Презентация, доклад на тему Византийский стиль в архитектуре. Первые храмы на Руси

Содержание

Строились храмы из кирпича особого размера (приблизительно 40x30x3), - плинфы. В Византии была узнаваемая кладка стен со скрытым рядом, когда каждый второй ряд плинфы утапливался в кладку и не был виден на фасаде. Для кладки использовалась

Слайд 1Византийский стиль
в архитектуре
и первые русские храмы

Византийский стиль в архитектуре и первые русские храмы

Слайд 2Строились храмы из кирпича особого размера (приблизительно 40x30x3), - плинфы. В

Византии была узнаваемая кладка стен со скрытым рядом, когда каждый второй ряд плинфы утапливался в кладку и не был виден на фасаде. Для кладки использовалась цемянка - известковый раствор с добавлением керамической крошки.
Стены храма приобретали декоративный полосатый вид.
Византийские храмы имели характерную форму окна - два или три арочных проема, объединенных общей аркой.
Строились храмы из кирпича особого размера (приблизительно 40x30x3), - плинфы. В Византии была узнаваемая кладка стен со

Слайд 3Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) в Киеве
Первая православная церковь, возможно, была построена

в Киеве княгиней Ольгой ещё в 960 году, но о ней практически ничего не известно. Считается, что первая русская каменная церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) построена в Киеве в 991-996 гг. греческими мастерами. Это был традиционный византийский четырёхстолпный храм с тремя апсидами и нартексом. Скорее всего, он был пятиглавым. До наших дней от церкви сохранились только фундаменты, позволившие восстановить её первоначальную планировку.
Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) в КиевеПервая православная церковь, возможно, была построена в Киеве княгиней Ольгой ещё в

Слайд 4Центричный крестово-купольный храм конструктивно не мог быть большим, а для первых

соборов Руси именно размер храма имел огромное значение. Поэтому, взяв за основу схему крестово-купольного храма, его центральный объем в русских соборах обстраивается с трех сторон дополнительными галереями. Так произошло и с Десятинной церковью. Это схема уже не имела прямых аналогов в архитектуре Византии.
Центричный крестово-купольный храм конструктивно не мог быть большим, а для первых соборов Руси именно размер храма имел

Слайд 5В КИЕВСКОЙ СОФИИ 1037 года , РАДИ УВЕЛИЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА, пятинефная пятиапсидная часть

с трёх сторон была окружена галереями. Центральные колонны византийских храмов заменили крупными крестообразными столпами. На втором ярусе над дополнительными нефами и галереями были устроены огромные хоры.
В КИЕВСКОЙ СОФИИ 1037 года , РАДИ УВЕЛИЧЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ПРОСТРАНСТВА, пятинефная пятиапсидная часть с трёх сторон была окружена галереями.

Слайд 6Для освещения такого храма уже было недостаточно пяти глав, поэтому в

киевском соборе вокруг центральной главы сгруппированы двенадцать малых световых глав.
Дополнительные нефы и галереи ступенчато повышались к центру, создавая пирамидальный силуэт храма, подчеркнутый многоглавием, так же повышавшимся к центральной главе.
Для освещения такого храма уже было недостаточно пяти глав, поэтому в киевском соборе вокруг центральной главы сгруппированы

Слайд 8В НОВГОРОДСКОЙ СОФИИ (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крестово-купольную часть, имеют одинаковую с

ней высоту и образуют единый объем. Это пятиглавый собор с дополнительной шестой главой над лестничной башней. В отличие от византийских храмов, построенных из плинфы, новгородский собор выстроен из камня, из кирпича частично сделаны своды и арки.

Собор новгородской Софии (1045)

В НОВГОРОДСКОЙ СОФИИ (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крестово-купольную часть, имеют одинаковую с ней высоту и образуют единый объем.

Слайд 9Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями. Но

в новгородском соборе галереи гораздо шире, они не создают пирамидальный силуэт, а подчёркивают монолитность центральной части. Это впечатление ещё больше усиливают пять крупных, плотно поставленных глав.

Собор новгородской Софии (1045)

Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями. Но в новгородском соборе галереи гораздо шире,

Слайд 10От семиглавой полоцкой Софии 
практически ничего не осталось. Сохранились только фрагменты нижней части

стен и три апсиды с восточной стороны.

Собор полоцкой Софии (1066)

От семиглавой полоцкой Софии практически ничего не осталось. Сохранились только фрагменты нижней части стен и три апсиды с восточной

Слайд 11Первоначально ПОЛОЦКАЯ СОФИЯ была пятинефным храмом с тремя апсидами. Характерной особенностью

полоцкого собора, отличающей его от киевского и новгородского храма, является удлиненная алтарная часть с вимой, отделённая от крайних нефов глухими стенами, и отсутствие внешних галерей. Достоверной информации о том, как выглядел собор Святой Софии в Полоцке, у нас, к сожалению, нет. Предполагаемый внешний вид полоцкой Софии
Первоначально ПОЛОЦКАЯ СОФИЯ была пятинефным храмом с тремя апсидами. Характерной особенностью полоцкого собора, отличающей его от киевского

Слайд 12Полоцк. Собор Софии Премудрости Божией
Сейчас собор полностью
перестроен в стиле
"виленского

барокко
Полоцк. Собор Софии Премудрости БожиейСейчас собор полностью перестроен в стиле

Слайд 13Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы
г. Владимир
Облик пятинефного храма приобрёл в

1189 году Владимирский Успенский собор, перестроенный Всеволодом "Большое Гнездо" из трёхнефного собора Андрея Боголюбского 1160 года.
Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы г. ВладимирОблик пятинефного храма приобрёл в 1189 году Владимирский Успенский собор, перестроенный Всеволодом

Слайд 14Наиболее близок к византийским образцам черниговский Спасо-Преображенской собор, построенный около 1036 года.

Наиболее близок к византийским образцам черниговский Спасо-Преображенской собор, построенный около 1036 года.

Слайд 15Возможно, это связано с тем, что его строили мастера князя Мстислава

Владимировича, уже построившие каменный собор Богородицы (1023) в Тмуторокане на Таманском полуострове
У собора пять световых глав со сферическими куполами. Первоначально купола имели посводное покрытие из свинцовых листов.
Возможно, это связано с тем, что его строили мастера князя Мстислава Владимировича, уже построившие каменный собор Богородицы

Слайд 16Большое влияние на древнерусскую архитектуру оказала Великая Успенская церковь Печерского монастыря (1078). К

сожалению, церковь была окончательно уничтожена во время войны. Сейчас она воссоздана в пышных формах украинского барокко с позднейшими пристройками и совсем не напоминает древнюю церковь.
Большое влияние на древнерусскую архитектуру оказала Великая Успенская церковь Печерского монастыря (1078). К сожалению, церковь была окончательно уничтожена во

Слайд 17По типу Успенской церкви в 1113 году был построен одноглавый собор Михаила

Архангела Михайловского монастыря. В этом соборе впервые была позолочена глава, за что собор получил наименование "Златоверхий".
По типу Успенской церкви в 1113 году был построен одноглавый собор Михаила Архангела Михайловского монастыря. В этом соборе

Слайд 18собор Михаила Архангела Михайловского монастыря
Собор неоднократно перестраивался, а в 1930-е годы

был взорван. Сейчас он воссоздан, но не в первоначальных формах, а в позднейшем стиле украинского барокко.

собор Михаила Архангела Михайловского монастыряСобор неоднократно перестраивался, а в 1930-е годы был взорван. Сейчас он воссоздан, но

Слайд 19Владимирский собор — собор во имя святого равноапостольного князя Владимира возведенный в XIX

веке к 900-летию крещения Руси на территории Херсонеса Таврического, на месте крещения князя Владимира в Крыму.
Владимирский собор — собор во имя святого равноапостольного князя Владимира возведенный в XIX веке к 900-летию крещения Руси на

Слайд 20Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа

1867 года он собственноручно заложил основание главного престола святого Владимира, водрузил мраморный крест для святых мощей и положил камень в стене горнего места.
Возведение храма завершили в 1877 году
Великий князь Владимир Александрович стал ктитором (покровителем) соборного храма, 14 августа 1867 года он собственноручно заложил основание

Слайд 21 Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва

которой разрушился купол. А весной 1944 года по приказу немецкого оберега Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства. В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, прихожане привели в порядок приделы и северный притвор Нижнего храма и начали проводить Богослужения. А в 1997 году Кабинет министров Украины принял решение о восстановлении храма. Реставрационные работы планировали провести в два этапа. К 28 июля 2001 года завершили все внешние строительные работы: возвели разрушенные стены, купол покрыли медной кровлей, установили крест, в окнах снова красуются витражи.
5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная служба, на которой присутствовал президент Украины Л. Д. Кучма. В тот же день вновь зазвучал колокол на берегу моря.

 Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. А весной 1944

Слайд 22Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва

которой разрушился купол. Весной 1944 года по приказу немецкого оберега Кольба собор заминировали, от взрыва провалились перекрытия, поддерживающие ярусы, по стенам пошли трещины. Погибли, оставшись совершенно незащищенными, остатки внутреннего убранства.
Во время Великой Отечественной войны в собор попала бомба, от взрыва которой разрушился купол. Весной 1944 года

Слайд 23В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, 5 мая 2002

года в соборе прошла первая Пасхальная служба
В 1992 году Владимирский собор вновь передали Церкви, 5 мая 2002 года в соборе прошла первая Пасхальная

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть