Слайд 1Арам Хачатурян
Жизненный и творческий путь
Выполнил: учащийся БКМ им И. Карабица
Первухин
Дмитрий
Руководитель: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин Панасенко И.А.
Слайд 3Был четвёртым сыном в армянской семье переплётчика Ильи (Егия) Хачатуряна и
Кумаш Саркисовны. В детстве не проявлял особого интереса к музыке и начал ей обучаться только в 19 лет.
Слайд 4В 1929 году Хачатурян поступил в симфонический класс Московской консерватории, которую
блестяще окончил в 1934 и поступил в аспирантуру. Ещё к студенческим годам относятся такие его произведения, как песня-поэма для скрипки с фортепиано (1929), токката для фортепиано (1932), трио для фортепиано, скрипки и кларнета (1932). Далее Хачатурян написал 1-ю симфонию (1934), концерты с оркестром для фортепиано (1936) и для скрипки (1940).
Слайд 5
Творчество-жизнь,мастрество-наука.
Слайд 6Спустя два года Хачатурян пишет музыку для спектакля “Маскарад” (по драме
Лермонтова) в театре имени Евгения Вахтангова. Несколько позже отдельные музыкальные номера были изданы в виде симфонической сюиты. Особенно полюбился слушателям “Вальс”. Взволнованная, полная тревоги музыка “Вальса” связана с трагической судьбой героини “Маскарада”.
Слайд 7В 1929-1934 учился в Московской консерватории, в классе Михаила Гнесина. Однако
Гнесин в 1931 году ушёл из консерватории, поэтому Арам перевёлся в класс Николая Мясковского. Затем учился в аспирантуре при ней по классу композиции известного советского композитора Н.Я. Мясковского где уже формировался как композитор.
Слайд 8Награды
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1944)
Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1938)
Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР (1967)
Ленинская премия (1959) — за музыку балета «Спартак»
Государственная премия СССР (1971) — за музыку Триады концертов-рапсодий для скрипки с оркестром;
для виолончели с оркестром; для фортепиано с оркестром
Сталинская премия (1941) — за музыку Концерта для скрипки с оркестром
Сталинская премия (1943) — за музыку балета «Гаянэ»
Сталинская премия (1946) — за музыку Второй симфонии
Сталинская премия (1950) — за музыку к двухсерийному кинофильму «Сталинградская битва»
Орден «Науки и искусства» 1-й степени (1961, Объединённая Арабская республика) —
за выдающуюся музыкальную деятельность
Памятная медаль в связи с 25-летием восшествия на престол шахиншаха Ирана (1965)
Заслуженный деятель искусств Польской Народной республики — за заслуги перед польской культурой
Слайд 9Одна из улиц на севере Москвы носит имя композитора .31 октября
2006 г. в Москве открыт памятник Араму Хачатуряну. Скульптор Георгий Франгулян и архитектор Игорь Воскресенский запечатлели маэстро в минуты творческого вдохновения в окружении музыкальных инструментов. В церемонии открытия участвовали бывший президент Армении Роберт Кочарян.
Увековечение памяти
Слайд 10Работа
Одновременно Хачатурян работал в театре и кино: «Маскарад», «Зангезур», «Пепо»,
«Владимир Ильич Ленин», «Русская проблема», «Секретная Миссия», «У них есть Родина», «Адмирал Ушаков», «Джордано Бруно», «Отелло», «Сталинградская битва» — далеко не полный перечень фильмов, для которых Хачатурян написал музыку. С 1950 Хачатурян выступал как дирижёр, гастролировал с авторскими концертами во многих городах СССР и в зарубежных странах.
Слайд 11В 1939 Хачатурян написал первый армянский балет «Счастье». Но недостатки либретто
балета вынудили переписать большую часть музыки, и таким образом «родилась» «Гаянэ». Премьера балета состоялась в тяжелые годы Второй мировой войны, зимой (3 декабря 1942). В 1943 за этот балет Хачатурян получил Сталинскую премию первой степени — одну из самых высоких наград того времени в сфере культуры.
Первый армянский балет
Слайд 12И в завершении…
Без музыки жизнь была бы ошибкой.
Вильгельм Фридрих Ницше Музыка
– это самый сильный вид магии.
Мэрилин Мэнсон
Музыка… Тончайшая материя, говорящая напрямую с душой человека, чувство в чистом, почти материальном виде, музыка – это когда слова больше не нужны, потому что язык её универсален, музыка – это когда слова не так уж и важны, потому что они появятся после. Появятся сами собой, сложатся в рифмованные строки, заживут своей собственной жизнью, вдохновят кого-то…
И всё-таки поэты находят слова, прислушиваясь к эоловой арфе своей души, находят, отвлекаясь от всего суетного и возносясь ввысь с хороводом звуков, находят этим звукам имена – и тогда Музыка идёт под руку с Поэзией.
Её Величество Музыка никогда не фальшивит, равно как и душа настоящего Поэта, вот почему они – одно целое.