Слайд 1
«Игровые технологии, как способ повышения мотивации учащихся на уроках музыки»
(из
опыта работы).
Слайд 2Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности
В.А.Сухомлинский
Слайд 3Игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке музыки
Слайд 4
Игра вводит ребёнка в жизнь, в
общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребёнка. Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности изучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов.
Слайд 5Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор,
развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности.
Слайд 6Игровые технологии используются мною как элемент данной технологии, а также в
развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету искусство.
Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе я отвожу в зависимости от целеполагания урока и функций игры. Один из основных видов деятельности на уроке музыки является пение и главная задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.
Это игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры
и упражнения, игровой
показ песни,
звукоподражание, речевые
зарядки, ритмодекламации,
вокальные импровизации
такие как « Подумай и
отгадай»,
«Музыкальный зонтик»,
«Ступеньки», «Повтори
звуки»
Слайд 7Вокальные импровизации
появляются уже в самом начале урока в
музыкальном приветствии. Класс делится на 2 группы и исполняет музыкальное приветствие При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание учеников.
«Пение про себя» - часть музыкального произведения исполняется вслух, а часть - «молча», "про себя". По знаку учителя (сжатые губы или пальцы в кулак или руки за спиной) учащиеся чередуют манеру пения.
«Узнайте знакомую песню по ее вступлению и исполните первый куплет «в уме» одновременно со звучанием мелодии». (повторение текста)
Слайд 8Ритмодекламация -
это четкое произнесение текста или стихов в
заданном ритме.
Основная цель ритмодекламации – это развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном
материале.
Слайд 9«Инсценировка»
Инсценировки песен позволяют ученикам раскрепоститься, повышают самооценку, развивают
творческий потенциал. Ребята очень любят выступать в роли артистов.
Прекрасные примеры для инсценировки - песни Д.Б. Кабалевского «Любитель-рыболов», Т. Попатенко "Котенок и щенок", норвежская песня "Волшебный смычок, «Хороводная –огородная» Б. Можжевелова.
Слайд 11Музыкально- дидактические игры
это игры с готовыми правилами.
Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Творческие задания пронизывают весь урок музыки от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач, поставленных на нем. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение. Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, специфике его выразительных средств.
Слайд 12Например, на уроке в 6 классе по теме «Фольклор в музыке
русских композиторов» предлагается задание «Выбери инструмент». После прослушивания симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора» учащиеся должны назвать музыкальные инструменты, которые услышали в оркестре. У каждого ученика набор маленьких карточек с изображением разных музыкальных инструментов. (инструменты симфонического оркестра)
Слайд 13«…Живёт, растёт Кикимора у
кудесника в каменных горах.
От утра до вечера тешит
Кикимору
Кот-Баюн, говорит сказки заморские.
С вечера до бела света качают
Кикимору во хрустальной колыбельке.
Ровно через семь лет вырастет
Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька
та Кикимора, а голова-то у неё
малым-малёшенька, со наперсточек,
А туловище не спознать с соломинкой.
Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной…»
Слайд 14На одном из уроков в 3классе по теме "Музыкальное путешествие в сказочный
лес. Весна в музыке "
Слайд 15«Музыкальная кисть»
Цель игры: развивать у учащихся представление об изобразительных возможностях музыки.
Дидактический
материал: кисти для рисования, краски.
Музыкальный репертуар: П. И.Чайковский « Времена года» « Подснежник»
Методика применения. Учитель беседует с детьми о музыке, объясняя, что она может не только передавать разные чувства, но и рассказывать своими выразительными средствами о том, что встречается в жизни. Дается задание нарисовать впечатления и настроение, которое появляются после прослушивания музыкальной пьесы.
Слайд 17Пластическое интонирование
один из игровых приёмов на уроках музыки. Это
познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную.
Причём, движения могут быть различными – от плавных, как в песне Д. Кабалевского «Наш край», - до имитации игры на музыкальных инструментах, как в песне А. Филиппенко «Весёлый музыкант», от тяжёлого, «вперевалочку» шага мишки из песни Л. Книппер «Почему медведь зимой спит» до хоровода (в русской народной песне «Со вьюном я хожу»), это произведения Сен-Санса из «Карнавала животных», музыкальные фрагменты из произведений Чайковского, Римского-Корсакова и т. д.
Слайд 18Инструментальное музицирование
это творческий процесс восприятия музыки через игру
на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения. Особенно нравится детям исполнять русские народные песни и мелодии «Как под яблонькой», «Светит месяц», «Во кузнице»,позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов - ложки, трещотки, колокольчики, бубны, погремушки.
Слайд 19 Интеллектуальные игры
игры-упражнения, игры-тренинги. Основанные на соревновании, они
путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Угадай мелодию», «Своя игра», «В мире музыкальных инструментов» - эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т. д.
Слайд 207 «А» класс участвует в интерактивной игре «Знакомый мотив»
Слайд 21Урок - путешествие
Совершаются школьниками в воображаемых условиях. Такие
игры применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.
Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.
Слайд 22Урок-КВН «Музыкальные инструменты» в 5 классе
Задания ребята выполняют как
устно, так и письменно.
Слайд 23Все выше перечисленные приемы используются в тесном «сплетении». Один и тот же прием в контексте
урока может решать сразу несколько задач, направленных на развитие творческих способностей учащихся. Общение с музыкальным искусством через игровые методы дает возможность каждому ученику занять индивидуальную позицию, выделить собственные смысловые и ценностные ориентации.
Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
Слайд 25Автор учитель высшей категории Трифонова Наталия Степановна
учитель музыки ГБОУ СО
«Школа – интернат АОП г.Маркса»