Слайд 1Портрет композитора в литературе и кино.
Слайд 2Портрет любого деятеля культуры и искусства создают прежде всего его произведения:
музыка, картины, скульптуры и пр., а также его письма, воспоминания современников и художественные произведения о нем, возникшие в последующие эпохи.
Слайд 5Вольфганг Амадей Моцарт (1756-1791) – великий австрийский композитор, дирижер. Моцарт родился
27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.
В биографии Вольфганга Амадея Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве.
«Чудо ребёнок» - которого возили по странам и городам , который давал концерты и зарабатывал деньги для своей семьи.
Слайд 6Но, когда Моцарт вырос, публика потеряла к нему интерес, деньги на
жизнь стало зарабатывать очень трудно. И маэстро в полной мере узнал, что такое нищета. Моцарт сочинял свои великие музыкальные произведения, чтобы прокормить семью, но денег катастрофически не хватало.
Слайд 7Творчество Моцарта поражает плодотворностью наряду с мастерством.
Знаменитейшие оперы «Женитьба Фигаро»,
«Дон-Жуан», «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками.
Слайд 8Известная месса «Реквием» Моцарта так и не была закончена до его
смерти. Моцарт умер в полной нищете, у его жены не было денег даже на похороны мужа. Великого композитора похоронили в общей могиле для бедняков. И место его захоронения не известно. ( музыка Реквием)
Слайд 9Драма жизни и творчества Моцарта, а также загадка его смерти стали
плодотворной темой для художников всех видов искусств. Моцарт стал героем многочисленных произведений литературы, драматургии и кинематографа. Все их перечислить невозможно — ниже приведены наиболее известные из них:
Драмы. Пьесы. Книги.
«Маленькие трагедии. Моцарт и Сальери.» — 1830, А.С. Пушкин, драма
«Моцарт на пути в Прагу». — Эдуард Мёрике, повесть
«Амадей». — Питер Шеффер, пьеса.
Высоко оцененную книгу о композиторе написал Г. В. Чичерин
«Несколько встреч с покойным господином Моцартом». — 2002«Несколько встреч с покойным господином Моцартом». — 2002, Э. Радзинский, историческое эссе.
«Убийство Моцарта». — 1970«Убийство Моцарта». — 1970 Вейс, Дэвид, роман
«Возвышенное и земное». — 1967«Возвышенное и земное». — 1967 Вейс, Дэвид, роман
«Старый повар». — К. Г. Паустовский
Слайд 10Гений Моцарта, его радостная, жизнеутверждающая музыка и, как контраст, трагическая жизнь,
привлекали многих писателей и художников
С. Пушкин создаёт гениальную трагедию в стихах
«Моцарт и Сальери», где выводит завистника Сальери отравителем Моцарта
Сальери портрет кисти Йозефа Малера
С лёгкой руки Пушкина имя Антонио Сальери в России стало нарицательным для обозначения завистливой посредственности, способной на любое коварство, вплоть до убийства.
Слайд 11А ныне - сам скажу – я ныне Завистник. Я завидую;
глубоко,
Мучительно завидую.
- О небо!
Где ж правота, когда священный дар,
Когда бессмертный гений - не в награду
Любви горящей, самоотверженья.
Трудов, усердия, молений послан -
А озаряет голову безумца,
Гуляки праздного?... О Моцарт, Моцарт
Слайд 12Гений Пушкина навеки сделал Сальери отравителем. С великой силой показал поэт
зависть:
Нет! не могу противиться я доле
Судьбе моей: я избран, чтоб его
Остановить - не то, мы все погибли,
Мы все, жрецы, служители музыки,
Не я один с моей глухою славой....
Что пользы, если Моцарт будет жив
И новой высоты еще достигнет?
Подымет ли он тем искусство? Нет;
Оно падет опять, как он исчезнет:
Наследника нам не оставит он.
Что пользы в нем?
Как некий херувим,
Он несколько занес нам песен райских,
Чтоб возмутив бескрылое желанье
В нас, чадах праха, после улететь!
Так улетай же! чем скорей, тем лучше.
Слайд 13Слух о том, что Сальери отравил Моцарта и якобы признался в
этом на смертном одре, был всего лишь одним из многочисленных слухов, порождённых ранней смертью Моцарта.
Не первым — непосредственно после смерти Моцарта молва называла его убийцами масоновНе первым — непосредственно после смерти Моцарта молва называла его убийцами масонов и ревнивого мужа одной из его учениц, — и не последним: подозрение в убийстве пало даже на жену МоцартаНе первым — непосредственно после смерти Моцарта молва называла его убийцами масонов и ревнивого мужа одной из его учениц, — и не последним: подозрение в убийстве пало даже на жену Моцарта и его ученика Ф. К. Зюсмайра. Слух, вдохновивший Пушкина, изначально не был подтверждён ничем, кроме ссылки на авторитет самого Сальери, будто бы признавшегося в убийстве, — хотя ни один человек этого признания не слышал.
Слайд 14К этой трагедии Пушкина часто обращаются художники, например Михаил Врубель.
Слайд 15Иллюстрация А. И. Кравченко к «Моцарту и Сальери»
Слайд 16 В наше время о Моцарте написано много книг и снято
несколько фильмов.
«Вселенная Моцарта» так называется одна из книг о жизни и
творчестве Моцарта. Поистине Моцарт создал целую вселенную своих произведений.
Слайд 17Оскароносный фильм « Амадей»
Иную трактовку
взаимоотношений двух композиторов дает зрителям
кинорежиссер Милош Форман — создатель фильма «Амадей»,
удостоенного пяти премий «Оскар»
Американской киноакадемии:
обезумевший старик Сальери, которого спасают после попытки самоубийства, на
исповеди рассказывает священнику о своих чувствах и переживаниях,
которые он испытывал, наблюдая за расцветом таланта Моцарта.
Слайд 181781 год. Антонио Сальери успешно справляется с обязанностями придворного композитора при
Императоре Иосифе II. Когда же при дворе появляется Моцарт, Сальери к своему ужасу обнаруживает, что божественный музыкальный дар, которым он так желает обладать (и был уверен, что обладает), оказывается был отпущен какому-то непристойному, проказливому шуту. Ослепленный завистью, он замышляет во что бы то ни стало уничтожить Моцарта...
Слайд 19Её рисунки рождались без эскизов, всегда рисовала враз, набело и она
никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
Слайд 20Д/З Прочитайте маленькую
трагедию «Моцарт и Сальери» А.Пушкина.
Рассмотрите иллюстрации М.
Врубеля и Нади Раушевой. Посмотрите фрагменты фильма «Амадей». Какие
особенности характеров Моцарта и Сальери раскрывают перед вами эти произведения?
• Какой опыт взаимоотношений между людьми вы приобретаете в результате знакомства с произведениями .
Нарисуйте сами иллюстрацию к этому произведению