Слайд 2«Слово о полку Игореве»
События XII века, знакомые вам по опере «Князь
Игорь» легли в основу балета «Ярославна».
«Каждая эпоха находит в нем (Слово о полку Игореве) новое и свое. Это предназначение подлинных произведений искусства: они говорят новое новому, они всегда современны». Д.С.Лихачев.
Слайд 3Вступление
Жанр – «Хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о
полку Игореве».
Музыку для балета сочинил композитор из Санкт-Петербурга Борис Тищенко(р.1939 г.).
Слайд 4Название балета
Название балета не случайно. Образ Ярославны – образ, Родины-матери,
символ веры, самоотверженности, верности.
Музыка балета созвучна древнерусскому искусству и поэтическому повествованию «Слова».
Слайд 5I действие
Открывается небольшим оркестровым вступлением. Негромко и одиноко звучит голос одинокой
свирели (флейты пикколо). Интонации этого напева напоминают русскую протяжную песню. Пение флейты создает атмосферу глубокой старины, вызывая представление об одном из древнейших предков нынешних духовых инструментов – звучащем тростнике.
Слайд 6Тема флейты
Прием скольжения роднит пение этого инструмента с человеческим голосом.
К тембру
флейты присоединяется еще три инструмента. С каким символом древнерусской церковной музыки связано число голосов во вступлении – три?
Слайд 7Хор «Стон Русской земли»
После вступления звучит хор «Стон Русской земли».
Мужской
и женский хоры, введенные в партитуру балета поют подлинный текст «Слова о полку Игореве».
Музыка звучит как неторопливое эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца.
Слайд 8Функция хора
Хор комментирует происходящее, исполняя текст от автора (как в древнегреческой
драме).
Хоры звучат в кульминационные сцены балет, подчеркивая различные эмоциональные состояния героев, сопровождая пантомимические монологи и диалоги героев.
Слайд 9Вопросы
Какими эпитетами можно обозначить звучание хора?
Какие образы балета раскрывает музыка вступления
и хора?
Можно ли сравнить пение хора со старинными церковными песнопениями?
Слайд 10«Первая битва с половцами»
Это название батальной сцены, сцены сражения. Музыка балета
не только передает главный образ поэмы, но и рисует картины сражений.
Развитие музыки насыщено воинственными трубными кличами, энергичными барабанными ритмами.
Слайд 11Развитие музыки идет по нарастающей: от чередования коротких мотивов тревожного характера
вначале до безостановочного движения в конце, имитирующего скачку многочисленных всадников.
Слайд 12Хореографическое решение образа кочевников
Мир кочевников показан в балете с помощью кинематографического
приема – чередования статичных, неподвижных кадров. Привычные движения восточного танца ( изгибы корпуса, причудливая вязь рук) ассоциируется с разрушительной жестокой силой, действиями бездушного механизма
Слайд 13Лица половцев скрыты. Подчеркнутая ритмичность их движений, построенных на прямых линиях,
подчеркивается мгновенными перестановками. Возникает ощущение, что действуют не люди, а оборотни, непонятные, загадочные и опасные. Композитор подчеркивает это ощущение, гротескно заостряя образы соперников: роли хана Кончака и половцев исполняют в балете женщины!
Слайд 14Музыка
Для характеристики половцев композитор использует фон – непрерывное, равномерное гудение басов.
В этот фантастический фон врываются не менее фантастические скольжения духовых инструментов – тромбона, тубы, «тихие громы» и перезвоны ударных инструментов.
Слайд 15Батальные сцены балета оттеняются картинами ночной степи, который композитор воссоздает в
таких сценах как «Вежи половецкие» (вежи – шатры, палатки), «Идол», «Стрелы». Начальные скольжения флейты-пикколо из вступления превращаются в этих живописных зарисовках в монотонно-волнообразное свистящее движение, которое воспроизводит колорит тревожных видений.
Слайд 16Вопросы для слушания
Послушайте «Первую сцену битвы с половцами». Победу или поражение
подсказывает эта сцена. Аргументируйте свое мнение.
Послушайте две сцены из балета «Вежи половецкие» и «Стрелы». Какие приемы музыкальной изобразительности использует здесь композитор?