Презентация, доклад на тему Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства (презентация)

Содержание

Кете КольвицКете Кольвиц (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград,– 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885—1886)

Слайд 1Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства.
Урок подготовила преподаватель ИЗО Тахтамукайской ДШИ Джасте

Саида Юрьевна
Творчество представителей прогрессивного реалистического искусства.Урок подготовила преподаватель ИЗО Тахтамукайской ДШИ Джасте Саида Юрьевна

Слайд 2Кете Кольвиц
Кете Кольвиц (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград,–

22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График и скульптор. Выросла в семье, причастной к рабочему движению и идеям социализма. Училась у К. Штауффер-Берна в Берлине (1885—1886) и у Л. Хертериха в Мюнхене (1888–1889). В 1927 посетила СССР. В 1919–33 профессор берлинской AX, изгнана оттуда фашистами. Творчество Кольвиц, посвященное немецкому пролетариату и его освободительной борьбе, – одна из вершин европейского революционного реалистического искусства.

К. Штауффер-Берн. Автопортрет

Автопортрет профессора Людвигафон Хертериха.

Кете КольвицКете Кольвиц (Kollwitz; урождённая Шмидт, Schmidt) (8.7.1867, Кенигсберг, ныне Калининград,– 22.4.1945, Морицбург, Саксония), немецкая художница. График

Слайд 3"Карманьола" Тяжелые раздумья превращаются в действие — восстание, возглавляемое женщинами, что

могут противопоставить оружейным залпам булыжники из мостовой…

Серия «Восстание ткачей»

Уже в ранних офортах и литографиях, обнаруживаются характерные для Кете драматическая напряжённость и психологическая насыщенность образов, динамичная композиция, светотеневые контрасты.
Серия «Восстание ткачей» (1897–98). В ней Кольвиц показала, как искусство может оказаться действенным политическим инструментом.
Восстания ткачей были первыми организованными выступлениями немецкого рабочего класса в период ранней индустриализации. Они начались ещё в конце 18-го века: восстания в Аугсбурге 1784/85 и 1794/95 годов. Но именно восстание в Силезии 1844 года стало  самым массовым. Оно было жестоко подавлено полицейскими мерами. Даже в конце 19-го века воспоминания об этом восстании достаточно пугали власть имущих, чтобы те запрещали даже память о нём.

«Выступление ткачей».

Трагедия матери, потерявшей ребенка, умершего от голода и все из-за того, что ручной труд ткачейникому не нужен, ибо на смену ему идут МАШИНЫ…

«У фабричных ворот»


Слайд 42. Цикл "Крестьянская война", "За точкой косы", офорт, 1905 г.
Цикл "Крестьянская

война",«Пахота» Пахари придавлены к Земле тяжестью работы, которую они, как волы, исполняют. Их лица — как у первобытных людей, потому что вся их жизнь сводится к беспросветному труду для прокорма семьи и платы налогов за право на существование.

Цикл "Крестьянская война", "Прорыв". Началось… С благословения Матери «недоразвившиеся, низкорослые, сухопарые, узкогрудые, жалкие люди с грязновато-бледным цветом лиц» поднялись.  

Цикл Крестьянская война», Решимость восставших безмерна, Столь же безмерна вера в справедливость возмездия. Они идут под стягами. Их косы превращены в оружия смерти. Они победят?

 3. "Поле битвы", из цикла "Крестьянская война", 1907 г.

Серия «Крестьянская война»

В 1902 году К. Кольвиц приступила к работе над циклом «Крестьянская война» (1903–08)
Эти серии представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме. В этих сериях с медленным нарастанием событий, героической кульминацией и скорбным, драматическим финалом, особенно в серии «Крестьянская война», Кольвиц поднимается до высокого трагизма и революционного пафоса.

2. Цикл

Слайд 5Между 1910-м и 1911 Кете разрабатывает тему матери с ребенком на

руках.

«Мать с мертвым ребенком»

Между 1910-м и 1911 Кете разрабатывает тему матери с ребенком на руках.«Мать с мертвым ребенком»

Слайд 6Первая мировая война
Первая мировая война 1914–1918 была воспринята Кете, потерявшей сына,

сквозь призму личной трагедии, что окрасило её творчество в мрачные, жертвенные тона (цикл гравюр на дереве «Война», 1922–23; «Родители» – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924–32).

«Родители» – памятник немецким солдатам во Владело, Бельгия, гранит, 1924–32

Вдова, 1922

Первая мировая войнаПервая мировая война 1914–1918 была воспринята Кете, потерявшей сына, сквозь призму личной трагедии, что окрасило

Слайд 7СТРАДАНИЯ ЛЮДЕЙ БЕСКОНЕЧНЫ И ВО ВРЕМЕНИ, И В ПРОСТРАНСТВЕ. ЗЛО БЕЗРАЗЛИЧНО К КОНКРЕТНОМУ: ОНО

АБСОЛЮТНО…

В остро эмоциональном восприятии ужасов войны и трагедий рабочих семей в городских трущобах (цикл литографий «Голод», 1924; цикл гравюр на дереве «Пролетариат», 1925) Кете в некоторой мере сближается с экспрессионизмом; при этом ведущую роль в её творчестве играют гуманистические общественные идеи, протест против гнёта, насилия и войны, призыв к единению трудящихся («Памяти К. Либкнехта», гравюра на дереве, 1919–20; плакаты, созданные в 1920-е гг. по поручению компартии Германии; литографии «Демонстрация», 1931, «Мы защищаем Советский Союз», 1931–32).

Цикл «Голод». Слова Гёте из «Вильгельма Мейстера»: «Семена посева не должны быть перемолоты» становятся основным содержанием её лучших работ всех последующих лет.

Из цикла гравюр на дереве «Пролетариат»

«Памяти Карла Либкнехта», гравюра на дереве, 1919–20

Плакат "Для Большого Берлина".

литография «Демонстрация»

литография «Мы защищаем Советский Союз», 1931–32

СТРАДАНИЯ ЛЮДЕЙ БЕСКОНЕЧНЫ И ВО ВРЕМЕНИ, И В ПРОСТРАНСТВЕ. ЗЛО БЕЗРАЗЛИЧНО К КОНКРЕТНОМУ: ОНО АБСОЛЮТНО…В остро эмоциональном

Слайд 8Творчество последних лет
Последние годы жизни Кете Кольвиц работала как скульптор.
С 1993

года в просторном помещении Нойе-Вахе по инициативе федерального канцлера Гельмута Коля установлена увеличенная копия скульптуры Кете Кольвиц «Мать с погибшим сыном» (также называемой «Пьета»). 

Берлин. Нойе-Вахе/ Здание бывшей гауптвахты. Мавзолей-памятник жертвам фашизма и милитаризма.

Кете Кольвиц «Мать с погибшим сыном»

«ПЬЕТА — ГОЛОС МОЛЧАНИЯ НАРОДОВ, ПРИНЕСЕННЫХ В ЖЕРТВУ» Ромен Роллан

Творчество последних летПоследние годы жизни Кете Кольвиц работала как скульптор.С 1993 года в просторном помещении Нойе-Вахе по

Слайд 9в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей от

гибели на полях войны.
Кете Кольвиц умерла 24 апреля 1945 года в добровольном изгнании в Морицбурге.

Мать, защищающая своих детей

Творчество последних лет

в 1942 создала в литографии героический образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны.Кете Кольвиц умерла

Слайд 10Рокуэлл Кент
Рокуэлл Кент (Kent) (21.6.1882, Тарритаун, шт. Нью-Йорк, – 13.3.1971,

Платсберг, там же), американский художник, писатель, общественный деятель. Учился живописи у Роберта Генри. Работал рыбаком, плотником, много путешествовал, жил на севере США, Ньюфаундленде, в Гренландии.

Роберт Генри

Рокуэлл Кент

Рокуэлл Кент Рокуэлл Кент (Kent) (21.6.1882, Тарритаун, шт. Нью-Йорк, – 13.3.1971, Платсберг, там же), американский художник, писатель,

Слайд 11Развивая традиции американского реалистического искусства, выполнил многочисленные картины, рисунки, гравюры, литографии,

ярко запечатлевшие суровую природу северных стран, жизнь простых людей — тружеников и борцов («Труженики моря», 1907; «Весенняя лихорадка», 1908).

«Труженики моря», 1907

«Весенняя лихорадка», 1908

Рокуэлл Кент

Развивая традиции американского реалистического искусства, выполнил многочисленные картины, рисунки, гравюры, литографии, ярко запечатлевшие суровую природу северных стран,

Слайд 12Иллюстрация к драме Гёте "Фауст". 1938 г. Рисунок пером
Вечная бдительность -

залог свободы! Литография

Автор антифашистских плакатов и карикатур.
Иллюстрировал произведения американских, западноевропейских, русских авторов и собственные книги.
Для творчества Кента характерны мужественная одухотворённость образов, чёткий, сильный рисунок, звучный колорит. В 1960 Кент подарил советскому народу свыше 900 своих произведений.

Рокуэлл Кент

Иллюстрация к драме Гёте

Слайд 13«Моби Дик»
В конце 1920-х дебютировал как книжный иллюстратор. Издательская фирма RR Donnelley пригласила Кента проиллюстрировать одну из

их книг. Живописец избрал «Моби Дик» Германа Мелвилла, роман, некое время присутствовавший в забвении, однако недавно  по — новой открытый критиками.
Книга с иллюстрациями Кента вышла в 1930 году. Иллюстрации Кента Рокуэлла к книге «Моби Дик».

Иллюстрация к книге Мельвиля "Моби Дик, или Белый Кит". 1929 г. Автоцинкография

«Моби Дик»В конце 1920-х дебютировал как книжный иллюстратор. Издательская фирма RR Donnelley пригласила Кента проиллюстрировать одну из их книг. Живописец избрал «Моби Дик» Германа Мелвилла, роман, некое время присутствовавший в забвении, однако недавно 

Слайд 14Рокуэл Кент - писатель
Как писатель Кент дебютировал в 1920 книгой об

Аляске «В диком краю» (рус. пер. 1965). В книге «Курс N by Е» (1930, рус. пер. 1962), «Саламина» (1935, рус. пер. 1962) и «Гренландский дневник» (1962, рус. пер. 1969), составляющих своеобразную «сагу о Гренландии», Кент ярко обрисовал труд и отдых эскимосов, дал замечательные описания Севера.
Рокуэл Кент - писательКак писатель Кент дебютировал в 1920 книгой об Аляске «В диком краю» (рус. пер.

Слайд 15Изображение этого грандиозного ландшафта зритель видит и на картине Кента «Ноябрь

в Северной Гренландии». На полотне — берег с домиками поселка Игдлорсуит, пролив с плывущими айсбергами и таинственные дальние края по ту сторону пролива. На первом плане темнеют сложенные из дерна домики, на крышах некоторых из них укреплены сани, у берега стоят приспособления для сушки каяков, между домами протоптаны тропинки. Присутствуют в картине и люди: направляющийся к берегу мужчина и входящая в дом женщина. Поселок эскимосов на картине Кента выглядит как темно-коричневая инкрустация на фоне ровно окрашенного, фосфоресцирующего в тени светло-голубого прибрежного снега.
По бирюзовой почти гладкой поверхности пролива плывут огромные айсберги. Светло-зеленые, голубые, холодные в тени и розовато-синие на свету льдины кажутся светлым узором на темном фоне воды. Форма каждой из них неповторима.

«Ноябрь в Северной Гренландии»

Изображение этого грандиозного ландшафта зритель видит и на картине Кента «Ноябрь в Северной Гренландии». На полотне —

Слайд 16Автобиографические сочинения Кента
Автобиографические сочинения Кента «Это моё собственное» (1940) и «Это

я, Господи» (1955, рус. пер. 1965) раскрывают широкую панораму общественной жизни США с конца 19 до середины 20 вв. Основная часть книги «О людях и горах» (1959) посвящена его впечатлениям от поездки по СССР в 1958.

Иллюстрация к книге Р. Кента "Это моё собственное" 1940 г. Рисунок пером

Автобиографические сочинения КентаАвтобиографические сочинения Кента «Это моё собственное» (1940) и «Это я, Господи» (1955, рус. пер. 1965)

Слайд 17Rockwell Kent Seal Hunter North Greenland
В 30-е гг. Кент выступал против угрозы

фашизма, участвовал в 1-м Всемирном конгрессе защиты мира (Париж – Прага, 1949), был одним из инициаторов и авторов исторического Стокгольмского воззвания (март 1950), делегатом Всемирного конгресса за всеобщее разоружение и мир (Москва, июль 1962). Член Всемирного Совета Мира (с 1955). Председатель Национального совета американо-советской дружбы (с 1957). Почётный член АХ СССР (1962). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1967).
Умер Рокуэлл Кент 13 марта 1971 года.
Те, кто знал этого всесторонне одаренного человека, в шутку говорили, что Рокуэлл Кент, наверное, не человек, а некая тайная организация. Ведь он был не только живописцем, монументалистом, иллюстратором, автором ксилографии, художником-шрифтовиком, керамистом, архитектором, но еще и поэтом, писателем, памфлетистом, исследователем далеких земель, моряком, лектором, государственным деятелем, фермером, который разводил датских коров, публицистом и философом.

Rockwell Kent    Hidlend

Rockwell Kent  Brewing Storm. Monhegan

Rockwell Kent  Young Spruces

Rockwell Kent  Mountain Landscape

Rockwell Kent  Vershina Assaynboyn

Rockwell Kent  Sunglare Alaska

Rockwell Kent Island Village. Coast of Maine Летний день. Асгор 

Rockwell Kent Asgaard

Rockwell Kent Seal Hunter North GreenlandВ 30-е гг. Кент выступал против угрозы фашизма, участвовал в 1-м Всемирном конгрессе

Слайд 18Франс Мазерель
Франс Мазерель, (30.7.1889 – 4.1.1972), бельгийский график и живописец. Учился

в АХ в Генте (1907–1908). С 1909 жил главным образом во Франции. Во время 1-й мировой войны 1914–1918 жил в Швейцарии, где присоединился к группе писателей-пацифистов во главе с Роменом Ролланом и создал цикл антивоенных газетных рисунков.
Используя близкие экспрессионизму и другим новым течениям 20 века художественные принципы (фантасмагоричность образов, гротеск, порой превращающий персонажи в маски, угловатый, геометризованный рисунок, динамическое построение композиции, резкий контраст чёрного и белого), а также литературную фабулу, язык традиционных символов и аллегорий, Мазерель создавал серии ксилографий («романы в картинах»), со стремительным, подобным смене кинокадров развитием сюжета.

Ж. Брюкер. Франц Мазерель в студии

Франс МазерельФранс Мазерель, (30.7.1889 – 4.1.1972), бельгийский график и живописец. Учился в АХ в Генте (1907–1908). С

Слайд 19«Мой часослов», 1919
Из серии «Идея, её рождение, её жизнь, её смерть».

1920. Гравюра на дереве

Из серии «Город». 1925. Гравюра на дереве

Графика Мазереля

Мазерель был увлечён эпосом жизни современного человека, захваченного социальной стихией города. Прослеживая духовный рост, судьбу своего героя, он раскрывал трагический конфликт всякой свободной идеи с буржуазным обществом, выражал своим творчеством сознательный политический протест против насилия и эксплуатации, стремился осознать место человека и связанных с его бытием гуманистических ценностей в современном мире («Крестный путь человека», 1918, «Мой часослов», 1919; «Идея, её рождение, её жизнь, её смерть», 1920; «Город», 1925; «Созидание», 1928; «Пляска смерти», 1941; «Юность», 1948, «Рабочий». 1949, «Прометей». 1954, «Новая армия». 1954).

Из цикла «Крестный путь человека», 1918

Бельгия. Ф. Мазерель. «Расстрел» (из цикла Крестный путь человека). Гравюра на дереве.

«Мой часослов», 1919

«Юность», 1948

Мазерель Ф. «Рабочий». 1949. Гравюра на дереве.

«Мой часослов», 1919Из серии «Идея, её рождение, её жизнь, её смерть». 1920. Гравюра на деревеИз серии «Город».

Слайд 20Мазерель известен также как иллюстратор произведений Ш. Де Костера, Р. Роллана

и других. Выполнял альбомы рисунков и акварели, писал пейзажи, портреты, жанровые композиции, работал для театра и кино. Искусство Мазереля оказало влияние на творчество многих европейских мастеров 1-й половины 20 века и сыграло большую роль в формировании новых образно-выразительных средств критического реализма.

Иллюстрации к «Легенде об Уленшпигеле» Ш. Де Костера

Иллюстрация к роману Р. Роллана «Жан Кристоф», 1940-е гг.

Автопортрет

Мозаика Франса Мазереля

Творчество Мазереля

Мазерель известен также как иллюстратор произведений Ш. Де Костера, Р. Роллана и других. Выполнял альбомы рисунков и

Слайд 21Альбер Марке
Альбер Марке (Marquet) (27.3.1875, Бордо, – 14.6.1947, Париж), французский живописец-пейзажист.

Член Французской коммунистической партии (вступил после 2-й мировой войны 1939–45). Учился в Школе изящных искусств в Париже (1895–98) у Г. Моро.
Альбер МаркеАльбер Марке (Marquet) (27.3.1875, Бордо, – 14.6.1947, Париж), французский живописец-пейзажист. Член Французской коммунистической партии (вступил после

Слайд 22Раннее творчество
В 1905–07 примыкал к фовизму, писал жизнерадостно-яркие, однако более спокойные,

чем у других фовистов, пейзажи («14 июля в Гавре», 1906) и портреты.

Афиши в Трувилле

Автопортрет

Понт-Нёф

Гавань в Ментоне

Лодки на берегу Испании

Раннее творчествоВ 1905–07 примыкал к фовизму, писал жизнерадостно-яркие, однако более спокойные, чем у других фовистов, пейзажи («14

Слайд 23После 1907 для работ Марке характерны лаконизм рисунка, ясная построенность композиции,

утончённость сочетаний мягких, приглушённо-сероватых красочных пятен. Его пейзажи (главным образом изображения реки в черте города, моря, портовых городов) отличаются уравновешенным настроением, сдержанной эмоциональностью («Гамбургский порт», 1909; «Мост Сен Мишель в Париже», 1912).

«Мост Сен Мишель в Париже», 1912

«Гамбургский порт», 1909

После 1907 для работ Марке характерны лаконизм рисунка, ясная построенность композиции, утончённость сочетаний мягких, приглушённо-сероватых красочных пятен.

Слайд 24Париж в творчестве Марке
Марке стремился к воплощению мира в его тонкой

чувствительной ощутимости, к передаче длительных и спокойных состояний природы, световоздушной среды («Дождливый день в Париже. Нотр-Дам»), впечатления широты пространства (достигавшегося обычно благодаря высокой точке зрения). Приглушенная пепельная тональность, передающая состояние влажной атмосферы, насыщается богатыми переливами перламутровых оттенков 

«Дождливый день в Париже. Нотр-Дам»

Площадь св. Троицы в Париже, около 1911 г.

Париж в творчестве МаркеМарке стремился к воплощению мира в его тонкой чувствительной ощутимости, к передаче длительных и

Слайд 25Путешествия и творчество
С конца 1900-х гг. Марке много путешествовал. Он работал

в разных местах Франции, неоднократно посещал Неаполь, Гамбург, Роттердам, Лондон, Венецию, Алжир, Тунис, Марокко, Испанию, Швейцарию, Норвегию, Румынию, в 1934 г. совершил поездку в Советский Союз.
В его видах портов и гаваней спокойная водная гладь наполнена опаловым свечением, а тонущие в дымке прибрежные постройки, суда, горные массивы создают замкнутое обрамление («Ла Рошель», 1920; «Поркероль», 1939).

«Ла Рошель», 1920

«Поркероль», 1939

«Бриз на острове Поркероль»

Путешествия и творчествоС конца 1900-х гг. Марке много путешествовал. Он работал в разных местах Франции, неоднократно посещал

Слайд 26Некоторые работы Марке 1920-х гг. сближаются с акварелью особой прозрачностью техники,

легкостью мазка, тонкостью цветовых градаций.
В период 1930-х гг. в творчестве Марке проявились романтические интонации: пейзажи ночного Парижа пронизаны беспокойными ритмами, динамикой вспыхивающих, фосфоресцирующих цветов («Ночной Париж», 1937, частное собрание).

«Ночной Париж», 1937

Некоторые работы Марке 1920-х гг. сближаются с акварелью особой прозрачностью техники, легкостью мазка, тонкостью цветовых градаций. В

Слайд 27В годы 1-й мировой войны он едет в Алжир. Жизнь в

Алжире помогла Альберу показать на своих холстах всю красоту палящего солнца. Путешествия способствовали созданию таких картин, как «Порт в Онфлере», «Лебединый остров. Эрбле», «Вид на Сиди-Бу-Саид», «Пальмовое дерево». Именно в Алжире он встретил свою будущую жену Марсель Мартине, с которой прожил в счастливом браке 26 лет.
Марке открыто осуждал фашизм, поэтому во время Второй мировой войны супругам пришлось перебраться из Парижа в Алжир. Годы оккупации Марке провел в Алжире. Вернулся он домой в 1945 году уже тяжело больным. Несколько перенесенных операций ненадолго помогли ему почувствовать себя лучше. Все это время Альбер не бросает свои труды, продолжая работать над новыми полотнами. Несмотря на заботу жены и усиленную борьбу с болезнью, 4 июня 1947 года художника не стало. Он ушел, но оставил после себя творения, полные жизни и особенного света.
Марке проявил себя как талантливый рисовальщик, иллюстратор, мастер акварельной живописи.

Марке Альбер Порт в Онфлере

Лебединый остров. Эрбле

Вид на Сиди-Бу-Саид

Сиди-Бу-Саид

Алжир, город с высоты

Пальмовое дерево

В годы 1-й мировой войны он едет в Алжир. Жизнь в Алжире помогла Альберу показать на своих

Слайд 28Ренато Гуттузо
Ярким представителем реалистической живописи является Ренато Гуттузо (р. 2.1.1912, Багерия,

Сицилия 18.1. 1987, Рим), итальянский живописец и график, общественный деятель, активный борец за мир. родился 2 января 1912 года в пригороде Палермо Багерии. Отец, Джоакино Гуттузо Фазуло, был землемером и сельским администратором. Первые уроки рисования Ренато получил у сельского мастера Эмилио Мурдоло, занимавшегося росписью повозок. Учась в лицее, Ренато посещал курсы художника-футуриста Пиппо Риццо.
На первой Куадриеннале (четырехгодичной выставке итальянских художников) к нему приходит небольшой успех – на две его картины обратила внимание критика.
В 1931 году девятнадцатилетний Ренато приехал из Сицилии в Рим, готовясь стать юристом, до этого он успел пройти курс классической филологии. В трудные годы фашистского режима начинался творческий путь художника. Инстинктивно чувствуя отвращение к салонному официальному искусству, Гуттузо примыкает к оппозиционной, демократически настроенной группе художников, создававших искусство искреннее, экспрессивное по живописному языку. Гуттузо принимает участие в создании антифашистского художественного журнала «Корренте» («Течение»), его рисунки публикуются в нескольких прогрессивных журналах.
Ренато ГуттузоЯрким представителем реалистической живописи является Ренато Гуттузо (р. 2.1.1912, Багерия, Сицилия 18.1. 1987, Рим), итальянский живописец

Слайд 29Социальны по теме или скрытой символике его ранние картины - «Расстрел

в открытом поле» (об убийстве Ф.Лорки; 1938) и большая историческая композиция «Бегство с Этны», в которой аллегорически повествует о социальной катастрофе своей родины. В этом произведении Гуттузо ищет стиль напряженного, экспрессивного реализма, он не боится деформации предметов и повышенной эмоциональной активности цвета.
Социальны по теме или скрытой символике его ранние картины - «Расстрел в открытом поле» (об убийстве Ф.Лорки;

Слайд 30Немецкая палка Италию не укротит
НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК. 1945. БУМАГА, ТУШЬ, ГУАШЬ.
Картина «Распятие»

(1940—1941) становится гимном погибшим героям-антифашистам, а серия акварелей «С нами Бог!» (1944-45), созданная под впечатлением расправы гитлеровцев над заложниками в Фоссе Адреатино, — обличительным документом против зверств нацизма, прославлением духовной стойкости его жертв. В 1950 году серия была отмечена Золотой медалью Всемирного Совета Мира.
В 1940 году Гуттузо вступил в подпольную в те годы Коммунистическую партию Италии. С 1943 года участвовал в движении Сопротивления, создавая антифашистские плакаты.

«Распятие»

«С нами Бог!» (1944-45)

Рисунок для листовки итальянского Сопротивления, 1944

Немецкая палка Италию не укротитНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК. 1945. БУМАГА, ТУШЬ, ГУАШЬ.Картина «Распятие» (1940—1941) становится гимном погибшим героям-антифашистам, а

Слайд 31С конца 40-х гг. Гуттузо вступает в период творческого расцвета. Переосмысляя

традиции ряда европейских художественных течений 19–20 вв. (романтизма, критического реализма, экспрессионизма, кубизма), он стремится к созданию современного реалистического искусства, откликающегося на животрепещущие социальные проблемы.
В 1945 году вместе с Перикле Фаззини, Антонио Корпора и несколькими другими художниками учреждает группу Нео-кубиста.
В первые послевоенные годы художник работает над известными сериями картин: «Прачки», «Швеи», «Возчики», «Рудокопы».

«Прачки»

«Швеи»

«Сицилийские возчики»

Углекоп,1947

С конца 40-х гг. Гуттузо вступает в период творческого расцвета. Переосмысляя традиции ряда европейских художественных течений 19–20

Слайд 32В 1946 году Гуттузо — один из руководителей группы «Новый фронт

искусств» (Fronte Nuovo delle Arti), которая объединяла художников различных направлений, провозгласивших своей целью создание новых художественных ценностей.
В 1948 году из-за разногласий между реалистами и абстракционистами объединение распалось. С Гуттузо остались художники, исповедующие реалистическую манеру изображения.
Осознавая, что борьба художественная неотделима от политической, художник часто выступает с речами, статьями в газете «Унита» и прогрессивных журналах. Но основным его оружием остается живопись. Сюжеты картин он берет из жизни, даже натюрморты составлены из орудий труда и повествуют о буднях. 

Натюрморт с клещами

Натюрморт «Корзины»

Натюрморт, 1947

В 1946 году Гуттузо — один из руководителей группы «Новый фронт искусств» (Fronte Nuovo delle Arti), которая

Слайд 33«Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии»
Работающие крестьяне
«Рабочие серных копий в Сицилии»,

1955

Гуттузо совершает поворот к искусству реалистическому, национальному и понятному трудящимся. Эти черты уже налицо в его картине «Батраки Калабрии». На Международной выставке в Венеции 1950 года он показал свою известную картину «Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии». К 1951 году относятся его «Крестьяне, собирающие картофель», «Вдова», многочисленные рисунки, изображающие типы итальянских крестьян.
В картине «Рабочие серных копий в Сицилии», (1955) Гуттузо показывает тяжесть труда рабочих, безрадостность их усилий.

Батраки Калабрии, 1949

«Занятие крестьянами пустующих земель в Сицилии»Работающие крестьяне«Рабочие серных копий в Сицилии», 1955Гуттузо совершает поворот к искусству реалистическому,

Слайд 34Кисти Гуттузо принадлежат портреты многих деятелей итальянской культуры, в том числе

Анны Маньяни, Альберто Моравиа.
В произведениях конца 40 – 60-х гг. Гуттузо воссоздаёт широкую и многогранную картину жизни капиталистической Италии, обнажая свойственные ей трагизм и остроту противоречий. В картинах «Человек, который ест спагетти» (1956), «Рокко с патефоном», (1960) и др. отражены разобщённость людей в буржуазном мире, нищета и бесправие народных масс, их мужественная борьба за социальное обновление.
Знаменитым стал герой его картин Рокко («Рокко у патефона» и «Портрет Рокко с сыном»). Он являл собой собирательный образ рабочего-южанина, переселившегося на север Италии в поисках работы, чуждого жизни большого города, одинокого и печального.

Портрет Анны Маньяни

Альберто Моравиа

«Рокко с патефоном», (1960)

Рокко с сыном

«Спагетти» 1956

Кисти Гуттузо принадлежат портреты многих деятелей итальянской культуры, в том числе Анны Маньяни, Альберто Моравиа. В произведениях

Слайд 35Старый рабочий, читающий газету, 1960
«Курильщик» (1958
«Дискуссия» 1960
В живописи Гуттузо тема «homo

legens» («Читающего человека») занимает важное место. Изображение газеты появляется в его живописи в начале 1940-х гг. – «У балкона». Тихое раннее утро в тесной квартирке в Багерии, ласковая синева неповторимого итальянского неба, силуэты домов в распахнутом окне. В центре композиции стол, заваленный бумагами и книгами, над которыми возвышается обязательный кофейник. За столом полуобнаженная женщина, вышедшая проводить мужа на работу (он в строгом костюме) и уснувшая, так и не дождавшись, когда он наконец закончит чтение. В руках у него газета. Движение фигуры экспрессивно, выражает предельную сосредоточенность. Гуттузо почувствовал – газету не только читают, но и держат по-особому: цепко и плотно; в нее погружаются с головой, жадно отыскивая ответы на какие-то безотлагательные вопросы.
Изображая газету, Гуттузо впервые использует прием, к которому будет обращаться и в дальнейшем: к живописи маслом добавляется коллаж, на еще непросохшую краску наклеиваются реальные кусочки газеты, названия, обрывки столбцов, придающие фактуре убедительную материальность, шероховатость, жизненность.
С конца 1950-х и в следующее десятилетие рождается цикл живописных и графических работ: «Старый рабочий, читающий газету» , «Курильщик» (1964), «Дискуссия» , «Человек читающий газету», в котором мотив «читающий газету» – именно газету – становится по-настоящему главной темой, осознается в пластическом аспекте, позволяющем соединять равно важные для Гуттузо слово и изображение.
Не случайно, что это осознание реализуется в наиболее личностно окрашенном жанре – автопортрете. В самом большом (два на три метра) «Автопортрете с Рокко» (второе название «Утро в мастерской») 1960 г. соединение человеческого и художнического темперамента достигает столь высокой степени концентрации, что происходит кристаллизация темы: газета становится и композиционным, и структурообразующим, и семантическим центром холста.

«У балкона» 1942

Автопортрет с Рокко (Утро в мастерской). 1960

Человек с газетой

Старый рабочий, читающий газету, 1960«Курильщик» (1958«Дискуссия» 1960В живописи Гуттузо тема «homo legens» («Читающего человека») занимает важное место.

Слайд 36На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди

на мосту Амиральо». Картина производит сильное впечатление своей суровой простотой.

«Гарибальди на мосту Амиральо»

На Международной выставке 1952 года Гуттузо выступил с большой композицией «Гарибальди на мосту Амиральо». Картина производит сильное

Слайд 37«Следующим шагом были картины 1953–1954 годов "Буги-вуги в Риме" и "Пляж"

(1955–1956), в которой Гуттузо проявил себя мастером композиции, – пишет В.В. Горяинов. – Гуттузо возвращается к многофигурной композиции в 1957 году, когда пишет первую картину из серии "Человек в толпе" "Уличный переход". Тема ее – одиночество человека в буржуазном городе. Гуттузо решает эту тему, акцентируя внимание зрителя на одном лице в толпе, остальные фигуры лишь намечены и даны в очень быстром движении, хорошо подчеркнутом линиями на мостовой. И только человек на первом плане вырван из общего движения, изолирован от него. Контраст состояний еще больше усиливает основную мысль произведения» (В.В. Горяинов).

"Буги-вуги в Риме"

"Пляж"

"Уличный переход"

Толпа

«Следующим шагом были картины 1953–1954 годов

Слайд 38Существенное место в его творчестве занимают пейзажи, чёткие по композиции, исполненные

строгого величия («Пейзаж в Калабрии», 1953: «3аход солнца в неаполитанской бухте», 1955), а также натюрморты, которым свойственны подчёркнутая простота предметов, неожиданная острота композиции, ощущение связи вещей с напряжённой трудовой жизнью человека («Корзина, клещи и молоток», 1951).

«Пейзаж в Калабрии», 1953

«3аход солнца в неаполитанской бухте», 1955

Существенное место в его творчестве занимают пейзажи, чёткие по композиции, исполненные строгого величия («Пейзаж в Калабрии», 1953:

Слайд 39Излюбленными темами художника являются митинги или судебные процессы, демонстрации трудящихся, глубочайшие

драмы, пережитые человечеством, уличные толпы и многолюдные пляжи.
«Рынок Вуччерия» (1974) Ренато Гуттузо проводил много времени за столом небольшого кафе в самом сердце рынка Вуччерия, где он искал вдохновение для этой картины. Полотно передаёт взаимодействие цветов и хаоса, в ней много планов, много пространства: разнообразие прилавков, люди практически создают атмосферу шума и беспорядка, её можно ощутить, можно почувствовать аромат рыбы, сыра, услышать крики торговцев.

Демонстрация

Похороны Тольятти

Афиши

Рынок Вуччирия

Кафе Греко, 1976

Выступлние Пальмиро Тольятти

Излюбленными темами художника являются митинги или судебные процессы, демонстрации трудящихся, глубочайшие драмы, пережитые человечеством, уличные толпы и

Слайд 40В поздних произведениях художника проступают влияния монтажных принципов поп-арта. Иной раз,

увлеченный мотивом переклички эпох, он вводит прямые цитаты из известных картин.
Умер Гуттузо 18 января 1987 года в Риме.

Караводжо «Мученичество святого Матфея»

Пикассо и его персонажи

Пабло Пикассо "Авиньонские девицы"

Изучение Марата Давида, 1962.

Ж.Л. Давид "Смерть Марата"

Ренато Гуттузо. «Портрет Пикассо».

Пабло Пикассо "Герника"

Триумф войны, 1966

В поздних произведениях художника проступают влияния монтажных принципов поп-арта. Иной раз, увлеченный мотивом переклички эпох, он вводит

Слайд 41Вилла Каттолика в городке Багерия
Коллекции Музея Ренато Гуттузо расположены в залах

величественной виллы Каттолика в городке Багерия, где художник появился на свет. 
Перед входом в музей стоит его, созданная в 1965 г., скульптурная композиция «Киоск» («L’edicola»). На фоне хаотического нагромождения геометрических плоскостей, в которых угадываются контуры журналов, сплошь покрывающих конструкцию обычного городского киоска, стоит человек, погрузившийся в чтение газеты. Она и является пластическим центром, истинным героем скульптуры – огромная, непослушная, бронзовая субстанция, словно трепещущая на ветру мятыми поверхностями трех слоев тонкой газетной бумаги.
Само включение в композицию изображения журнального киоска известный искусствовед Э. Криспольти связал с увлечением Гуттузо идеями поп-арта, который как раз в начале 1960-х приходит в Италию: «После кубизма, который был первой большой революцией в двадцатом веке, поп-арт стал для Гуттузо несомненным открытием, своего рода новым рождением реализма» . Но сам художник утверждал: «Если сказать по правде, поп-арт не является искусством в прямом смысле; прямому представлению реального предмета надо противопоставить его интеллектуальное и эстетическое осмысление».
Несомненно, что в полемике с поп-артом он то более, то менее интенсивно использовал коллажные приемы по всей поверхности холстов. Но столь же несомненно, что, раздвигая границы живописи «интеллектуально и эстетически», Ренато Гуттузо сохранял ту изначальную суть, которая позволяет ей всегда оставаться живым, пульсирующим аналогом постоянно меняющейся действительности.

Р. Гуттузо. Киоск. 1965. Бронза, окраска. 295×160×104

Вилла Каттолика в городке БагерияКоллекции Музея Ренато Гуттузо расположены в залах величественной виллы Каттолика в городке Багерия,

Слайд 42Вопросы для повторения
Чему посвящено творчество Кете Кольвиц?

Назовите серии Кольвиц которые

представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых условиях жизни, восстании и его разгроме?

Как была воспринята Кете Кольвиц Первая мировая война и какие произведения: цикл гравюр на дереве и памятник были посвящены этой трагедии?

Какому виду изобразительного искусства Кете Кольвиц посвятила последние годы своей жизни?

Какой героический образ в 1942 создала в литографии Кете Кольвиц?


немецкому пролетариату и его освободительной борьбе

«Восстание ткачей» и «Крестьянская война»

Первая мировая война была воспринята сквозь призму личной трагедии. Она создала цикл гравюр на дереве «Война» и памятник «Родители»

Скульптуре

образ матери, защищающей детей от гибели на полях войны

Вопросы для повторенияЧему посвящено творчество Кете Кольвиц? Назовите серии Кольвиц которые представляют собой развёрнутое повествование о невыносимых

Слайд 43Какой образ жизни вел американский художник Рокуэлл Кент?


Традиции какого искусства развивает

в своем творчестве Кент?

Кого запечатлели его рисунки, гравюры, картины?

Вопросы для повторения

живописцем, монументалистом, иллюстратором, автором ксилографии, художником-шрифтовиком, керамистом, архитектором, но еще и поэтом, писателем, памфлетистом, исследователем далеких земель, моряком, лектором, государственным деятелем, фермером, который разводил датских коров, публицистом и философом

американского реалистического искусства

жизнь простых людей — тружеников и борцов

Какой образ жизни вел американский художник Рокуэлл Кент?Традиции какого искусства развивает в своем творчестве Кент?Кого запечатлели его

Слайд 44Какие художественные принципы использовал в своем творчестве Франс Мазерель?



К какому течению

примыкал в начале своего творческого пути Альбер Марке?

Что обычно изображает Марке в своих пейзажах и каким настроением они отличаются?

Представителем какого направления в живописи является Гуттузо?


Вопросы для повторения

фантасмагоричность образов, гротеск, порой превращающий персонажи в маски, угловатый, геометризованный рисунок, динамическое построение композиции, резкий контраст чёрного и белого

к фовизму

Изображает реку в черте города, море, портовые города. Его пейзажи отличаются уравновешенным настроением

представителем реалистической живописи

Какие художественные принципы использовал в своем творчестве Франс Мазерель?К какому течению примыкал в начале своего творческого пути

Слайд 45Лидером какого объединения итал. художников в послевоенный период был Гуттузо?

Назовите серию

рисунков Гуттузо 1944–45 годов, удостоенную Золотой медали Мира Всемирного Совета Мира?


Что отражено в картинах «Занятие пустующих помещичьих земель крестьянами в Сицилии», «Буги-вуги в Риме», «Пляж», «Человек, который ест спагетти», «Дискуссия», «Рокко с патефоном», «Толпа»?

Что часто использует Гуттузо в целях усиления эмоционального воздействия своих работ?



«Новый фронт искусства»

«С нами бог!»

отражены разобщённость людей в буржуазном мире, нищета и бесправие народных масс

резкое, контрастное звучание цвета, драматическую выразительность острого, динамичного рисунка, обобщённую лепку объёмов

Вопросы для повторения

Лидером какого объединения итал. художников в послевоенный период был Гуттузо?Назовите серию рисунков Гуттузо 1944–45 годов, удостоенную Золотой

Слайд 46Источники
Орловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть.–М.: Просвещение, 1969;
Искусство стран и

народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон.–М.: СЭ, 1962, - С. 193, 484–500;
Малая история искусств: Искусство XX века. 1901 - 1945/ под ред. Н.В. Яворовской, А.М. Кантора, В.М. Полевого и др.–М.: Искусство, 1991.
http://gorod.tomsk.ru/index-1327818432.php
https://all-drawings.livejournal.com/172188.html
http://www.mif-medyza.ru/2016/11/19/в-молчании-перед-величием-правды/
https://persons-info.com/persons/MARKE_Albert
http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?categ=0&go=prev&journalid=3944113&jpostid=195662554
http://fb.ru/article/272422/marke-alber-biografiya-i-tvorchestvo-jivopistsa
https://www.liveinternet.ru/users/redmak/blog/page18.html
https://www.liveinternet.ru/community/yuri_kossagovsky/post198871167/
https://multiurok.ru/blog/rienato-guttuzo-ital-ianskii-khudozhnik-priedstavitiel-nieoriealizma.html
http://ohudognikah.ru/content/guttuzo
http://repin-book.ru/nt41-lenyashina-homo-legens-by-renato-guttuso.html

ИсточникиОрловский Г.И. Учитесь смотреть и видеть.–М.: Просвещение, 1969; Искусство стран и народов мира/ под ред. Б.В. Иогансон.–М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть