Презентация, доклад на тему История колоколов, колокольные звоны

Содержание

Колокол – голос РодиныИз истории колоколовКолокола в христианствеКолокола на РусиЦарь-колоколПадение колоколовКолокольни на РусиЦерковные звоныЗвоны в музыке

Слайд 1История колоколов

История колоколов

Слайд 2Колокол – голос Родины
Из истории колоколов
Колокола в христианстве
Колокола на Руси
Царь-колокол
Падение колоколов
Колокольни

на Руси

Церковные звоны

Звоны в музыке

Колокол – голос РодиныИз истории колоколовКолокола в христианствеКолокола на РусиЦарь-колоколПадение колоколовКолокольни на РусиЦерковные звоныЗвоны в музыке

Слайд 3Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и

гражданского долга, независимости и величия государства. Мы знаем это из легенд, из песен, из книг.

Колокол – голос Родины

Колокол для русского человека издревле был голосом Родины, символом единения и гражданского долга, независимости и величия государства.

Слайд 4Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге

перед ней. А если он умолкал – это значило, что Родину постигло несчастье.

Левитан И.И. Вечерний звон.
1892

Звон колокола воспевал силу и красоту России, он напоминал о долге перед ней. А если он умолкал

Слайд 5Но, умолкнув, колокола не переставали бодрствовать. Пожар ли, внезапное нападение врага,

бунт, иная ли напасть – всех своим громким, резким, торопливым, сбивчивым криком поднимает на ноги набат.

Глазунов Илья Сергеевич. Штурм града. 1980г.

Но, умолкнув, колокола не переставали бодрствовать. Пожар ли, внезапное нападение врага, бунт, иная ли напасть – всех

Слайд 6Буря ли, вьюга ли – далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий

охранный звон, указывая дорогу заблудшим…

Туманный колокол. Севастополь

Буря ли, вьюга ли – далеко разносится окрест редкий, но несмолкающий охранный звон, указывая дорогу заблудшим…Туманный колокол.

Слайд 7Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей.
Князь Александр Невский приводит пленных

немецких рыцарей в Новгород
Звук колокола приветствовал победителей, встречал знатных гостей.Князь Александр Невский приводит пленных немецких рыцарей в Новгород

Слайд 8Колокольное дело начало развиваться в России позже, чем на Западе, и

достигло своих вершин также позднее, в XVII веке, но вершины эти были самыми высокими: крупнейшие из русских колоколов не имеют себе равных по весу, а самые благозвучные достойно представляют нашу Родину. Недаром один из иноземных гостей Бориса Годунова с восхищением пишет в своих заметках о больших колоколах Московского Кремля, "далеко превосходящих эрфуртский по величине и звучности".
Колокольное дело начало развиваться в России позже, чем на Западе, и достигло своих вершин также позднее, в

Слайд 9Творцы неповторимых колоколов, строители величавых звонниц, виртуозы-звонари оставили нам в наследство

великолепные образцы технического мастерства и музыкального искусства. Как залог неразрывности и преемственности православной культуры звучит сегодня колокольный звон. И вслушиваясь в эту музыку, мы переживаем и скорбь, и праздничное ликование, и священный трепет.
Творцы неповторимых колоколов, строители величавых звонниц, виртуозы-звонари оставили нам в наследство великолепные образцы технического мастерства и музыкального

Слайд 10«Посреди таинственной тишины сей многоглаголивой ночи внезапно с высоты Ивана Великого,

будто из глубины неба, раздался первый звук благовеста – вещий, как бы зов архангельской трубы, возглашающей общее воскресение. И вот, при первом знаке, данном из Кремля, мгновенно послышались тысячи послушных ему колоколов, и медный рев их наполнил воздух, плавая над всею первопрестольною столицею; она была объята сим торжественным звоном, как бы некоею, ей только свойственной атмосферой, проникнутой священным трепетом потрясаемой меди и радостью благовествуемого торжества. Слышало ухо и не могло насытиться сей дивною гармонией будто бы иного надоблачного мира».
Это описание пасхальной ночи из путеводителя по Москве 1890 г.


«Посреди таинственной тишины сей многоглаголивой ночи внезапно с высоты Ивана Великого, будто из глубины неба, раздался первый

Слайд 11Из истории колоколов
Как только люди научились добывать металлы и сплавы (а

бронза была одним из самых ранних тому примеров), нетрудно было заметить, как сильно и продолжительно звучат металлические пластины от удара (а голос бронзы был особенно красив).

Била и колотушки

Из истории колоколовКак только люди научились добывать металлы и сплавы (а бронза была одним из самых ранних

Слайд 12Если груз, ударяющий о пластину, привязать к ней и если саму

пластину изогнуть, чтобы она своими краями окружала груз, то они будут ударяться при малейшем сотрясении. Так родилась идея колокольчика.

Металлическое било (клепало)

Китайский колокольчик времен династии Чанг (Chang) 16-11 в. до н.э., диаметр 50 см

Если груз, ударяющий о пластину, привязать к ней и если саму пластину изогнуть, чтобы она своими краями

Слайд 13Если же придать изогнутой пластине замкнутую форму, то груз можно и

не присоединять к ней. Это заключение приводит к идее бубенца. А наилучшим материалом в том и другом случае была признана бронза с ее звучным и приятным голосом.
Если же придать изогнутой пластине замкнутую форму, то груз можно и не присоединять к ней. Это заключение

Слайд 14Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их

стали отливать. Но традиция клепаных колокольчиков сохранилась кое-где до сих пор, в основном, в изготовлении колокольчиков для скота.

Колокол из Геркуланума. I в. н.э., высота 17,2 см.

Древние колокольчики клепали из листов металла. Позднее, с изобретением литья, их стали отливать. Но традиция клепаных колокольчиков

Слайд 15Ряд исследователей полагают, что родина колоколов – Китай. Действительно, технология бронзового

литья здесь была создана еще в эпоху Ся (XXIII-XVII века до Р. Х.). От тех времен сохранился небольшой (4,5 см в высоту) колокольчик из сплава, содержащего 92 процента меди и 7 процентов олова.

Китайский колокольчик эпохи Шан. XVI-XI вв до н.э.,
высота 5,7 см.

Ряд исследователей полагают, что родина колоколов – Китай. Действительно, технология бронзового литья здесь была создана еще в

Слайд 16Из Китая колокольчики могли со временем достичь Запада по "Великому шелковому

пути" и по маршрутам "Великого переселения народов", чтобы начать новую жизнь в европейских культурах.

Барельеф на террасе в Персеполисе (Иран), 5 век до н.э


Из Китая колокольчики могли со временем достичь Запада по

Слайд 17Уже в IV тысячелетии до Р. Х. на территории современного южного

Ирана и Турции, в Месопотамии и Египте существовала технология бронзового литья. В числе предметов, отливаемых из бронзы, со временем появляются колокольчики и бубенцы.

Колокольчик из древнего Вавилона. IX-VIII вв до н.э., высота 4,7 см.

Уже в IV тысячелетии до Р. Х. на территории современного южного Ирана и Турции, в Месопотамии и

Слайд 18Среди бронзовых предметов VI-V веков до Р. Х. колокольчики и бубенцы встречаются

уже во множестве — древнееврейские и древнегреческие, скифские и этрусские.

Ассирийский колокольчик, высота 8 см. Эпоха Саламанасера II, 860-824 гг. до н.э.

Dotaku - древние ритуальные японские колокола

Среди бронзовых предметов VI-V веков до Р. Х. колокольчики и бубенцы встречаются уже во множестве — древнееврейские и

Слайд 19Их размеры колеблются в пределах от 2 до 9 см, по

облику некоторые из них удивительно схожи, словно близнецы, хотя не имеют никакого родства по происхождению.

Древние литые колокола (Китай)

Скифский колокольчик

Их размеры колеблются в пределах от 2 до 9 см, по облику некоторые из них удивительно схожи,

Слайд 20Колокола придавали жизни каждого города и села четкий, звучный ритм, возвещая

время бодрствовать и время спать, время молитвам и время житейской суете, время трудиться и время отдыхать, время веселью и время скорби.

Старинные рисунки - колокол в странах мира.

Колокола придавали жизни каждого города и села четкий, звучный ритм, возвещая время бодрствовать и время спать, время

Слайд 21Урочные звоны давали повод к прозвищам, под которыми многие колокола были

известны в народе.
"Хлебный колокол" в Турине – в ранний час под его удары хозяйки принимались месить тесто.

Турин (Италия)

Урочные звоны давали повод к прозвищам, под которыми многие колокола были известны в народе.

Слайд 22"Колокол чистоты" в Бонне – по его призыву жители выходили из

домов подметать мостовую.

Бонн (Германия). Церковь
с часами и колокольней


Слайд 23"Трудовой колокол" в Бадене возвещал перерыв на  обед.
Баден (Германия)


Слайд 24"Торговка рыбой", колокол в Бовэ, – его звон был сигналом к

открытию рыбных и других продуктовых лавок.

Бовэ (Франция)


Слайд 25"Колокол чудаков" в Ульме звонил с наступлением темноты; после этого было

небезопасно гулять по кривым переулкам города.

Ульм. Ульмский Собор (Германия)


Слайд 26"Преследователь гуляк", колокол в Этампе, – по его сигналу тушили огни.
Городская

мэрия Этампа (Франция)

Слайд 27Воротный колокол звучал, когда закрывались городские ворота, сонный колокол указывал время

сна...

Новгород. Воротная башня с колокольней

Воротный колокол звучал, когда закрывались городские ворота, сонный колокол указывал время сна...Новгород. Воротная башня с колокольней

Слайд 28Колокола, огромные, громогласные, вознесенные на высокие башни, могли обращаться сразу ко

всем жителям большого города. В XIII веке они стали использоваться в механизмах башенных часов.

Башенные часы на Ратуше
в Гамбурге (Германия)

Колокола, огромные, громогласные, вознесенные на высокие башни, могли обращаться сразу ко всем жителям большого города. В XIII

Слайд 29Так выглядят башенные часы изнутри. Гамбург (Германия)

Так выглядят башенные часы изнутри. Гамбург (Германия)

Слайд 30Колокола покоренного города были желанным трофеем для победителя. Их срывали с

колоколен, их переплавляли на пушки и монеты. Не было большей кары для опального или потерявшего независимость города, чем лишение колокола или запрет на звон.
Колокола покоренного города были желанным трофеем для победителя. Их срывали с колоколен, их переплавляли на пушки и

Слайд 31Колокола бичевали, колоколам вырывали язык, на повозке, запряженной ослом их возили

по улицам, и толпа издевалась над ними — так вымещали свою ненависть к монахам флорентийцы, разгромившие в 1498 году монастырь св. Марка.
В 1540 году по приказу Карла V колоколу мятежного Гента отбили край, и, охрипший, отныне он только отбивал часы.

Это колокол Роланда. Так в Генте называли сторожевой колокол, который собирал народ для защиты города от врагов.


Колокола бичевали, колоколам вырывали язык, на повозке, запряженной ослом их возили по улицам, и толпа издевалась над

Слайд 32Колокола в христианстве
В раннехристианских монастырях, расположенных в Египте, возник обычай звоном

созывать монахов на богослужение. В палестинских, сирийских и греческих монастырях применялись особые доски – била, в которые ударяли колотушкой – клепалом.
Колокола в христианствеВ раннехристианских монастырях, расположенных в Египте, возник обычай звоном созывать монахов на богослужение. В палестинских,

Слайд 33Распространение колоколов в восточнохристианских странах принято отсчитывать с 865 г., когда

венецианский дож Орсо I прислал в подарок византийскому императору Михаилу III дюжину колоколов. Их повесили на башне, выстроенной специально для этого рядом с Софийским собором.

Софийский собор в Константинополе - храм Айя-София

Распространение колоколов в восточнохристианских странах принято отсчитывать с 865 г., когда венецианский дож Орсо I прислал в

Слайд 34В странах христианской Европы колокола уже в раннем средневековье получили окончательное

признание и повсеместное распространение.
Сначала они вешались на фронтоны церквей.

Псковская крепость

В странах христианской Европы колокола уже в раннем средневековье получили окончательное признание и повсеместное распространение.Сначала они вешались

Слайд 35По мере увеличения веса колоколов для них стали сооружать небольшие башенки

на крышах храмов.

Звонарь. Рисунок из средневековой рукописи, хранящейся в Нюрнбергской городской библиотеке.

По мере увеличения веса колоколов для них стали сооружать небольшие башенки на крышах храмов.Звонарь. Рисунок из средневековой

Слайд 36Сообщения о первых колокольнях, стоящих отдельно от церквей, известны с VIII

века.

Колокольня на Кафедральной площади Вильнюса

Сообщения о первых колокольнях, стоящих отдельно от церквей, известны с VIII века.Колокольня на Кафедральной площади Вильнюса

Слайд 37Позже, в романскую и готическую эпоху, колокольня стала объединяться с церковным

зданием в единый ансамбль.

Собор Санта-Мария дель Фьоре. 1296-1467


Позже, в романскую и готическую эпоху, колокольня стала объединяться с церковным зданием в единый ансамбль. Собор Санта-Мария

Слайд 38Колокола на Руси
Вполне возможно, что колокола были привезены на Киевскую Русь после

принятия христианства из Византии вместе с билами. Более вероятно, однако, что еще раньше колокола попадали на Русь с Запада.

Колокол Святого Патрика, 5 век, Национальный музей Ирландии, Дублин

Колокола на РусиВполне возможно, что колокола были привезены на Киевскую Русь после принятия христианства из Византии вместе с

Слайд 39Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в 3-й Новгородской летописи

и датируется 1066 г.: "Прииде Всеслав и взя Новгород и колоколы съима у святыя Софии и паникадил съима".

Поднятие колокола

Первое упоминание о колоколах на Руси содержится в 3-й Новгородской летописи и датируется 1066 г.:

Слайд 40Первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле относится к

1259 г., когда князь Даниил Галицкий перевез из Киева в Холм колокола и иконы.
Первое летописное свидетельство об отливке колоколов на русской земле относится к 1259 г., когда князь Даниил Галицкий

Слайд 41До наших дней дошли два древнерусских колокола домонгольского периода, еще от

39 сохранились фрагменты. Форма их та же, что и у западноевропейских колоколов того времени. На одних есть надписи русскими, на других – латинскими буквами.

Колокол типа «улей». XI в.

Колокол типа «сахарная голова». XII в.

До наших дней дошли два древнерусских колокола домонгольского периода, еще от 39 сохранились фрагменты. Форма их та

Слайд 42Судя по всему, многие из колоколов, звучавших на Руси в то

время, были привозными. Сходство же всех дошедших до нас русских колоколов между собой и с западными аналогами позволяет утверждать, что в ту пору во всех христианских странах колокола изготовлялись по единому стандарту.

Изготовление формы для колокола. Отливка колокола. Иллюстрации к «Энциклопедии» Ж.Л.Даламбера и Д.Дидро. Вторая половина XVIII в.

Судя по всему, многие из колоколов, звучавших на Руси в то время, были привозными. Сходство же всех

Слайд 43Ранняя история колоколов на Руси прошла через те же этапы, что

на Западе. Поначалу их отливали монахи, но довольно скоро дело перешло к ремесленникам. Готовые колокола обязательно освящались.

Древние монастырские колокола

Ранняя история колоколов на Руси прошла через те же этапы, что на Западе. Поначалу их отливали монахи,

Слайд 44На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар

или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж или приближался неприятель, собирали воинов и напутствовали их на битву, ликовали, встречая победителей, приветствовали знатных гостей.

Набатный колокол, или «всполох»

На Руси колокола размеряли поступь времени, били тревогу, когда случался пожар или иное бедствие, когда вспыхивал мятеж

Слайд 45Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских городах

Новгороде и Пскове.

Вечевой колокол

Звук вечевого колокола был сигналом к народным собраниям в древнерусских городах Новгороде и Пскове.Вечевой колокол

Слайд 46В самом названии – вечевой колокол – отразился тот факт, что

функции светского и церковного звона на Руси часто закреплялись за разными колоколами. Например, небольшая башенка, стоящая на стене Московского Кремля справа от Спасской башни, ближе к Москве-реке, именовалась царской, набатной, сторожевой, всполошной.

Сторожевая башня Кремля

В самом названии – вечевой колокол – отразился тот факт, что функции светского и церковного звона на

Слайд 47Первое название – от того, что в ней показывался народу новый

царь, только что взошедший на престол, следующие – от того, что здесь висел набатный или сторожевой, всполошной колокол, сообщавший о какой-либо беде или угрозе.

Игорь Мониава. Сторожевая башня

Первое название – от того, что в ней показывался народу новый царь, только что взошедший на престол,

Слайд 48Такие колокола (их еще называли осадными, дозорными) в русских городах висели,

как правило, не на церковной колокольне, а на крепостной стене, на пожарной каланче.

г. Кострома, пожарная каланча

Такие колокола (их еще называли осадными, дозорными) в русских городах висели, как правило, не на церковной колокольне,

Слайд 49Колокол был окружен на Руси чудесными легендами и назидательными поверьями. Считалось,

например, что он умолкает в неволе, на чужбине: «Князь Александр (Васильевич Суздальский) из Володимера вечный колокол святой Богородицы возил в Суздаль, и колокол не начал звонити, яко же был в Володимере; и виде Александр, яко сгрубил святой Богородицы, и повелел его пакы везти в Володимер и поставиша его в свое место, и пакы бысть глас яко же и прежде богоугоден».

Владимир. Колокольня Успенского собора

Колокол был окружен на Руси чудесными легендами и назидательными поверьями. Считалось, например, что он умолкает в неволе,

Слайд 50Нередко случалось, что колокола подвергались суровым наказаниям. Так, в 1591 г.

по приказу Бориса Годунова отрубили уши и вырвали язык Угличскому колоколу, сообщившему народу о гибели царевича Димитрия; затем опальный колокол был сослан в Тобольск.

Углич. Церковь царевича Димитрия на крови, колокол, которому "вырывали язык" и ссылали в Сибирь

Нередко случалось, что колокола подвергались суровым наказаниям. Так, в 1591 г. по приказу Бориса Годунова отрубили уши

Слайд 51В 1681 г. набатный колокол Московского Кремля был заключен в Никольско-Карельский

монастырь за то, что своим звоном нарушил сон царя Федора Алексеевича. Столетие спустя, в 1771 г., занявший его место колокол по указу Екатерины II был снят с занимаемого места и лишен языка за то, что призвал народ к бунту.

Набатная башня Московского Кремля. 1495

В 1681 г. набатный колокол Московского Кремля был заключен в Никольско-Карельский монастырь за то, что своим звоном

Слайд 52Общее число колоколов на Руси быстро росло. Петр Петрей, шведский подданный,

побывавший в Москве в самом начале XVII в., пишет: "Церквей, монастырей и часовен в городе и за городом будто бы 4500. Не найдешь ни одной, где бы не висело по меньшей мере четырех или пяти, а в некоторых даже девяти или двенадцати колоколов, так что, когда они зазвонят все разом, то поднимается такой гул и сотрясение, что друг друга нельзя расслышать".

Нижегородская ярмарка

Общее число колоколов на Руси быстро росло. Петр Петрей, шведский подданный, побывавший в Москве в самом начале

Слайд 53Путешественников, приезжавших в те годы в Россию, поражало не только обилие

колоколов, но и их вес. Уже к середине XVI столетия русские колокола в этом отношении превзошли западные. Если на Западе колокола весом 100-150 пудов считались редкими, то в России они были довольно распространены (можно отметить, что позднее, в начале XX века, их насчитывалось в Москве более 200).

Колокол звонницы Успенского собора. Ростов

Путешественников, приезжавших в те годы в Россию, поражало не только обилие колоколов, но и их вес. Уже

Слайд 54В Московском Кремле колокола такого веса благовестили лишь по будничным дням

и потому назывались вседневными. Колокола весом до 600–700 пудов назывались полиелейными и благовестили в праздники апостолов и святителей, до 800-1000 пудов именовались воскресными и звучали по воскресеньям, от 1000 пудов и выше – праздничными, и звонили в них по большим двунадесятым праздникам и по царским дням.

Большой Успенский колокол Московского Кремля

В Московском Кремле колокола такого веса благовестили лишь по будничным дням и потому назывались вседневными. Колокола весом

Слайд 55Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с

Запада, что отмечается их прозвищами: Борис Римлянин, Николай Немчин, Петр Фрязин. Но в то же самое время выдвигались талантливые русские литейщики.
Андрей Чохов, чей колокол "Реут" (1622 г., 2000 пудов, по другим данным – 1200) поныне находится в Московском Кремле;

Колокол Реут. 1622 год. Мастер Андрей Чохов

Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с Запада, что отмечается их прозвищами: Борис

Слайд 56Александр Григорьев – создатель Большого колокола Саввино-Сторожевского монастыря, навсегда признанного самым

благозвучным колоколом России (1668 г., 2125 пудов);

Якунчикова М.В. С колокольни Саввино-Сторожевского монастыря(1891, ГТГ)

Александр Григорьев – создатель Большого колокола Саввино-Сторожевского монастыря, навсегда признанного самым благозвучным колоколом России (1668 г., 2125

Слайд 57Харитон Попов, отливший Большой колокол Симонова монастыря в Москве, один из

интереснейших по звучанию русских колоколов (1677 г., 1000 пудов).

Часовой колокол Симонова монастыря. XV век

Харитон Попов, отливший Большой колокол Симонова монастыря в Москве, один из интереснейших по звучанию русских колоколов (1677

Слайд 58Достижения русских мастеров неоспоримы и удовлетворяют самым высоким критериям. Один из

ярчайших тому примеров – три самых тяжелых колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом: «Лебедь» (500 пудов), «Полиелей» (1000 пудов), «Сысой» (2000 пудов), отлитых русскими мастерами Филиппом Андреевым и Флором Терентьевым.

Ростовские звоны.
М.Я.Вилли


Достижения русских мастеров неоспоримы и удовлетворяют самым высоким критериям. Один из ярчайших тому примеров – три самых

Слайд 59Именной колокол, который задумал отлить царь Алексей Михайлович, должен был весить

8000 (примерно 130 тонн) пудов. Царский заказ выполнил в 1654 году Емельян Данилов. Его колокол звучал лишь несколько месяцев — в том же году он разбился от неловкого удара. Емельяна Данилова уже не было тогда в живых — он умер от моровой язвы.

Царь-колокол

Прорезной колокол мастера Емельяна Данилова. Село Коломенское, 1648 г.

Именной колокол, который задумал отлить царь Алексей Михайлович, должен был весить 8000 (примерно 130 тонн) пудов. Царский

Слайд 60Стали искать, кто мог бы перелить громадный колокол. Вызвался Александр Григорьев,

в будущем знаменитый колокольный мастер, в ту пору еще никому не известный юноша — "малорослый, тщедушный, худой, моложе двадцати лет, совсем еще безбородый". Григорьев блестяще справился с ответственным делом – колокол был готов за десять месяцев.

Отлив колокола

Стали искать, кто мог бы перелить громадный колокол. Вызвался Александр Григорьев, в будущем знаменитый колокольный мастер, в

Слайд 61За огромный вес и великолепный облик народ прозвал его Царь-колоколом. Подняли

его из литейной ямы и подвесили лишь в 1668 году – настолько трудной оказалась задача.

Подъем колокола Александра Григорьева в 1674 голу в Кремле.

За огромный вес и великолепный облик народ прозвал его Царь-колоколом. Подняли его из литейной ямы и подвесили

Слайд 62В 1701 году колокол-великан стал жертвой большого московского пожара. Его осколки

долго лежали посреди Кремля. В 1730 году вскоре после своего воцарения Анна Иоанновна повелела "тот колокол перелить вновь с пополнением, чтобы в нем в отделке было десять тысяч пудов".

Подъем
Царь-колокола,
рис. А.Н.Колчина

В 1701 году колокол-великан стал жертвой большого московского пожара. Его осколки долго лежали посреди Кремля. В 1730

Слайд 63Предполагалось поручить отливку иноземному мастеру, члену Парижской академии наук Жерменю, но

тот, услыхав о весе будущего колокола, счел, что его разыгрывают. Тогда за дело взялись Иван Моторин с сыном Михаилом. Вес нового Царь-колокола по их проекту должен был составить 12 тысяч пудов.

Литье колоколов на заводе Оловянишниковых в Ярославле. М.Я.Виллие

Предполагалось поручить отливку иноземному мастеру, члену Парижской академии наук Жерменю, но тот, услыхав о весе будущего колокола,

Слайд 64С января 1733 по ноябрь 1734 года длились подготовительные работы, а

когда началось литье, случилась беда — в трех из четырех печей произошла авария. Иван Моторин вновь было принялся за работу, но вскоре умер.

Украшение
Царь-колокола

С января 1733 по ноябрь 1734 года длились подготовительные работы, а когда началось литье, случилась беда —

Слайд 65В 1735 году исполинский колокол отлил его сын Михаил. Стали сооружать

леса для подъема бронзового гиганта, но в 1737 году в Москве случился новый страшный пожар. Боясь, что колокол расплавится, сбежавшийся народ стал заливать его водой, раскаленный металл треснул, и от колокола отвалился кусок.

Царь-колокол в литейной яме

Язык Царь-Колокола

В 1735 году исполинский колокол отлил его сын Михаил. Стали сооружать леса для подъема бронзового гиганта, но

Слайд 66В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен на гранитном пьедестале.

На все века остался он самым тяжелым (более 200 тонн!) из всех колоколов, отливавшихся когда-либо в мире.


В 1836 году Царь-колокол был поднят и установлен на гранитном пьедестале. На все века остался он самым

Слайд 67Падение колоколов
Сразу после революции началась активная борьба с религией.
Соловки, фото

1994
Падение колоколовСразу после революции началась активная борьба с религией. Соловки, фото 1994

Слайд 68Закрывались и разрушались храмы, а в еще действовавших запрещался колокольный звон.


Закрывались и разрушались храмы, а в еще действовавших запрещался колокольный звон.

Слайд 69Специальных законодательных или правительственных актов по этому поводу не издавалось; в

каждом городе, районе, селе разыгрывался типовой сценарий, согласно которому группа лиц  обращалась к властям с просьбой избавить их от колокольного звона, который мешает работе, отдыху и т. п.
Специальных законодательных или правительственных актов по этому поводу не издавалось; в каждом городе, районе, селе разыгрывался типовой

Слайд 70Эта кампания приобрела особенно широкий и яростный размах на рубеже 20-30-х

годов.

Рабочие разбивают колокол. 20-е гг. XX в.

Эта кампания приобрела особенно широкий и яростный размах на рубеже 20-30-х годов.Рабочие разбивают колокол. 20-е гг. XX

Слайд 71Колокола сбрасывались с колоколен, шли на переплавку.

Колокола сбрасывались с колоколен, шли на переплавку.

Слайд 72Так погибли многие подлинные шедевры колокололитейного искусства: Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры, Большой

колокол Симонова монастыря...

Обломки Царь-колокола, Карнаухого и Годуновского колоколов

Так погибли многие подлинные шедевры колокололитейного искусства: Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры, Большой колокол Симонова монастыря...Обломки Царь-колокола, Карнаухого и

Слайд 73Не продолжая этого списка, достаточно сказать, что в начале века в

России было 39 колоколов весом 1000 пудов и более (что составляло три четверти от общего числа столь больших колоколов во всем мире).

И.С. Горюшкин-Сорокопудов

Не продолжая этого списка, достаточно сказать, что в начале века в России было 39 колоколов весом 1000

Слайд 74Из них до наших дней дошло всего лишь пять:
Царь-колокол,
Большой Успенский,
"Реут"

(Москва, Кремль),
"Сысой",
"Полиелей" (Ростов Великий, Соборная звонница).

Б. Ольшанский.
Помни Имя своё.
1992

Из них до наших дней дошло всего лишь пять: Царь-колокол,Большой Успенский,

Слайд 75В Москве насчитывалось около двухсот колоколов весом от ста до тысячи

пудов. Из них на прежних местах сохранились нетронутыми лишь два: в Новодевичьем монастыре и Богоявленском соборе в Елохове.

Рыженко П.В. Удар в колокола

В Москве насчитывалось около двухсот колоколов весом от ста до тысячи пудов. Из них на прежних местах

Слайд 76Из огромного числа меньших московских колоколов, которым грозило уничтожение, удалось укрыть

в музее "Коломенское" лишь 28 — они находятся сейчас в музейной экспозиции.
Из огромного числа меньших московских колоколов, которым грозило уничтожение, удалось укрыть в музее

Слайд 77Именно на эти годы, когда рушили храмы и переплавляли древние колокола,

пришелся расцвет деятельности замечательного музыканта,  композитора и теоретика колокольного искусства  — Константина Константиновича Сараджева. Он знал наперечёт колокола всех колоколен Москвы. Составил перечень всех колоколов Москвы и Московской области, выписав для каждого из них на нотных линейках тоны, составляющие его звук. Сочинял музыку, сам ее исполнял, собирая сотни слушателей. Благодаря К. К. Сараджеву удалось сохранить некоторые древние колокола.
Именно на эти годы, когда рушили храмы и переплавляли древние колокола, пришелся расцвет деятельности замечательного музыканта,  композитора

Слайд 78Последняя четверть XX в. отмечена небывалым всплеском интереса русских ученых к

вопросам, связанным с колоколами и колокольным звоном  в России. Возникли новые научные направления, стали проводиться научные конференции, фестивали колокольного искусства.

Праздничный звон во вся тяжкая

Последняя четверть XX в. отмечена небывалым всплеском интереса русских ученых к вопросам, связанным с колоколами и колокольным

Слайд 79В 1989 г. создана Ассоциация колокольного искусства,  целью которой стало возрождение

и развитие традиций русского колокольного звона. Возрождается колокололитейное дело.
В 1989 г. создана Ассоциация колокольного искусства,  целью которой стало возрождение и развитие традиций русского колокольного звона.

Слайд 80В Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, в Воронеже, на Урале отливаются прекрасные колокола.

С опустевших в советское время колоколен вновь звучит колокольный звон.
В Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, в Воронеже, на Урале отливаются прекрасные колокола. С опустевших в советское время колоколен

Слайд 81Отливка нового «Царь-колокола» для Троице-Сергиевой лавры состоялась 10 сентября 2003 г.

Прежний, 65-тонный, «Царь-колокол» был уничтожен более 70 лет назад вместе с другими колоколами Лавры.
Отливка нового «Царь-колокола» для Троице-Сергиевой лавры состоялась 10 сентября 2003 г. Прежний, 65-тонный, «Царь-колокол» был уничтожен более

Слайд 82Для отливки колокола для крупнейшего российского монастыря Балтийский завод приобрел специальную

плавильную печь американского производства.
Художественное оформление «Царь-колокола» разработано иконописными мастерскими Троице-Сергиевой лавры совместно с Иконописной школой при Московской Духовной академии.

Царь-колокол Троице-Сергиевой лавры

Для отливки колокола для крупнейшего российского монастыря Балтийский завод приобрел специальную плавильную печь американского производства. Художественное оформление

Слайд 83Царь-колокол из Троице-Сергиевой лавры – самый большой из отлитых в современной

России. Его вес – 72-тонны, высота –  4,550 метра, диаметр – 4,422 метра. 16 апреля 2004 г. царь-колокол был водружен на звонницу Троице-Сергиевой лавры и впервые зазвучал на праздник Троицы. 


Царь-колокол из Троице-Сергиевой лавры – самый большой из отлитых в современной России. Его вес – 72-тонны, высота –

Слайд 84Колокольни на Руси
Храм часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую

колокольней или звонницей. До начала массовой постройки высотных зданий колокольни были самыми высокими строениями в любом населенном пункте, что позволяло слышать колокольный звон даже при нахождении в самых удаленных уголках большого города.

Петропавловский собор
в Санкт-Петербурге

Колокольни на РусиХрам часто имеют специальную пристройку для размещения колоколов, называемую колокольней или звонницей. До начала массовой

Слайд 85Ранние русские колокола, небольшие по весу, размещались либо между двумя столбами,

либо между столбом и стеной храма; сверху над ними мог сооружаться навес.

Цивозеро, деревянная колокольня 17 века

Ранние русские колокола, небольшие по весу, размещались либо между двумя столбами, либо между столбом и стеной храма;

Слайд 86С увеличением веса колоколов и их количества они стали размещаться в

многопролетном сооружении, которое располагалось уже не на земле, а на стене храма. Оригинальными постройками, свойственными лишь Древней Руси и не имеющими аналогов на Западе, были церкви "иже под колоколы".

Спасская церковь Благовещенского монастыря в Киржаче - бесстолпный, «иже под колоколы» храм с сомкнутым сводом.

С увеличением веса колоколов и их количества они стали размещаться в многопролетном сооружении, которое располагалось уже не

Слайд 87Первый храм такого типа – деревянная церковь Иоанна Лествичника, возведенная в

Московском Кремле в 1329 г. Наиболее ранний из сохранившихся примеров – Духовская церковь в Троице-Сергиевой лавре, выстроенная в 1476 г.

Духовская церковь
в Троице-Сергиевой лавре

Первый храм такого типа – деревянная церковь Иоанна Лествичника, возведенная в Московском Кремле в 1329 г. Наиболее

Слайд 88Колокола здесь размещались в вытянутых вверх нишах барабана, несущего церковную главу,

и в нишах, расположенных ниже и обрамленных арками в форме традиционных русских кокошников.
Колокола здесь размещались в вытянутых вверх нишах барабана, несущего церковную главу, и в нишах, расположенных ниже и

Слайд 89В начале XVI века появляется новый вариант этого типа – столпообразная

церковь "иже под колоколы". Точная дата его появления – 1508 г., когда на смену старому храму Иоанна Лествичника был выстроен новый, каменный – тот, что позже был прозван Иваном Великим.

Храм преподобного Иоанна Лествичника и Колокольня «Иван Великий»

В начале XVI века появляется новый вариант этого типа – столпообразная церковь

Слайд 90Трехъярусный восьмигранный столп имеет на каждой грани каждого яруса по одной

нише для колокола. Внутри него есть небольшая церковь, так что собственно колокольней, как полагают некоторые, назвать его нельзя.


Трехъярусный восьмигранный столп имеет на каждой грани каждого яруса по одной нише для колокола. Внутри него есть

Слайд 91Церковные звоны
Колокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения. Он призывает каждого обратиться

от каждодневной суеты к высшему, вечному. "Отложи присно тщеты недосуги. Колокол слушай – твори в небе други", – писал поэт и переводчик конца XVII века Карион Истомин. Путешественники, посещавшие русские города в XVI-XVII веках, нередко отмечали гармоническую слаженность церковных колоколов.
Церковные звоныКолокольный звон – неотъемлемая часть православного богослужения. Он призывает каждого обратиться от каждодневной суеты к высшему, вечному.

Слайд 92До наших дней дошли ростовские звоны —  лучший и, пожалуй, единственный

пример былого гармоничного согласия колоколов. Недаром их описание в энциклопедии Брокгауза и Ефрона начинается со слов: "Совершенно особо от всех русских колоколов стоят знаменитые ростовские звоны".

Звонари на соборной звоннице. Ростов Великий

До наших дней дошли ростовские звоны —  лучший и, пожалуй, единственный пример былого гармоничного согласия колоколов. Недаром

Слайд 93Отсутствие мелодии в русском звоне не ограничивает его выразительности и богатства,

не делает его монотонным и скучным. Один и тот же звон искусный звонарь нередко исполняет по-разному от случая к случаю, а на протяжении звона меняет его структуру, заставляя слушателей воспринимать его с неослабевающим вниманием. Недаром русский колокольный звон неоднократно сравнивали с симфонией.
Отсутствие мелодии в русском звоне не ограничивает его выразительности и богатства, не делает его монотонным и скучным.

Слайд 94Сколько разных звонов было на Руси: звоны архиерейские и будничные; звон 

великий, встречный, всполошный, красный; звон к Евангелию, звон к заутрене и многие, многие другие.

Красные колокола

Сколько разных звонов было на Руси: звоны архиерейские и будничные; звон  великий, встречный, всполошный, красный; звон к

Слайд 95А сколько пословиц и поговорок сложено: «В Москве к заутрене звонили,

а на Вологде звон слышали». Сколько замечательных строк на «колокольную тему» в русской поэзии и прозе: «Звездный звон – певучий, плывет, не молкнет; сонный; звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних – Рождество» (Иван  Шмелев. «Рождество»).

Испытания колокола

А сколько пословиц и поговорок сложено: «В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали». Сколько

Слайд 96Многие поколения русских звонарей на протяжении столетий находили и отбирали все

новые и новые музыкально-выразительные средства, развивая и обогащая свое искусство. Они совершенствовали свою исполнительскую технику, они создавали новые виды и формы звонов – звонные композиции, не похожие ни на что другое в нашем земном мире звуков. Они чтили колокола, они любили звоны. Весь наш народ чтил и любил их, ибо "нет святой Руси без звону колокольного".
Многие поколения русских звонарей на протяжении столетий находили и отбирали все новые и новые музыкально-выразительные средства, развивая

Слайд 97В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов

звона:

Благовест – одиночные ритмичные удары в большой колокол.

Перезвон - поочерёдные удары (от двух до семи в каждый колокол) от большого к малым.

Трезвон - несколько одновременно звонящих колоколов в три приема с паузами между ними.

ВИДЫ ЦЕРКОВНОГО ЗВОНА

Перебор - по одному удару в каждый колокол от малого к большому.

В соответствии с требованиями Устава и значением богослужений различают несколько видов звона:Благовест – одиночные ритмичные удары в

Слайд 98Если подбор колоколов на звоннице был достаточно обширен, то они обычно

подразделялись на три основные группы:
большие,
средние,
мелкие.

ТИПЫ
КОЛОКОЛОВ

Если подбор колоколов на звоннице был достаточно обширен, то они обычно подразделялись на три основные группы:большие,средние,мелкие.ТИПЫ КОЛОКОЛОВ

Слайд 99 , альтовые

колокола своим звучанием заполняют промежутки между ударами большого и образуют основной рисунок звона.

(благовестник), низко звучащий басовый колокол задает темп звону. Его удары редки и размеренны, поскольку тяжелые языки с их огромной инерцией лишь незначительно поддаются усилиям звонарей и сохраняют период своих качаний практически неизменным (впрочем, опытным звонарям удается бить в один край или даже пропускать удар).

, зазвонные завершают его мелодико-ритмическую фигурацию.

Большой

Средние

Мелкие


ТИПЫ КОЛОКОЛОВ

Звон в ростовской традиции

, альтовые колокола своим звучанием заполняют промежутки между

Слайд 100Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих

на Богослужение. Их можно подразделить на следующие виды:

Праздничные

Воскресные

Постные

Полиелейные

Будничные

Помимо благовеста, большие колокола самостоятельно (без иных колоколов) используются при пении «Честнейшей…» на утрене и к «Достойно…» на Божественной Литургии.

Благовестники также используются при перезвонах, переборах, трезвонах. Таким образом, использование того или иного вида благовестника зависит от статуса службы, времени её совершения или момента Богослужения.

Кроме того, в группу благовестников можно включить так называемые часовые колокола, в которые «отбиваются» часы.


Благовестники несут сигнальную функцию и, в основном, предназначены для созыва верующих на Богослужение. Их можно подразделить на

Слайд 101Праздничные колокола используются:

в двунадесятые праздники,

праздник Святой

Пасхи,

при встрече епископа.

Настоятель Храма может благословить использование праздничного колокола и в иные дни, например освящение престола в храме.

Праздничный колокол должен быть самым большим по весу в наборе колоколов.


Рождественский звон Киево-Печерской лавры (урезано)

Большой пасхальный звон Храма Христа Спасителя (урезано)

Звон на встречу митрополита. Киево-Печерская лавра (урезано)

Праздничные колокола используются:  в двунадесятые праздники,  праздник Святой Пасхи,  при встрече епископа.  Настоятель

Слайд 102Воскресные колокола используются:

в воскресные дни,

в великие праздники.



При наличии праздничного, воскресный колокол должен быть вторым по весу.


Праздничный и Воскресный колокола, Софийский собор в Новгороде

Воскресный звон В.Кайчука (урезано)

Воскресные колокола используются:  в воскресные дни,  в великие праздники. При наличии праздничного, воскресный колокол должен

Слайд 103Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.

Полиелейные колокола

используются в дни, когда совершаются полиелейное Богослужение (в Типиконе обозначаются особым знаком — красным крестом).

Будничные (простодневные) колокола используются в будние дни седмицы (недели).


Даниловские колокола
в Москве

Данилов монастырь. Звон великопостный. И.В.Коновалов.

Данилов монастырь.Звон полиелейный. И.В.Коновалов.

Будничный звон. А.Иванов, В.Кайчук (урезано)

Постные колокола используются в качестве благовестника только в Великий пост.Полиелейные колокола используются в дни, когда совершаются полиелейное

Слайд 104 Средние колокола не несут специальной функции и служат только

для украшения звона.

Самостоятельно средние колокола используются при так называемым звоном «в двои», который осуществляется на Литургию Преждеосвященных Даров в Великий Пост.

При отсутствии средних колоколов звон «в двои» осуществляется на подзвонных колоколах.

Средние колокола также используются при перезвонах, переборах, трезвонах.


Водосвятный перезвон, русский Север

Средние колокола не несут специальной функции и служат только для украшения звона.  Самостоятельно средние

Слайд 105К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.

Зазвонные колокола, как правило,

представляют собой колокола небольшого веса, к языкам которых привязаны верёвки, которые связываются между собой. Получается так называемая связка. В связке может быть не менее 2-х колоколов. Как правило, связка состоит из 2-х, 3-х или 4-х колоколов.

Зазвонные и подзвонные колокола
на колокольне Троице-Сергиевой Лавры

Подзвонные колокола по весу больше зазвонных. Подзвонных колоколов может быть любое количество. Верёвки (или цепочки), на которые звонарь нажимает при звоне, крепятся одним концом к языкам подзвонных колоколов, а другим к так называемому звонарскому столбику.

К малым колоколам относятся зазвонные и подзвонные колокола.Зазвонные колокола, как правило, представляют собой колокола небольшого веса, к

Слайд 106Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а

также указывает на совершение определённых частей или моментов Богослужения:
к вечерне звонится один трезвон,
к утрене — два,
к Божественной Литургии — три.
Трезвоном отмечается также чтение Св. Евангелия.

Трезвоны происходят с участием благовестника.



Зазвонные колокола Свято-Преображенского
кафедрального собора Донецка

Трезвон к литургии (один, урезано)
Русские традиционные колокольные звоны

Посредством использования малых колоколов совершается трезвон, который выражает торжество Церкви, а также указывает на совершение определённых частей

Слайд 107Для классиков русской музыки колокольный звон был не просто иллюстрацией, звон

– это музыкальная среда, которая с детства окружала русского композитора, воспитывала его музыкальное чувство. Отсюда колокольные интонации в русской музыке, колокольные переливы и переборы, наплывы и колыхания звона. Отсюда ритмика и гармония колокольного звона, вошедшего в саму фактуру музыкальной ткани.

Колокольный звон
в музыке

Для классиков русской музыки колокольный звон был не просто иллюстрацией, звон – это музыкальная среда, которая с

Слайд 108К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские

композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П. Чайковский и А. Бородин, Н. Римский-Корсаков и А. Скрябин, А. Глазунов и И. Стравинский. В русских операх можно отыскать все виды звона — от стандартных сигналов до замечательных образцов колокольного искусства.


Нестеров М.В. Под благовест. 1895

К колокольному звону как к богатейшему музыкальному материалу обращались многие русские композиторы: М. Глинка и М. Мусоргский, П.

Слайд 109Гул набата раздается в опере А. П. Бородина "Князь Игорь", в

сцене пожара Путивля, осажденного половцами. Удары всполошного колокола созывают опричников на Красную площадь в "Опричнике" П. И. Чайковского. Большой церковный звон, знаменующий особую важность момента, сопровождает въезд Ивана Грозного в "Псковитянке" Н. А. Римского-Корсакова. Отзвуки заутреннего звона слышатся во вступлении к "Хованщине" М. П. Мусоргского. Светлый, праздничный звон раздается в "Сказке о царе Салтане" Н. А. Римского-Корсакова, когда под лучами восходящего солнца сквозь туман проглядывают очертания города Леденца и из распахнувшихся ворот выходит радостное шествие. Под торжественный "красный" звон, под звуки гимна "Славься" сценой всенародного ликования завершается опера М. И. Глинки "Иван Сусанин". "Борис Годунов" М. П. Мусоргского — опера, пронизанная колокольным звоном. Мелодия в сцене смерти Бориса воспроизводит подлинный погребальный перезвон.

М. Глинка «Славься». Ансамбль им. Александрова

"Борис Годунов" М. П. Мусоргского

Гул набата раздается в опере А. П. Бородина

Слайд 110Партия колоколов в нотах никогда не выписывается в точности. Ее обычно

обозначают ритмическим или вполне условным письмом, указывающим на присутствие колокольного звона, набрасывается лишь «намёк звона».

Подлинные церковные колокола не могут быть признаны подлинно «оркестровым инструментом», разве только за исключением самых малых, принимавших иногда участие в симфоническом оркестре. Это происходит по той причине, что низко-звучащий колокол представляет собою огромное сооружение в несколько тысяч пудов весом, которое ни при каких условиях не может быть приспособлено для «концертных» целей. Такие колокола применяются только за сценой театров, и действуют в тех случаях, когда требуется «благовест», «набат» или «колокольный трезвон», являющиеся подлинным воспроизведением колокольного звона вообще.

Партия колоколов в нотах никогда не выписывается в точности. Ее обычно обозначают ритмическим или вполне условным письмом,

Слайд 111В наиболее известных русских оперных театрах, как например в Большом театре,

имеется устроенная по всем правилам колокольная звонница, располагающая особенно прославленными в стране подлинными церковными колоколами. Самый большой колокол этой звонницы звучит низким до-диез, весит несколько десятков тысяч пудов и применяется в «сцене пожара» оперы Бородина Князь Игорь.
В наиболее известных русских оперных театрах, как например в Большом театре, имеется устроенная по всем правилам колокольная

Слайд 112Для иммитации колокольных звонов в оркестрах и театрах чаще всего используются

такие музыкальные инструменты как оркестровые и «плоские» колокола.
Оркестровые колокола представляют собою длинные узкие стальные трубы, укреплённые на подвесках в особой деревянной или металлической раме. В Италии эти «колокола» известны под именем японских колоколов, а в России, наоборот, - под именем итальянских или римских колоколов.
Для иммитации колокольных звонов в оркестрах и театрах чаще всего используются такие музыкальные инструменты как оркестровые и

Слайд 113Звук этих колоколов извлекается довольно увесистыми молотками с резиновой прокладкой на

ударной плоскости. Удары чисто-металлическими молотками или деревянными колотушками производят отвратительное впечатление своим резким, позвякивающим призвуком.
Итальянские колокола в своём звучании не имеют ничего общего с подлинными русскими церковными колоколами и потому ни при каких условиях не могут заменить их. Они звучат очень чисто и прозрачно, но неизменно создают «иллюзию» чего-то игрушечного и ненастоящего.
Звук этих колоколов извлекается довольно увесистыми молотками с резиновой прокладкой на ударной плоскости. Удары чисто-металлическими молотками или

Слайд 114Плоские била сравнительно легко могут быть изготовлены с любой тональностью и

тембровой окраской звука. Вот почему «плоские колокола» (металлофоны из титановых или медных пластин) стали часто применять в оркестрах, театрах и т.д. для воспроизведения колокольных звонов.
Их сейчас отливают в Италии, и звучат они во многих странах Европы. Их можно услышать в театре имени Немировича-Данченко и в Мариинке.

«Плоские колокола" звучат более-менее прилично только при условии слабых ударов молотка, потому, что при усилении удара происходит очень сильное искажение звука, похожее на звук крышки от кастрюли.

Плоские била сравнительно легко могут быть изготовлены с любой тональностью и тембровой окраской звука. Вот почему «плоские

Слайд 115Карильон Петропавловского собора
Часто используются в церквях, особенно в Нидерландах карильоны. В

Китае он был известен уже в глубокой древности.
Карильон Петропавловского собораЧасто используются в церквях, особенно в Нидерландах карильоны. В Китае он был известен уже в

Слайд 116Карильон — музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять

какую-либо мелодию, подобно тому, как вращающийся вал приводит в движение орга́н. Кроме того, на карильоне играют «вручную» посредством специальной клавиатуры.
Всего же в мире существует 600-700 карильонов.
Карильон — музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию, подобно тому, как вращающийся

Слайд 117Музыка колоколов выстояла, сохранила свои корни и донесла до наших современников

неповторимую красоту и духовность. Несомненно, надо затратить еще много усилий, прежде чем колокола вновь займут прежнее место в нашей жизни и голоса их будут привычно звучать во дни торжеств и бед народных.
Музыка колоколов выстояла, сохранила свои корни и донесла до наших современников неповторимую красоту и духовность. Несомненно, надо

Слайд 118Горюшкин-Сорокопудов И.С. Из века в век [ок. 1915]

Горюшкин-Сорокопудов И.С. Из века в век [ок. 1915]

Слайд 119Пухначев Ю.В. Колокол. Наше наследие. 1991. №3. http://www.trinitas.ru/rus/002/a0217001.htm

Звуковые файлы: Православный портал

Предание
http://www.predanie.ru/music/Kolokolnye_zvony/

Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный оркестр, т. 1-4. М., 1953-56. http://www.orpheusmusic.ru/publ/319-1-0-17

Пухначев Ю.В. Колокол. Наше наследие. 1991. №3. http://www.trinitas.ru/rus/002/a0217001.htmЗвуковые файлы: Православный портал Предание http://www.predanie.ru/music/Kolokolnye_zvony/ Рогаль-Левицкий Д. Р. Современный

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть