Презентация, доклад на тему Героические образы в музыке

Содержание

Презентация к открытому уроку по предмету Музыкальное искусство «ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ» Учитель высшей категории МБОУ СОШ№34 им. Г.И.Хетагурова, отличник просвещения ЦОРИЕВА ЛИРА КИМОВНА 2015 г.

Слайд 1О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…

О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…

Слайд 2Презентация к открытому уроку по предмету Музыкальное искусство «ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В

МУЗЫКЕ» Учитель высшей категории МБОУ СОШ№34 им. Г.И.Хетагурова, отличник просвещения ЦОРИЕВА ЛИРА КИМОВНА 2015 г.
Презентация к открытому уроку по предмету Музыкальное искусство   «ГЕРОИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ»  Учитель высшей

Слайд 7 крупное вокально-инструментальное произведение

торжественного содержания,  обычно для солистов, хора и
оркестра.
крупное вокально-инструментальное произведение        торжественного содержания, 

Слайд 8Урок музыки в 4 классе
МБОУ СОШ №17
Учитель Семенчатенко Л.А.
г.Владикавказ
Февраль 2015г
Защитник

Отечества – каков он?
Урок музыки в 4 классе МБОУ СОШ №17Учитель Семенчатенко Л.А.г.ВладикавказФевраль 2015гЗащитник Отечества – каков он?

Слайд 9Защитник Отечества – каков он?
Урок музыки в 4 классе
МБОУ СОШ

№17
Учитель Семенчатенко Л.А.
г.Владикавказ
Февраль 2015г
Защитник Отечества – каков он?Урок музыки в 4 классе МБОУ СОШ №17Учитель Семенчатенко Л.А.г.ВладикавказФевраль 2015г

Слайд 18Александр Порфирьевич Бородин. 1833 – 1887г Русский ученый – химик, композитор.
Автор оперы

« Князь Игорь» Симфонии №2 - «Богатырская» многих инструментальных произведений.
Александр Порфирьевич Бородин. 1833 – 1887г  Русский ученый – химик, композитор.Автор оперы « Князь Игорь» Симфонии

Слайд 19М.И.Глинка.

М.И.Глинка.

Слайд 23Чуют правду! Смерть близка! Мне не страшна она. Свой долг исполнил я. Прими мой прах,мать-земля! Ты

взойдёшь,моя заря! над миром свет прольёшь. Последний раз взойдёшь,лучом приветным горя. Господь,в нужде моей ты не оставь меня! Горька моя судьба! Ужасная тоска закралась в грудь мою! Легла на сердце скорбь... Мне тяжко умирать,но долг мой чист и свят. Ты взойди, взойди заря! Над миром свет пролей! Взгляни на Русь мою, лучом её ты согрей! Мой горький час! Мой смертный час! Господь меня ты подкрепи, ты подкрепи! В мой горький час, мой страшный час, мой смертный час ты подкрепи меня! В мой смертный час ты подкрепи меня!

Чуют правду! Смерть близка! Мне не страшна она. Свой долг исполнил я. Прими мой прах,мать-земля!  Ты

Слайд 24Иван Сусанин – патриот земли русской.

г. Кострома.
Иван Сусанин – патриот земли русской.       г. Кострома.

Слайд 25Славься, славься ты Русь моя

Славься ты русская наша земля. Да будет во веки веков сильна Любимая наша родная страна!

Славься, славься из рода в род,
Славься великий наш русский народ!
Врагов, посягнувших на край родной,
Рази беспощадно могучей рукой.
Славься, славься ты Русь моя

Слайд 26А.В.Суворов

А.В.Суворов

Слайд 28Василий Суриков-
художник.

Василий Суриков-художник.

Слайд 29 Учил Суворов в лихих боях

«Учил Суворов» Держать во славе Российский флаг. Муз. А.Новикова Сл.В Левашова Отцом и братом Суворов был, Сухарь последний с бойцом делил. В дыму походов, в огне боёв Ковал победу, громил врагов. Он на Очаков, на Измаил, Победно войско своё водил. Учил Суворов: «Вперёд глядеть! Уж если встали – стоять на смерть!» Суворов, братцы, пример для нас – Он не терялся в тяжёлый час. За честь Отчизны я жизнь отдам, Не дам в России гулять врагам. За честь Отчизны я постою, "В ученье трудно – легко в бою!"
Учил Суворов в лихих боях

Слайд 31 Покровитель Осетии – Святой Георгий Победоносец. В республике огромное количество

святилищ, часовен, церквей посвященных этому святому, мест, где он совершал свои деяния. Ни одно дело не начинают без молитвы Святому Георгию.
Покровитель Осетии – Святой Георгий Победоносец. В республике огромное количество святилищ, часовен, церквей посвященных этому святому,

Слайд 34 История возникновения Дня

защитника Отечества. * Изначально 23 февраля праздновался как день рождения Красной Армии в честь победы под Нарвой и Псковом над немецкими войсками. * Позднее ежегодно 23 февраля отмечался в СССР как всенародный день Советской Армии и Военно – Морского Флота. * После распада СССР 23 февраля было переименован в День защитников Отечества.
История возникновения        Дня защитника Отечества.

Слайд 36Г.К.Жуков

И.А.Плиев
Г.К.Жуков

Слайд 37Константин Рокоссовский Александр Покрышкин

Константин Рокоссовский    Александр Покрышкин

Слайд 38Летчик- Владимир Зангиев, разведчик - Хаджи Мамсуров

Летчик- Владимир Зангиев,  разведчик -  Хаджи Мамсуров

Слайд 58О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…
Цели урока:
1. Дать учащимся

первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях
музыки и живописи и вызвать интерес к этой области. 2.Показать, как музыка, изобразительное искусство, литература разными путями
идут к созданию героических образов. 3. Обеспечить усвоение музыкальных и художественных понятий, исторических
фактов, формирование эмоционально нравственного отношения к музыке. 4.Способствовать развитию творческого мышления, воображения, познавательной
активности учащихся. 5. Воспитывать патриотизм, гордость за Родину, причастность к её славному
прошлому.

Оборудование:
Проектор, компьютер, фортепиано, портреты композиторов.

Музыкальный материал:
С.С. Прокофьев «Вставайте, люди русские»
А.П.Бородин «Богатырская симфония»
…………………… « Моя армия»
М.И.Глинка « Ария Сусанина»
А.Новиков « Учил Суворов»
О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…Цели урока:1. Дать учащимся первоначальное общее представление о возможных взаимосвязях

Слайд 591. Организационный момент.
(Учащиеся входят в класс под сопровождение хора «Вставайте, люди

русские!»)

Уч. Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде чем поговорить о музыке, которая вас встретила сегодня,
мне хочется обратить ваше внимание на доску. Что же необычного вы видите?
Дети:  Отсутствует тема урока, но зато мы видим портреты знаменитых людей . Кто же эти люди?
( портреты А.Суворова, М. Кутузова , А. Невского……)
Уч.  Действительно, тему урока мы постараемся вывести вместе, опираясь на ваши рассуждения во
время обсуждения музыкальных произведений.

2. Введение в тему урока.
Уч.   Ребята, вы прослушали знакомую вам музыку. Постарайтесь вспомнить кто автор этого
произведения, название произведения.
Дети:  Это хор, так как звучало много голосов.
Уч.   Вы правы – это хор. Какие голоса вы услышали в хоре - мужские или женские?
Дети:  Это был смешанный хор.
Уч.  Как он называется, для чего композитор включил хор в большое произведение?
Дети:  «Вставайте, люди русские!». Этот хор призывает всех защищать родину от врагов. Имеет
торжественный, призывный и героический характер, рисуя нам образы героев.










У. Долгие века наша родина отражала бесконечные нападения врагов со всего света. Сначала на Русь рвались половцы, затем неисчислимая татаро-монгольская орда, потом с запада тяжелой стеной шли рыцари – крестоносцы. Мчались на Москву поляки и литовцы, и всегда шел защищать свою землю простой солдат. В Отечественной войне 1812 года проявилось геройство русского солдата. Именно благодаря ему «застрял» под Москвой непобедимый Наполеон, а в 1941 году началась Великая Отечественная война. И опять весь народ от мала до велика встал на защиту родины. 

1. Организационный момент.(Учащиеся входят в класс под сопровождение хора «Вставайте, люди русские!»)Уч.  Здравствуйте, дорогие ребята! Прежде

Слайд 60У. Мы с вами знаем, что с самого начала образования

русского государства, Русь постоянно
подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли.
Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу?
Д. От половцев, татаро - монголов, поляков, немцев, шведов, крестоносцев, французов,
фашистов.


У. Какое событие произошло в далёком 13 веке? ( Битва со шведами и крестоносцами)

У. Кто из композиторов 20 века отразил его в музыке? ( С.С.Прокофьев)
У. Сколько образов рисует композитор? Какие? ( 2 – героический и лирический)
У. Кто исполняет песню?
(Хор -Мужской, женский и смешанный.
- вступление имитирует тревожное и грозное колокольное звучание.
-характер песни – маршевый, лирический образ рисует напевная
мелодия, похожая на протяжную русскую песню)

. Уч Это действительно так. Хор, который вы прослушали, является частью большого произведения –
кантаты, вспомните ее название.
Д. Кантата названа именем полководца «Александр Невский». В 1242 году он с русским войском
победил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище.
Уч. Все верно, но вы не назвали композитора, создавшего кантату «Александр Невский»...
Д. Это русский композитор – С.С. Прокофьев.
Уч. Время создания и содержание кантаты мы вспомним чуть позже, а сейчас скажите, пожалуйста,
неужели только полководцы могли быть защитниками родины?
Д. Нет, мы знаем народных героев, которые не были полководцами, например русский крестьянин
Иван Сусанин. В опере «Жизнь за Царя» композитор М.И.Глинка показывает нам героический
подвиг героя.
Уч. Скажите, ребята, чем похожи эти два произведения?
Д. В обоих произведениях композиторы рассказывают о героях русской земли и их подвигах.
Уч.  Прекрасно, мы вплотную подошли к раскрытию темы сегодняшнего урока.

У.  Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно

Слайд 61Д.  Герои в музыкальных произведениях.
Уч.

Верно. В музыке каких композиторов?
Д.   Русских композиторов.
Уч. Итак, тема урока раскрыта -
«Героические образы в музыке русских композиторов»
Уч. Вернемся к опере «Жизнь за Царя». Кто вспомнил название хора? Если затрудняетесь, то
обратите внимание на повторяющиеся слова в тексте.
(читаем хором слова хора на экране)
Д.  Повторяется слово «Славься!». Так и называется хор.

Исполнение ( стоя) четырех строчек хора « Славься» М.Глинки.

Славься, славься ты Русь моя,
Славься ты русская наша земля.
Да будет во веки веков сильна
Любимая наша родная страна!
Д.      Герои в музыкальных произведениях.Уч.     Верно. В музыке каких

Слайд 62Ведущий. Велика и необъятна наша родина. Есть у нас реки и

горы, поля и леса. Но славится Русь не только своими просторами, но и людьми отважными, умными, сильными духом. Много раз нападали враги на нашу землю. Но доныне жива Русь – матушка. Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли её в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках, но среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых мы называем богатырями. Кто же это?  Слайд « Три богатыря» Васнецов Долго могучая сила в нём зрела,  А пробудилась от горя она.  Встал богатырь за Отчизну  И смело бился – себя не щадя и врага. (Илья Муромец)  Доброе имя носил богатырь –  Врагов не жалел, Отчизну любил.  Вместе с Муромцем служил,  Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)  Храбрый и смелый – отважный смельчак.  Рода поповского наш весельчак.  Самый младой из троих богатырь,  Русь защищал, врагов он разил. (Алёша Попович)  Выходят три Богатыря, рассказывают о себе.  (Ильи Муромец) У меня первым подвигом было освобождение народа от силы вражьей, от Соловья-Разбойника, что сидел – сторожил на дороге люд проезжий и своим свистом-посвистом перебил-покалечил людей немало.  (Добрыня Никитич) Я в битве тяжкой победил Змея Огненного и освободил из полона много людей, а среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну.  (Алеша Попович) Я спас на пиру у князя Владимира от Тугарина Змеевича жену князя – Анастасию и народ русский от тягот, податей неимоверных. 

Но больше всего служили мы народу русскому.  Не скакать врагам по нашей земле,  Не топтать их коням землю Русскую,  Не затмить им солнце наше красное.  Век стоит Русь – не шатается! 

Ведущий. Велика и необъятна наша родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славится

Слайд 63Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, Добрыня добрый. а

Алёша хитроват.  Вслушайтесь в слово “богатырь”. От какого слова оно произошло?  “богатый”, “ходит под Богом”, “Богом данный дар”  Интересный ответ. Каков же дар дан каждому из них?  Одному - сила, другому – ум, третьему- доброта.  А что по-вашему важнее для человека из этих 3-х начал? Нужна ли человеку сила, если нет ума-разума? А ум без доброты что принесёт человечеству?  Зло, несчастье.  Так что же делает человека поистине богатым?  Всё вместе: и сила, и ум, и доброта.  Вот, оказывается, кто таков настоящий Богатырь! Какой глубокий смысл вложил художник в свою картину! А как изобразил он богатырей – с какой любовью!
Не правда ли, картина очень музыкальна? Если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы, созвучную этой картине?  Величавую, богатырскую...  Какой характер мелодии вы бы выбрали, чтобы передать образ богатырей?  Решительный, грозный, мужественный...  В каком регистре она звучала бы?  В низком.  Послушайте музыку русского композитора А. Бородина и сопоставьте её с вашими предположениями. 
Звучит «Богатырская симфония» А.Бородина ( фрагмент)

Здесь не все сильные. Илья – самый сильный, Добрыня добрый. а Алёша хитроват.  Вслушайтесь в слово “богатырь”.

Слайд 64Учитель: Невозможно выразить словами, какую цену заплатили наши деды за наше

право свободно жить, учиться. И мы им за это бесконечно благодарны.
Постоянная забота о мире всегда была и будет важной темой в литературе, музыке, живописи. Бороться за мир, а минуты смертельной опасности быть достойным своей великой Родины – вот заветы, доставшиеся нам от прошлых поколений. И пока есть оружие в мире нас никогда не будет покидать тревога за мир на земле.
Ребята посмотрите на свои рисунки: как прекрасны и светлы ваши работы, сколько старания и души вы вложили в них.
Так что же такое мир?
Учащиеся: - Мир – это солнечное утро,
•это улыбки и смех детей.
•это счастье,
•это свет и радость
•это голубое, безоблачное небо,
•это яркие цветы.
Так давайте мы нарисуем мир, в котором мы хотим жить!
Рефлексия: « Песня о мире». Учащиеся исполняют песню, а группа ребят в это время создаёт картину – аппликацию на доске «Мы рисуем мир»
Слова О. Лебедухиной, музыка Т. Островской «Песня о мире».
Учитель: Невозможно выразить словами, какую цену заплатили наши деды за наше право свободно жить, учиться. И мы

Слайд 65Звучит песня « Моя армия», дети входят в класс. Приветствие.


Ребята, вы вошли в класс под очень красивую, маршевую музыку, на экране видите ……… как вы думаете , о чем сегодня пойдет речь на уроке?
Да, сегодня мы будем говорить о замечательном празднике, о Защитниках Отечества.
* Защита Родины считалась высшей обязанностью и священным долгом человека во все времена. Для каждого народа, беззаветно любящего родную землю, не было, нет и не будет ничего, дороже Отчизны. Вот почему уже две тысячи лет человечество воспевает образ защитника Родины. Ему посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы.  (Слайд 3) Познакомимся сегодня и мы с некоторыми из них, а так же выясним, каков он – идеал защитника Отечества.   -------------- слайд Георгия Победоносца. Взгляните на репродукцию старинной русской иконы XV века. Кто здесь изображён?  Всадник на коне, сражающийся со змеем.  Не правда ли красив этот воин? Как его изобразил художник?  Он словно летит на своём коне... Он очень смел и храбр... Бесстрашно сражается с чудовищем.  Встречались ли вы раньше с подобным изображением всадника? Кто знает, что это за воин?  Это Святой Георгий Победоносец. Он изображён на старинном гербе Москвы. --------------слайд Скульптурное изображения «Георгия Победоносца» У. И это не случайно, так как этот доблестный воин – заступник и покровитель русского народа.  В основе этой иконы лежит красивое предание: “В одной стране на дне глубокого озера поселился огромный змей, который выходил из озера и пожирал людей. Народ той страны не верил в Бога (Иисуса Христа), а поклонялся каменным богам - идолам. Царь решил договориться со змеем, пообещав ему ежегодно приносить в жертву по ребёнку. Однажды пришёл черёд и его дочери. Девушка стояла на берегу озера и горько плакала, ожидая своей участи. Но вдруг появился всадник на прекрасном белом коне и совершил чудо. Он храбро сразился со змеем и пронзив его копьём, сказал людям: “Не бойтесь ничего на свете и веруйте только в одного Господа – Иисуса Христа!” С тех пор народ той земли принял христианскую веру, а на месте битвы Георгия со змеем построил храм Господний”. 
Звучит песня « Моя армия», дети входят в класс.  Приветствие. Ребята, вы вошли в класс под

Слайд 66Итог урока: Сегодня мы совершили небольшое путешествие во времени и увидели,

как музыка, литература, изобразительное искусство, кино разными средствами выразительности изображают героические образы своего народа.
Домашнее задание:
- Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря, воина - защитника.
1.Нарисуйте образ богатыря, таким, каким вы его себе представляете.
2.Найдите и запишите в тетради по музыке значение слова «кантата».
Выставление оценок за урок.

Ведущий: Армия России до той поры будет сильна, пока вырастают в наших городах и селах юные мальчишки, готовые в случае опасности встать на защиту земли русской. Мы верим в то, что наши мальчики будут умелыми, смелыми, сильными, отважными защитниками Отечества, будут знать историю России, её славных героев. 

Итог урока: Сегодня мы совершили небольшое путешествие во времени и увидели, как музыка, литература, изобразительное искусство, кино

Слайд 67
«Моя армия»
Слова И.Резник

Музыка Э.Ханок 1.Стройные ряды под небом чистым –  Это наши славные полки.  С вами я, танкисты и артиллеристы,  Летчики, стрелки и моряки.  Припев : Моя Армия сильная, сильная,  Моя Армия смелая, смелая,  Моя Армия гордая, гордая,  Эта песня об Армии моей.  Наша Армия самая сильная,  Наша Армия самая смелая,  Наша Армия самая гордая!  И святая защитница детей!  2. Яростной была ты и бесстрашной,  И горела под тобой земля,  Билась ты отважно, и знамена вражьи  Падали под стенами Кремля.  Припев:
3. Стала ты мечтою сокровенной,  Дорогая Армия моя.  Подрасту и стану я военным,  Сильным, смелым, гордым буду я! 
«Моя армия»Слова И.Резник   Музыка Э.Ханок   1.Стройные ряды

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть