Слайд 1Лаковая живопись
Село Холуй, родина знаменитой лаковой миниатюры и иконописи, – одно
из древнейших поселений, расположенное в 360 км. от Москвы, в настоящее время село в Южском районе Ивановской области на реке Тезе.
Русская лаковая живопись - уникальное явление мировой художественной культуры. Впитав в себя наработанные веками достижения лакового искусства Запада и Востока, она обогатила его неповторимым национальным опытом и самобытностью, расширила рамки его образного мира. Изделия с лаковой миниатюрной живописью перестали иметь чисто утилитарное назначение благодаря высокому мастерству русских умельцев они стала произведениями искусства, с многообразием тем, сюжетов и образов. Лаковые миниатюры - это не только сконцентрированная радость, отрада для глаз, но и пища для ума, утешение для души. Их удобно иметь при себе, они не обременяют владельца размерами и в интерьере деликатны, не разрушают стилистику крупных форм, масс и цвета.
Слайд 2История живописи.
Холуем на Руси назывались плетенные из ивняка запруды для ловли
рыбы (сетки), с помощью которых перегораживали реку наискосок и не на всю её ширину. Существует версия, что поселение бежавших от монголо-татар Суздальцев, где сооружались «холуи на Тезе», получило название Холуй.
Также С.В. Максимов сообщал, что название села означает берег реки, к которому течением приносит песок, различный мусор и целые деревья, и что в этом значении слово "холуй" сохранилось на Севере, в то время как в самом селе его значение забыли.
Первые упоминания о Холуе как поселении в Суздальском уезде относятся к XVI веку. В 1546 году появились первые исторические записи о Холуе: «…у них у новые соли на Холуе, в Ряполовском Стародубе, варницы и трубы и дворы» – упоминается в грамоте великого князя Ивана Васильевича. С этого времени зарождается местное искусство традиционной иконописи, расцветшее в XVII веке. Местная иконопись отличалась введением бытовых сцен в сюжеты икон, царь Алексей Михайлович в одном из своих указов запрещал эту не каноничность. С 1930-х годов иконопись вытеснена лаковой миниатюрой.
Слайд 3
С начала XVIII в. искусство иконописи и лаковой миниатюры в Холуе
развивается довольно быстро. Холуйская иконопись и лаковая миниатюра поставляется в северные губернии России: Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, С. – Петербургскую и в саму столицу. Холуй также получает заказы на знаменитую иконопись и лаковую миниатюру и из-за границы: Болгарии, Сербии, Македонии.
"М о р о з к о"
Слайд 4Изготовление Холуйской шкатулки - длительный и трудоемкий процесс, секреты которого сохраняются
с момента возникновения этого художественного промысла и известны только холуйским мастерам.
Рецепт приготовления красок, используемых в Холуе для создания лаковой миниатюры, дошел из глубины веков. Такими красками работали мастера древней Руси, создавая свою знаменитую иконопись. Минеральный порошок растирается вместе с яичным желтком, водой и уксусом. Правильно приготовленные краски - одна из составляющих успешной работы художника при создании лаковой миниатюры.
Слайд 5Холуйская миниатюра
Холуйская миниатюра — один из видов народной миниатюрной
живописи темперными красками на лаковых изделиях из папье-маше, художественный промысел. Возник в 1932 году в поселке Холуй Ивановской области на базе местного иконописного промысла, который известен с XVI века. Сначала он был филиалом мастерской артели "Пролетарское искусство". В 1934 году была образована самостоятельная Холуйская художественная артель, с 1960 года Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры. Технология изготовления изделий из папье-маше была заимствована у мастеров лакового промысла федоскинской миниатюры. В селе Холуй издавна жили "богомазы" — мастера самых дешевых икон, постоянно нарушавшие официально установленные церковью каноны. За это их наказывали, отбирали товар, но промысел был неистребим. После революции зачинателями миниатюрной живописи Холуя стали три мастера: С.А.Мокин, К.В.Костерин, В.Д.Пузанов-Молев. Отличительные особенности миниатюры Холуя: более крупный, чем во Мстёре приближенный к зрителю пейзаж, более крупные и не столь многочисленные, чем у мстёрцев фигуры. Пропорции их удлиненные, и в этом они ближе к палехским, однако силуэты мягче и формы объемнее. Нередко фигуры, здания, деревья изображаются прямо на черном фоне, как палехские, но они более живописны. В колорите холуйцев больше насыщенных, темно-красных, темно-зеленых, темно-коричневых, темно-синих цветов и характерны неожиданные контрастные сочетания теплых и холодных тонов. Сюжеты миниатюр главным образом исторические, фольклорные, литературные, а также современные. Искусство Холуя достигло большого подъема в 60-80-ых годах. Там выросли прекрасные художники: Н.И.Бабурин, В.А.Белов, Б.В.Тихонравов, Б.И.Киселев, Н.Н.Денисов, В.А.Кротов, А.Н.Сотсков, В.Е.Елкин, П.А.Митяшин, В.Н.Седов и др.
Наперстки, выполненные в стиле холуйской миниатюры, очень красивы. Они расписаны по мотивам русских народных сказок. Лучше всего их разглядывать с помощью лупы, т.к. детали росписи очень мелкие.
Слайд 6Народные художественные промыслы – неотъемлемое достояние и одна из форм творчества
народов России.
Сохранение, возрождение и развитие художественных промыслов является важной государственной задачей.
Художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу, хранящим неповторимую особенность русского народа.
Знаменитая иконопись Холуя и искусство лаковой миниатюры известно по всей России и далеко за ее пределами.
Искусство лаковой миниатюры Холуя - самобытное и интересное направление в русском декоративно-прикладном искусстве.
О Холуйских мастерах иконописи впервые упоминается в документах 1613 года.
С 1961 года изделия с Холуйской лаковой миниатюрой со своей живописью выходят на международный рынок.
Первый заказ на лаковую миниатюру был из Лондона, затем из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии.
Выход на международный рынок способствовал развитию искусства, поднимал престиж Русской иконописи и лаковой миниатюры, в том числе и Холуйской.
В апреле 1992 г. государственное предприятие «Художественная фабрика лаковой миниатюры» перешло в собственность работников путем приватизации и стало называться ТОО «Диплома 1 степени Холуйские художественно – производственные мастерские».
Слайд 7Иконопись – это искусство, проникнутое символикой и духовностью, величайшее духовное достояние
народа.
Христианству на Руси чуть более тысячи лет и такие же древние корни имеет искусство иконописи.
Интерес к иконописи в нашей стране огромен.
Уже много лет иконопись находится под пристальным вниманием светской науки.
Философы, историки, искусствоведы исследуют иконопись, восстанавливают биографии русских иконописцев, изучают иконописные школы и манеру живописи.
Исследователи иконописных художественных промыслов Палеха, Мстеры и Холуя указывают, что раньше всего иконописание возникло именно в Холуе.
В XVII веке Холуйская слобода была признанным центром иконописи.
Холуйская иконопись развивалась на основе традиций византийского иконописания.
Благодаря тому, что Холуй всегда был открыт окружающим переменам, здесь в течение нескольких веков складывается свой, неповторимый стиль.
Его характерная черта - особое внимание к содержательной стороне иконописного произведения.
До революции Холуй являлся последним центром, где теплились художественные традиции древнерусской живописи (иконописи).
В советское время, опираясь на художественные приемы традиционного ремесла, холуйские художники создали принципиально новое искусство:иконографические каноны, сковывавшие их мысль и волю, отошли в прошлое, и освобожденное сознание бывших иконописцев получило широкий простор для проявления творческой фантазии.
Основателями холуйского искусства миниатюры были три мастера: С. А. Мокин, В. Д. Пузанов-Молев и К. В. Костерин.
Холуй сочетает в своем искусстве любовь к реальным формам с повышенной цветовой декоративностью.
Старые мастера воспитали молодое поколение художников, продолжающих сегодня дело своих дедов и отцов. холуйцы пишут миниатюры желтковой (эмульсионной) темперой.
Яичную эмульсию использовали как связующее вещество еще в Древнем Египте, Греции, Риме.