Презентация, доклад на тему Творческий проект Народное жилище

Содержание

Народное жилищеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 ст.Тверской Апшеронского района Творческий проект

Слайд 1Организация научно-исследовательской и поисковой деятельности
Автор :
Волненко Н.В. учитель ИЗО


и кубановедения

Апшеронский район, 2014 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 ст.Тверской Апшеронского района



«Особенности организации внеклассной работы по кубановедению»:

Организация  научно-исследовательской  и поисковой деятельности Автор : Волненко Н.В. учитель ИЗО и кубановедения

Слайд 2Народное жилище
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 ст.Тверской

Апшеронского района



Творческий проект

Народное жилищеМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 ст.Тверской Апшеронского района Творческий проект

Слайд 3Цель: выполнить макет убранства комнаты русской избы или кубанской хаты на

основе общей заготовки.

Задачи :
воспитывающая_ формирование интереса к прошлому нашего края, нашей Родины, эстетическое воспитание учащихся
развивающая_ развивать умение находить общее и различное в образном строе традиционного русского жилища и жилища кубанских казаков
обучающая научить создавать эскизы декоративного убранства русской крестьянской избы и хаты казаков, осваивать принципы декоративного обобщения в изображении

Цель:  выполнить макет убранства комнаты русской избы или кубанской хаты на основе общей заготовки.Задачи : воспитывающая_

Слайд 4Обоснованность выполнения проекта:
Актуальность данной разработки заключается в том, что в этом

году исполняется 220 лет со дня заселения Кубани первыми переселенцами, которые стали строить свои жилища, используя опыт строительства той местности, из которой они переселились;

Практическая значимость данной работы в том, что дети, проведя исследование, могут практически создать объёмный макет комнаты первых переселенцев, используя полученные в ходе исследования знания;

Новизна опыта заключается в том, что изучение строения и убранства комнаты переселенцев состояло либо в теоретическом изучении либо в выполнении рисунка, а теперь макет комнаты делается объёмным, что не только даёт более полное представление об устройстве, но и интересно по способу изготовления ;

Межпредметные связи в этом проекте:
Кубановедение, литература, история, ИЗО, технология.

Обоснованность выполнения проекта:Актуальность данной разработки заключается в том, что в этом году исполняется 220 лет со дня

Слайд 5Этапы проекта:

Исследовательский
Технологический
Заключительный

Этапы проекта:  Исследовательский Технологический Заключительный

Слайд 6Исследовательский этап
В проекте на основе проведенных исследований, поиска литературы и информации в

интернете, просмотра видеофильма «Атамань», собственных наблюдений, у учащихся формируется представление о традиционном народном русском и кубанском жилище.
В ходе самостоятельной работы ребята знакомятся с иллюстративным материалом по теме исследования.
Исследовательский этапВ проекте на основе проведенных исследований, поиска литературы и информации в интернете, просмотра видеофильма «Атамань», собственных

Слайд 7Погружение в проблему
1.Что мы узнали о внутреннем убранстве народного жилища? Раскройте

символическое значение образов в узорах и предметах быта. Каков содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы?
2.Чем отличаются убранства избы от убранства хаты?
3.Какую роль играло народное жилище в жизни человека?


Погружение в проблему1.Что мы узнали о внутреннем убранстве народного жилища? Раскройте символическое значение образов в узорах и

Слайд 8Исследовательский этап
«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно,

печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тела согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Изначально избой называлась отапливаемая часть дома.
Русская печь со временем приобрела массу удобных приспособлений. Например, шесток-полочку перед устьем (отверстием) печи, на котором хозяйка могла держать в тепле приготовленную пищу. На шестке в сторонку сгребали раскаленные угли для следующей растопки. В боковой стене печи делали неглубокие нишки-печурки, где обычно сушили мокрые рукавицы, лучину. Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата. Рядом - ступа с пестом и ручная мельница.
Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник -глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды. На полках вдоль стен располагалась нехитрая крестьянская посуда: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома.
Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари -корзин, лукошек, коробов.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла.


Исследовательский этап		«Догадлив крестьянин, на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома.

Слайд 9Исследовательский этап
Почетное место в избе - «красный угол» - находилось по

диагонали от печи. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада. Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.









Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась - стол, лавки, скамьи, сундуки, посудные полки - вот, пожалуй, и все. Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся семья.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали. Одежду хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами

Исследовательский этап Почетное место в избе - «красный угол» - находилось по диагонали

Слайд 10Исследовательский этап

Интерьер хат обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены украшали оружием и

конской сбруей, картинами с изображением военных сюжетов, семейными портретами, портретами казачьих атаманов и членов царской семьи. Под влиянием интерьера жилища горских народов Кавказа, в хатах лавки накрывались коврами, постель убиралась в стопу на видном месте.
   У более зажиточных казаков появляются «канапеи» («канапей», «канапейка») – деревянные, со спинками и локотниками диваны, которые иногда покрывали тканой полосатой материей или килимом. У казачьей аристократии имелось несколько диванов «берестового дерева под лаком» или крашенных, которые, по-видимому, помещались в гостевых комнатах (как в помещичьих усадьбах). Также у богатых казаков были голландские печи – «грубки» с кухонными плитами. 
     










Исследовательский этапИнтерьер хат обеспеченных казаков отличался подчеркнутой декоративностью. Стены украшали оружием и конской сбруей, картинами с изображением

Слайд 11Исследовательский этап
Зажиточные казаки имели в доме от двух до пяти сундуков различных

размеров: в одних хранилась исключительно женская и детская одежда, в других – мужская, отдельно дорогое оружие. В «глухом» углу помещалась кровать, рядом с которой стоял сундук с одеждой.  Поистине азиатская роскошь, пристрастие к дорогим восточным тканям, ярким цветам, блеску материи проявляется у казачьей войсковой аристократии в убранстве «парадной» кровати. Одеяла персидские, аладжевые, штофные, шелковые ярких расцветок, стеганые, на вате, ситцевые, контрастных тонов с разводами и цветами; ситцевые наволочки и холстяные простыни, вышитые шелком или заполочью, яркие персидские и украинские ковры с пышной растительно-цветочной орнаментацией создавали напряженную цветовую доминанту в контрасте с белой гладью стен, блеском золоченых рам, окладов икон, металлической посуды.
 
 










Исследовательский этапЗажиточные казаки имели в доме от двух до пяти сундуков различных размеров: в одних хранилась исключительно

Слайд 12 Технологический этап

Дети учатся изготавливать макет комнаты






ПРИМЕЧАНИЕ:
все вертикальные линии макета необходимо

разрезать канцелярским ножом, а все горизонтальные линии – согнуть.
Технологический этапДети учатся изготавливать макет комнатыПРИМЕЧАНИЕ: все вертикальные линии макета необходимо разрезать канцелярским  ножом, а

Слайд 13 Технологический этап

Дети учатся изготавливать макет комнаты

Технологический этапДети учатся изготавливать макет комнаты

Слайд 14Заключительный этап:

Защита проекта
Заключительный этап:               Защита

Слайд 15Рефлексия и критерии успеха работы над проектом:
-Достигнут конечный результат.
-Участники проекта способны

различать сходства и различия в убранстве народного жилища.
-Результат проекта может быть использован на уроках кубановедения, истории казачества, ИЗО.
-Результаты проектной деятельности учащихся афишированы на выставке детских работ и на школьном сайте.
-Получено удовольствие от своей деятельности.

Рефлексия и критерии успеха работы над проектом:-Достигнут конечный результат.-Участники проекта способны различать сходства и различия в убранстве

Слайд 16Литература
Ресурсы интернета;
Электронные книги «Тамань»; «Народное творчество»;
Учебник по искусству;
Костерин. «Учебное рисование»;
Творческое воображение

учителя.


ЛитератураРесурсы интернета;Электронные книги «Тамань»; «Народное творчество»;Учебник по искусству;Костерин. «Учебное рисование»;Творческое воображение учителя.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть