Слайд 1Человек в зеркале искусства: жанр
портрета.
( западно - европейское искусство.)
Презентацию подготовила учитель МОУ Радужненская СОШ
Гудьева Е.А.
Слайд 2Цель урока.
1.Познакомиться с историей развития портретного жанра;
2.Увидеть различные образы в творчестве
знаменитых художников, выполненных в разных стилях.
3.Учиться анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку.
4.Развивать умение вести диалог с произведениями искусства.
5.Воспитание патриотического отношения к Родине.
Слайд 3Записать.
Портрет -от франц. – изображать,
передавать «черта в черту»
– это изображение человека или группы людей, реально существующих, либо существовавших в прошлом
Слайд 4Записать:
Основные принципы развития портретного жанра:
- прогресс технических изобразительных навыков;
-
и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности
Слайд 5История портрета:
Первые образцы портрета являются скульптурными и относятся к Древнему Египту.
Кикладский идол создан в 2700—2300 гг. до н. э., когда его авторы ещё не обладали достаточными навыками для портретирования, а сама индивидуальность отдельного человека ещё ничего не значила
Слайд 6За этим следовал расцвет портрета в период античности, упадок жанра в
Средневековье, новые открытия, взлет и переход к технике станковой живописи в эпоху Возрождения, а затем дальнейшее развитие в последующие века...
Слайд 7Самый древний портрет.
Древнейшая известная попытка изобразить человеческое лицо насчитывает 27 тыс.
лет.
Оно обнаружено в пещере Вильонер близ города Ангулем (Франция).
«Портрет» сделан мелом на естественных выпуклостях стены, напоминающих по форме лицо. Прочерчены горизонтальные линии глаз и рта и вертикальная овала лица
Слайд 8Древнеегипетский портрет
Назначение портрета в египетском искусстве было обусловлено культовыми, религиозными, магическими
задачами.
Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни).
Слайд 10Древнегреческий портрет.
У древних греков долгое время портрета в строгом смысле
слова не существовало.
У них был обычай награждать победителей спортивных игр постановкой их статуй в публичных местах, однако это были идеальные фигуры атлетов, которые изображали их лишь в общих чертах, идеализированно, и были выполнены по идеальному канону красоты.
Слайд 11Эллинские республики даже запрещали общественным деятелям и частным лицам заказывать свои
реалистические портреты, считая, что они могут развить в гражданах тщеславие и противоречат принципу равенства между ними.
Дискобол» древнегреческого скульптора Мирон
Слайд 12Только в V веке до н.э. впервые появились у греков настоящие
портретные гермы и статуи.
Реалистическое направление окончательно утвердилось в портретной скульптуре в эллинистическом искусстве — при Александре Македонском, благодаря Лисиппу и его брату Лисистрату, который первый стал формовать маски с натуры.
Скульптурные портреты Александра Македонского
Слайд 13Записать:
Герма — четырёхгранный столб, завершенный скульптурной головой, первоначально бога Гермеса,
затем других богов, а с V века до н. э. и портретными изображениями государственных деятелей, философов и пр.
Слайд 16Эллинистические портреты, сохраняя свойственный греческим художникам принцип типизации, несравненно более передают
не только черты внешнего облика, но и различные оттенки душевного переживания модели.
Перикл.
Слайд 17 С конца V в. до н.э. древнегреческий портрет всё
более индивидуализируется, в конце концов тяготеет к драматизации образа.
Сократ
Слайд 18Древнеримский портрет
Император Август.
Слайд 19Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку,
с расшире- нием круга портретируемых.
Слайд 20В основе художественной структуры многих древнеримских портретов — чёткая и скрупулёзная
передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического.
Слайд 21Потрясающие Фаюмские портреты.( Египет)
После завоевания Египта сначала Грецией (IV век до
н.э.), а потом Римом (30-е годы до н.э.) греки и римляне восприняли многие черты древнеегипетской культуры, между прочим, и культ мертвых со всеми его обрядами и непременным бальзамированием тел.
Египтяне с древних времен покрывали лицо забинтованной мумии маской, в греко-римский период вместо маски они стали использовать портреты, написанные на доске или на холсте. Неизвестные художники Фаюма писали портреты с натуры восковыми красками, что придает необычный эффект объемного изображения.
Эти портреты они прикрепляли к лицу мумии так, что из бинтов, ее окружающих, была видна только голова изображенного на портрете человека. Другими словами, из небольшого отверстия среди бинтов, как из окошечка, выглядывало реалистически изображенное лицо покойного.
Слайд 24Записать:
Фаюмские портреты — созданные в технике энкаустики — созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I—III веков.
Слайд 25Портрет Средневековья
Средневековый художник, ограниченный строгими церковными канонами, редко обращался к
портрету. Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности.
Слайд 26В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Упрощенные и
стандартизованные черты изображенного персонажа позволяют идентифицировать его только с определенной общественной ролью.
Слайд 27Более или менее портрет начинает возвращаться в искусство начиная с X—XII
века, оставаясь, тем не менее, на подчиненных ролях. Он является частью церковного архитектурно-художественного ансамбля, сохраняясь в надгробиях, на монетах и в книжной миниатюре (особенно в портретах заказчиков, которым подносились книги)
Слайд 28Портрет Возрождения
Рафаель. «Портрет Бальдассаре Кастильоне»
Леонардо да Винчи. «Джоконда»
Слайд 29Перелом в портретном искусстве, которое снова вышло на видные позиции, наступил
в эпоху Ренессанса. Он был связано с изменением идеологии эпохи.
Антонио дель Pollaiuolo. Портрет девочки, 1467-70
Записать:
Слайд 30Ренессансный человек был полон гуманистического реализма, то есть он ослабил путы
религии и уверовал в силу личности, стал считать себя мерой всех вещей — и поэтому он вышел на первый план в искусстве
Антонио дель Pollaiuolo. Портрет молодой женщины
Слайд 31А.Дюрер
«Автопортрет»
Рафаэль
«Донна Велата»
С.Боттичелли
«Портрет молодой женщины»
Г.Гольбейн Мл.
«Портрет Эразма Роттердамского»
Слайд 32Портрет маньеризма
Записать:
Маньеризм - (от maniera — манера, стиль), течение в европейском
искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком
Понтормо. Портрет юноши. Ок. 1525-1526
Слайд 33Записать:
Маньеризм -стиль в искусстве, основанный на усвоении манеры какого-нибудь большого мастера
или определенной художественной школы
Бронзино. Портрет Уголино Мартелли. 1537-1538
Слайд 34В искусстве маньеризма портрет утрачивает ясность ренессансных образов.
В нём проявляются
черты, отражающие драматически тревожное восприятие противоречий эпохи.
Меняется композиционный строй портрета. Теперь ему присуща подчёркнутая острота и насыщенность духовного выражения
Эль Греко. Портрет неизвестного
Слайд 35
Э. Греко.
Мужской портрет с рукой на груди.
Слайд 36Эль Греко.
Портрет главного инквизитора Ниньо де Гевары.
Слайд 37Записать:
Эль Гре́ко — – великий испанский художник 16-17 в. Большинство его работ выполнены
в стиле маньеризм.
Удивителен то факт что после смерти этого художника в 1614 году, практически всё его наследие было забыто практически на 300 лет и только спустя несколько столетий его заново открыли для себя и всего мира ценители живописи. Сейчас El Greco занимает одно из самых почётных мест среди представителей мировой живописи и европейского изобразительного искусства, в частности.
.
Слайд 38Среди известных портретных шедевров того времени «Лютнист» Микеланджело да Караваджо (1573—1610),
в котором художник развивает мотив, взятый
из реальной повседневной жизни.
Музыка: И. С. Бах- Маленькая прелюдия для лютни до минор
Слайд 39Портрет
куртизанки - Микеланджело да Караваджо .
Слайд 40Записать:
Микела́нджело Меризи да Карава́джо (1571-16101571-1610,) — итальянский1571-1610,) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века1571-1610,) — итальянский художник, реформатор европейской
живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко.
Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.
Портрет Караваджо работы Оттавио Леони, 1621 год
Слайд 41Портрет XVII века.
В XVII веке высшие достижения в жанре портрета были
созданы наследниками нидерландской живописи.
К этому времени она разделилась на две самостоятельные ветви — фламандскую и голландскую школы. Для художников этих школ портрет приобретал все большее и большее значение, а техника значительно совершенствовалась.
Ян Вермеер Делфтский
Девушка с жемчужной серёжкой
Слайд 42В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Также художники начинают создавать
портреты-типы людей из народа (Диего Веласкес, Франц Хальс).
Франц Хальс «Цыганка» и « Шут с лютней»
Слайд 43Записать:
Франс Хальс - (1582 - (1582/1583 - (1582/1583, Антверпен - (1582/1583, Антверпен — 1666 - (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем - (1582/1583, Антверпен — 1666, Харлем) — выдающийся портретист
так называемого золотого века голландского искусства.
Слайд 44Испанский художник того периода Диего Веласкес считается одним из величайших портретистов
за всю историю жанра.
Инфанта Маргарита в голубом платье (1659)
Слайд 45Диего Веласкес.
Портрет королевы Маргариты Австрийской на коне (1635г.)
Слайд 46Диего Веласкес. « Менины»
( Испанские принцессы)
Слайд 47Записать:
Дие́го Родри́гес де Си́льва-и-Вела́скес ( 6 ( 6 июня 1599, Севилья, Севилья — 6 августа, Севилья — 6 августа 1660, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский, Севилья — 6 августа 1660, Мадрид) — испанский художник, Севилья — 6
августа 1660, Мадрид) — испанский художник, величайший представитель золотого века испанской живописи.
Слайд 48 Значение крупнейших портретистов XVII века выходит далеко за пределы эпохи.
Портрет
Питера Пауля Рубенса 1590 г.
АНТОНИС ВАН ДЕЙК Автопортрет 1630 г.
Слайд 49
Автопортрет с Изабеллой Брант, 1609 Питер Рубенс
Антонис Ван Дейк «Портрет Карла
I»
Слайд 50«Ночной дозор» Рембрандт
Активизируется сюжетная взаимосвязь героев группового портретов, заметно обозначается его
тенденция к перерастанию в групповой портрет-картину.
Слайд 51Записать:
Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (1606—1669) — голландский(1606—1669) — голландский художник(1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр(1606—1669) — голландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени(1606—1669) — голландский художник, рисовальщик
и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представительзолотого века голландской живописи.
Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.
Автопортрет.
Слайд 52 В настоящий момент известно более ста автопортретов Рембрандта, каждый из которых
является удивительным шедевром.
Благодаря удачно сложившимся историческим обстоятельствам, Россия сейчас обладает одной из самых богатых коллекций картин Рембрандта.
Почти все они хранятся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, включая такие прославленные шедевры, как "Возвращение блудного сына", "Даная", "Портрет Саскии в образе Флоры", "Портрет старика в красном", "Давид и Урия" и др.
Слайд 53
Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет
Слайд 54Саския в красной шляпе
Блудный сын в таверне. 1635
Слайд 56Портрет XVIII века.
Едва переступив порог, отделяющий XVII в. от XVIII, увидим
на портретах другую породу людей, отличающуюся от предшественников
А. Ватто. Меццетен.
Слайд 57Рисунок портретов художников Антуана Ватто (1684—1721), Франсуа Буше (1703—1770) и др.
легкий, подвижный, их колорит полон изящных переливов, для него характерно сочетание изысканных полутонов.
А. Ватто.Савояр с сурком. 1716
Слайд 58Записать:
Жан Антуа́н Ватто́, ( 10октября, ( 10октября 1684, ( 10октября 1684, Валансьен, ( 10октября 1684, Валансьен — 18июля, ( 10октября 1684, Валансьен — 18июля 1721, ( 10октября 1684, Валансьен — 18июля 1721, Ножан-сюр-Марн, ( 10октября 1684, Валансьен — 18июля 1721, Ножан-сюр-Марн) — французский
живописец и рисовальщик, основоположник и крупнейший мастер стиля рококо.
Слайд 59Одним из гениальных скульптурных портретов мирового искусства является памятник Петру I
французского скульптора Этьенна Мориса Фальконе
(1716—1791), воздвигнутый в Петербурге в 1765—1782 гг
Слайд 60Записать:
Ме́дный вса́дник — памятник Петру I — памятник Петру I на Сенатской площади — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге.
Открытие памятника
состоялось 7 августа 1782 года.
Является самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэмеЯвляется самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэмеА. С. ПушкинаЯвляется самым первым памятником в Санкт-Петербурге. Позднее получил своё название благодаря знаменитой одноимённой поэмеА. С. Пушкина, хотя на самом деле изготовлен из бронзы.
Слайд 61Портрет XIX века.
( классицизм и романтизм)
XIX в. привнес в искусство
портрета изменчивость художественных вкусов, относительность понятия красоты.
А-Ж Гро. Наполеон Бонапарт на Аркольском мосту
Слайд 62Романтические портреты.
Новаторские искания в живописи обращены теперь к сближению с действительностью,
к поиску многоликости образов.
Делакруа. Шопен
Музыка Шопена «Весенний вальс».
Слайд 63В период романтизма портрет воспринимается как изображение внут-реннего «я» человека, наделенного
свободой воли.
Делакруа. Портрет Жорж Санд. 1838.
Слайд 64Портрет XX и XXI века.
В портретном искусстве ХХ—XXI вв. условно
можно выделить два направления. Одно из них продолжает классические традиции реалистического искусства, воспевая красоту и величие человека, другое — ищет новые абстрактные формы и способы выражения его внутреннего мира.
Слайд 65Уильям Невэнхем Монтегю Орпен
Портрет мисс Синклер
Портрет генерал-майора сэра Дэвида Ватсона
Слайд 66Ван Гог. «Портрет доктора Рея», 1889
Модильяни.«Портрет Жанны Эбютерн в желтом свитере», 1918
Слайд 67Пикассо, автопортреты в хронологическом порядке с 1896 по 1972
Слайд 76Обобщение и закрепление знаний
1.Что такое портрет?
2.Как развивался портретный жанр?
3.Что влияет
на развитие портретного жанра?
4.К какому времени относится самый древний портрет?
5.Что такое «маньеризм» и каковы его особенности?
6.Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке.
7.Каковы особенности современного портретного жанра?
8.Какая взаимосвязь между живописью и музыкой?
Слайд 77Художественно-творческое задание:
Подготовить альбом, газету, альманах, компьютерную презентацию (по выбору) на тему:
«Жанр портрета в культуре разных времен».
Включите в них информацию о художниках, скульпторах, графиках, а также стихи, отрывки прозы, фрагменты музыкальных произведений, созвучные образам вашей портретной галереи.
Слайд 78Для подготовки урока:
1.Использовалась презентация учителя истории и МХК ГБОУ СОШ №494
ЮАО г. Москвы Грязновой Марии Феногеновны
2. Ф. Шопен - Весенний вальс (mp3ostrov.com)
3. И.С. Бах- маленькая прелюдия для лютни до минор.
4. Википендия . История портрета.