Слайд 1Интегрированный современный урок в рамках ФГОС
«АРХАНГЕЛЬСКИЕ КОЗУЛИ»
Подготовили:
учитель музыки
Головнёва Т.В.
учитель изобразительного
искусства Злобина Л.Д.
Слайд 2Цель: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских народных
песен.
Знать и понимать специфику образного языка народного прикладного искусства.
Задачи:
· формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
· воспитывать нравственно-патриотические чувства на основе приобщения к лучшим образцам песенно-музыкальной культуры родного народа;
· воспитывать положительные качества личности: доброту, чуткость, любовь к родному краю, природе;
· развивать коммуникативные навыки, воспитывать уважение к старшим.
· развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;
· учить слушать музыку;
· грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.
Слайд 4 В этом учебном году в рамках проекта «Традиции и обряды
народов России», осуществляемого в формате современный урок в рамках ФГОС и опирающегося на учебную программу Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», ученики 5 класса решили как можно больше узнать о традициях, праздниках, обрядах наших предков. И решили начать … с кухни! Ребятам показалось интересным узнать, как отмечали праздники россияне и, конечно, чем потчевали себя и гостей!
Слайд 5 Интересным показалось название пряников «Архангельские козули». Ребята занялись исследовательской
работой: собрали сведения в Интернете, посмотрели учебный фильм, изучали историю русской кухни.
Слайд 6
А на уроках музыки, также опираясь на учебную программу Г.П.
Сергеевой, Е.Д. Критской , ученики предварительно прослушивали русские народные песни, знакомились с их обрядами и обычаями. Прослушав ряд песен, учащиеся выбрали наиболее понравившуюся и соответствующую теме проекта песню. Русская народная песня »Порушка» в сопровождении оркестра была выучена детьми и исполнена на празднике
Слайд 7
Так что же такое «Архангельские козули» и откуда взялось такое чудное
название? Козули делали из пряничного теста издавна, известны холмогорские, мезенские, поморские козули. Такое название пряники получили из-за того, что раньше на Рождество в деревнях пекли пряники из ржаной муки в виде животных, чаще всего использовали изображение козы как признак плодородия и благополучия. Козулю хранили весь год, считалось, что чем больше в доме пряников, тем счастливее будет год. Их ставили на божницу перед иконами, каждой фигурке давали имя, чтобы у хозяев дома весь год было счастье. Архангельские козули – произведение искусства. Из-за малого содержания в них влаги и жира и большого содержания сахара и специй, козули оставались свежими и мягкими весь год.
Слайд 8
Изучив, таким образом, историю архангельской козули, ребята принялись за изучение
рецептов, с древних времен рецептура претерпела некоторые изменения. Например, раньше козули делались из черной, т.е. ржаной муки, лишь немного, буквально вкраплениями, добавлялась белая.
Слайд 9
Тесто замешивалось на патоке, что придавало тесту темный оттенок, аромат и
сладость. Сейчас эти роли играет жженый сахар, но, в основном, рецепт приготовления теста остался прежним.
Слайд 10
Итак, приступаем к созданию произведения искусства под названием «Архангельские козули»!
Рецепт.
Ингредиенты:
Тесто:
- 2 яйца
- 150 гр. сливочного масла
- 1 стакан сахара
- жженый сахар ( стакан сахара в посуде с толстым дном ставится на огонь, доводится до кипения, варить, помешивая, до светло-коричневого цвета, очень осторожно влить 2 стакана горячей воды тонкой струйкой, постоянно помешивая, добавить стакан сахара, помешивая, довести до состояния полного растворения сахара)
- две столовых ложки меда
- мука (сколько возьмет тесто, тесто должно быть крутое, но эластичное и приятное для рук)
- пряности : имбирь, корица, мускатный орех ( по чайной ложке), немного гвоздики
Глазурь:
- 150 гр. сахарной пудры
- 2 ч.л. лимонного ( или любого другого свежевыжатого фруктового сока. Сок не дает цвета, только привкус и аромат)
- 1 ст. л. холодной кипяченой воды ( может понадобиться больше или меньше, пучше добавлять по чуть-чуть)
- красители по желанию (сок свеклы дает розовый цвет, морковный – желтоватый)
Слайд 11
Приготовление:
Взбить яйца с сахаром, масло перетереть с частью муки
до образования крупки; смешать с яичной смесью, осторожно влить охлажденный жженый сахар, добавить мед, специи, замесить тесто.
Слайд 12
Выпекать при температуре 200 гр. 20-25 мин.
После того, как
пряники остынут, покрывать глазурью Узоры различные: волны, ломаные линии, кружочки, колечки.
Слайд 13
Можно использовать кондитерский шприц, можно срезать уголок пакетика и выдавливать глазурь
тонкой струйкой, а можно шарики делать чистым пальчиком.
Получается замечательные пряники! Вкусные, ароматные!
Слайд 14На празднике (а это был День Учителя) ученики 5 класса и
представили результаты своего кропотливого, интересного и необычного проекта! Сначала с присвистом, пританцовыванием и задором, характерным для исполнения русских народных композиций, была исполнена песня «Порушка»
На празднике (а это был День Учителя) ученики 5 класса и представили результаты своего кропотливого, интересного и необычного проекта! Сначала с присвистом, пританцовыванием и задором, характерным для исполнения русских народных композиций, была исполнена песня «Порушка»
Слайд 16после чего ребята вынесли на подносах наши чудо - пряники и
угостили ими всех учителей школы, поздравив таким образом с Днем учителя!
Нам это все очень понравилось! Попробуйте и вы!
после чего ребята вынесли на подносах наши чудо - пряники и угостили ими всех учителей школы, поздравив таким образом с Днем учителя!
Нам это все очень понравилось! Попробуйте и вы!