Слайд 1ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ РОССИИ ХIХ ВЕКА
Правда, человеколюбие, надежда
Слайд 2Единомышленники
Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870—1880-е годы.
В состав передвижников
в разное время входили: Репин И., Крамской И., Ярошенко Н.,
Суриков В., Саврасов А., Шишкин И., Васнецов В., Куинджи А., Поленов В., Левитан И., Серов В.
Слайд 3Начало
9 ноября 1863 года 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств,
допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание — написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию.
Это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати». Именно они организовали «Санкт-Петербургскую артель художников» позже, в 1870 году некоторые ее члены вошли в «Товарищество передвижных художественных выставок».
В сентябре 1870 г. учредители Товарищества (14 человек) подали прошение министру внутренних дел с просьбой утвердить проект устава Товарищества.
В § 1 устава провозглашалось: «Товарищество имеет целью: устройство… во всех городах империи передвижных художественных выставок в видах: а) доставление жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством… б) развития любви к искусству в обществе; в) облегчения для художников сбыта их произведений.»
Слайд 4 28 ноября 1871 года к стенам величественного
здания Академии художеств на Васильевском острове, не смотря на сильные морозы, спешили посетители. Что же вело сюда людей? В этот день в стенах Академии открывалась первая передвижная выставка, устроенная группой художников из Москвы и Петербурга.
По нарядным лестницам зрители поднимались в великолепные залы, где размещены были картины, повествовавшие о России. Было представлено 47 картин шестнадцати художников.
Вслед за Петербургом первая выставка была показана во многих городах России. Ее увидело более 30 тысяч человек.
Передвижные выставки стали ежегодными. С 1871 по 1923 год прошло 48 выставок. Передвижные выставки стали ежегодными.
С 1871 по 1923 год прошло 48 выставок.
Слайд 5Перов Василий Григорьевич (1834-1882 г.г.)
Инициатор создания Товарищества.
Главными героями
его картин становятся простые люди, главными сюжетами – обычная жизнь.
Много личного отношения к тому, что и как он показывает в своих работах.
Слайд 10Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911 г.г.)
Один из создателей Товарищества передвижных художественных
выставок. Сторонник программы народности искусства, что в его творчестве выражалось в изображении типических сторон и многогранных характеров социальной жизни.
Слайд 12Крамской Иван Николаевич (1837-1887 г.г.)
Один из основателей Товарищества. Великий портретист, создатель
галереи выдающих людей своего времени, его творчество оказало большое влияние на развитие искусства и художественной мысли конца XIX века.
Слайд 14Саврасов А. «Грачи прилетели»
Н. Н. Ге «Пётр I допрашивает царевича
Алексея Петровича в Петергофе»
Слайд 15Первая выставка. 1871 год.
Самые знаменитые работы:
Скульптура М. М. Антокольского
«Иван
Грозный»
Слайд 16Репин Илья Ефимович (1844-1930 г.г.)
Самый знаменитый и цитируемый художник из
когорты участников Товарищества.
В своем творчестве он перенес традиции и дух передвижничества из «золотого» 19 века в новый, 20 век. Гениальный и многогранный портретист, психолог, «читатель человеческих душ», создатель запоминающихся жанровых и эпических полотен.
Слайд 20Суриков Василий Иванович (1848 – 1916 г.г.)
Величайший
мастер масштабных исторических полотен, самые известные из них «Утро стрелецкой казни» 1881 г.
Слайд 22Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1826 г.г.)
Живописец и архитектор, мастер
исторической и фольклорной живописи.
Автор незабываемых работ о былинных и сказочных персонажах русского фольклора.
Слайд 25Куинджи Архип Иванович (1842-1910 г.г.)
Художник подарил миру
незабываемые лунные ночи
и необычные по свету дни…
Слайд 27Поленов Василий Дмитриевич (1844-1927 г.г.)
Удивительна биография художника
и его творческие интересы.
На VI Передвижной выставке Поленов В.Д. показывает ставшую впоследствии его визитной карточкой картину «Московский дворик», написанную с натуры в арбатском переулке, и становится родоначальником нового жанра — «интимного пейзажа». С 1879 года он состоял членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Слайд 28
«Заросший пруд»
«Старая мельница» 1880
Слайд 30Левитан Исаак Ильич (1860-1900 г.г.)
Признанный гений психологического пейзажа, лирик, художник проживший
короткую жизнь, но оставивший большое творческое наследие и огромное воздействие на следующие поколения художников.
Слайд 31«Над вечным покоем»
«Золотая осень»
Слайд 32Шишкин Иван Иванович (1832-1898 г.г.)
Один из крупнейших и едва ли
не самый популярный среди русских пейзажистов. Художник любил лес, чувствовал природу и относился к ней как к величайшему дару, служащему предметом раздумий о человеческом бытии.
Слайд 35Ярошенко Николай Александрович (1846-1898 г.г.)
Художник жизни, художник характера, встречи, впечатления…
Слайд 36Серов Валентин Александрович (1865-1911 г.г.)
Яркий, самобытный, темпераментный художник. Ученик Ильи Репина.
Его картины запоминаются сразу – своей динамикой, темпом жизни, яркой палитрой и светом.
Слайд 37Окончание эпохи народничества
В 1901 г. из Товарищества вышли сразу 11 художников.
На ослабление Товарищества работала и появившееся тенденция к местничеству между Петербургским и Московским отделениями. Организация утрачивала свою былую привлекательность и востребованность, и, в изменившихся условиях, оказалась неспособной к обновлению. Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Павел Александрович Радимов. Он стремился возродить Товарищество, но усилия оказались тщетными. В 1922 г. состоялась последняя выставка передвижников.
В 1923 г. Товарищество прекратило своё существование.
Новые времена, новая культура провозгласила другие идеалы. Она стала народной, принадлежала народу. Идеи Товарищества приобрели общегосударственные масштабы.