середине ХХ века. Часто так называют и само это явление массового искусства.

ЖИВОПИСЬБЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДАВ тяжелые дни блокады художники Ленинграда ни на один день не прекращали работы. О мужестве, необычайной

Слайд 24«Ленинград в дни блокады и освобождения» А.Ф.Пахомов
«На Неву за водой»
«Пленные немцы

в Ленинграде»
«Ленинград в дни блокады и освобождения» А.Ф.Пахомов«На Неву за водой»«Пленные немцы в Ленинграде»

Слайд 25Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина

«Прорыв блокады 18 января 1943 года», написанная коллективом ленинградских художников в составе А. А. Казанцева, И. А. Серебряного, В. А. Серова. 

Торжеством великой победы Советской Армии над врагом проникнута большая батальная картина «Прорыв блокады 18 января 1943 года»,

Слайд 26Я. Николаев. Ленинград. Зима 1941-1942 гг. Очередь за хлебом. 1942
А.Мыльников «Ленинград»

1941
Я. Николаев. Ленинград. Зима 1941-1942 гг. Очередь за хлебом. 1942А.Мыльников «Ленинград» 1941

Слайд 27Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и

подлинно историческими документами.
Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и подлинно историческими документами.

Слайд 29В строгом монументальном плакате В.А. Серова «Наше дело правое, победа будет

за нами» (1941) фон плаката (триумфальная арка и дым заводских труб) характеризует место действия - Ленинград. Образ воина, изображённый крупным планом, проникнут подлинной силой и непреклонностью волей к победе.
В строгом монументальном плакате В.А. Серова «Наше дело правое, победа будет за нами» (1941) фон плаката (триумфальная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть