Слайд 1Метапредметные и межпредметные знания
в преподавании
уроков музыки
Скрипка И.Н
учитель музыки
МБОУ СОШ №10
Слайд 2 «Музыкальное воспитание - это
не воспитание музыканта, прежде
всего воспитание человека.»
Слайд 3Главная задача новых образовательных стандартов
Не столько дать ребенку как
можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Слайд 4Метапредметные знания
освоенные универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса,
так и в реальных жизненных ситуациях.
Слайд 5УУД
(универсальные учебные действия)
личностные
регулятивные
познавательной направленности:
а)общеучебные учебные действия
б) логические
учебные действия
в) постановка и решение проблемы
коммуникативные.
Слайд 6 УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ
личностное самоопределение
ценностно-смысловую
ориентация учащихся
нравственно-этическое оценивание ( умение ответить на вопрос «Что такое хорошо, что такое плохо?»)
смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, то есть умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»)
ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
Слайд 7 УУД
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
общеучебные учебные действия
(умение
поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания)
логические учебные действия
(умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения)
постановка и решение проблемы
( умение сформулировать проблему и найти способ её решения)
Слайд 8УУД
Коммуникативные
умение вступать в диалог и вести его
различия особенности общения
с различными группами людей
Слайд 9УУД
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Целеполагание
Планирование
Корректировка плана
Слайд 11Предмет музыка тесно связан с другими предметами, с природой, с
жизнью, наукой…
Метапредметный подход на уроках музыки предполагает движение мышления не по прямой а через связи и ассоциации.
Слайд 12Музыка и математика
Во время прослушивания классического произведения, или новой песни мы
говорим о метре, ритме и размере – прослеживается связь с математикой.
МЕТР
РИТМ
РАЗМЕР
Слайд 14Музыка и иностранный язык
Когда говорим о названии интервалов, музыкальных терминах прослеживается
связь с иностранными языками
Слайд 15Музыка и русский язык
Слушание музыкальных произведений с их последующим разбором предполагает
использование знаний и умений, получаемых учащимися на уроках русского языка. Это понятие о целостности текста и его частях, о смысловых и лексических связях частей текста, о теме и основной идее текста; умение самостоятельно выявить смысл произведения.
Слайд 16Музыка и русский язык
Когда говорим о музыкальном образе, подбираем слова- синонимы,
соответствующие названию или характеру произведения о котором идет речь.
грозный
печальный
радостный
воинственный
нежный
Слайд 17 МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА
Во время
прослушивания альбома Чайковского «Времена года» мы подбираем стихи русских, советских поэтов.
При знакомстве с произведениями М.И.Глинки в беседе о близости творчества Глинки и Пушкина используется знание учащимися произведений великого русского поэта, включённых в программу по литературе (поэма «Руслан и Людмила», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
На примере оперы Н.А. Римского-Корсакого «Садко», предполагает обращение учителя к знаниям, полученным учащимися на уроках литературы (Понятие об основных видах устного народного творчества, об особенностях построения, языка былин).
Слайд 18МУЗЫКА И ИЗО
Выбрать время года на картине, соответствующее настроению произведения.
Сравнить портреты
и подобрать подходящие по настроению к пьесе.
Музыкальная палитра( подобрать краски к музыкальным произведениям, которые звучат на уроке)
Подобрать погодные явления, соответствующие настроению произведения(дождь, метель, шторм, радуга, штиль)
Слайд 19Музыка и история
Обращаясь к изучению фрагментов из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь»,
М. И. Глинки «Иван Сусанин используются сведения, полученные учащимися на уроках истории.
Слайд 20Музыка и физика
Знакомясь с устройством различных инструментов, учащимся даются физические понятия
«звук» и «звуковые волны».
Слайд 21Музыка и физкультура
Введение в урок движений под музыку предполагает использование
умений и навыков, получаемых на уроках физкультуры.
Слайд 22Пение –один из основных и любимых видов деятельности ученика
На уроках музыки в центре внимания педагога и ученика стоит музыкальное произведение, которое в конечном итоге необходимо грамотно и выразительно исполнить.