Слайд 1МОУ "СОШ №8 им. В.И.Курова
г. Новоузенска Саратовской области"
Учитель истории
и обществознания
Ишангалиева М.Ш.
Обычаи и традиции казахского народа
Слайд 2Содержание:
Введение
1)Обычаи и традиции казахского народа
2)Праздники казахского народа
3)Традиционная (старинная)кухня казахов
4)Свадебные традиции
5)Жилища
казахов
6)Заключение
7)Список литературы
Слайд 3Введение
Дети разных народов Земли, уже не один десяток лет живут
в мире и согласии, используя при совместном проживании одну территорию ,пользуясь её природными условиями и ресурсами. Но при этом каждый народ сохраняет свою самобытность, возрождает, развивает народные традиции, обычаи, промыслы.
Традиции и обычаи существуют у народов всего мира. В них отразились уклад жизни народа, его привычки, национальные особенности. Традиции также древни, как само человечество. Они носят исторический характер, ибо возникли и формировались в процессе трудовой и общественной деятельности людей, складываясь не по желанию отдельных лиц и групп, а имели под собой объективную основу. Традиции возникали как закономерное явление общественного развития и играли огромную роль в организации усилий рода и племени в борьбе с силами природы, в формировании лучших черт человеческой личности. Нарушение традиций в древние времена считалось недопустимым, и каралось неминуемым наказанием.
Традиции – это исторически сложившиеся устойчивые и наиболее обобщённые нормы и принципы общественных отношений людей, передаваемые из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения.
Обря́д — совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение. В своей работе мы решили отразить самые интересные традиции, обряды казахского народа, которые отложили отпечаток на наше воспитание и мировоззрение!
Задача нашего поколения сохранить и увековечить традиции наших предков.
Слайд 4Обычаи и традиции казахского народа
Обычаи - это также общепринятые исторически
сложившиеся в процессе эволюции правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни.
Одной из замечательных традиций прошлого, которая дошла до наших дней является гостеприимство, которое относится к общечеловеческим нормам и является положительной чертой цивилизованного общества. Так, казахи к приходу гостей готовят национальное блюдо из барана – бесбармак, его голова должна смотреть на достопочтенного гостя.
В большинстве стран, в том числе и Казахстане обычаем является уважение к старшим. Эта добрая традиция народа передаётся с другими прекрасными привычками и качествами народов. Так по этому обычаю детей с ранних лет приучают быть приветливыми, сдержанными и добропорядочными в отношении со старшими, а также запрещено грубо с ними говорить, прислушиваясь при этом к их мудрым советам.
Не покинула казахстанскую землю и такие древние мусульманские традиции как Ораза и Айт, которые действуют в определенное время года и обязательны для верующих мусульман.
Ораза – при наступлении этого праздника в мечети дают листок с датой, оповещающей с какое по какое число нужно держать пост, в течение которого запрещается употребление алкоголя, игра в азартные игры, чрезмерное питание. Пока держишь пост - кушаешь либо рано утром, либо поздно вечером.
Айт – при его наступлении обязательно надо звать гостей и готовить праздничное блюдо – щельпек – тонкие лепешки.
Богатейшая культура казахского народа сохранила множество традиций и обычаев, почитаемых и передаваемых из поколения в поколение на протяжении многих веков.
Слайд 7Праздники казахского народа
Наурыз – Новый год, который означает наступления кочевья и
перехода аула на новое более плодородное место, где они живут до наступления следующего года. Как и у других народов это день исполнения желаний и по традиции юрта должна быть убрана и накрыт большой стол со всевозможными блюдами.
Тусау кесу – традиция по которой старейшина недавнородившемуся ребенку завязывает ноги веревкой и водит вокруг собравшихся гостей. Через некоторое время ребенок сам становится на ноги и делает первые шаги. Всё действо сопровождается празднованием.
Слайд 8 Қонақасы– обычай, связанный с угощением гостя. Казахский народ издревле славился
своим гостеприимством, пришедших гостей всегда было принято угощать самыми лучшими блюдами
Шілдехана (шилдехана) - торжество, связанное с рождением ребенка. Проведение шильдекана связывали с поверьем, “согласно которому в три первые ночи духи могут похитить новорожденного, подменить его. Шумное веселье молодежи должно было отпугнуть их”.
Слайд 9Традиционная кухня казахов
Основные блюда являются мясными. Среди них особое место занимает
наиболее распространенное блюдо именуемое в казахском языке ет, что означает в переводе собственно мясо. Русские наименования блюда — мясо по-казахски, бешбармак (адаптация к казахскому языку — бесбармак). Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца, кишок и т. п. с картофелем), кеспе (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом), «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса), салма (суп из мясного бульона и теста от бесбармака или домашней лапши).Из рыбных блюд наиболее известен «коктал», который готовится из крупной рыбы (3-5 кг) с овощами путём горячего копчения в коктальнице.
Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина(каз. төрт түлiк мал) - «четыре вида скота». Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала, рек Сырдарья, Урал, Иртыш и других водоемов. В связи с кочевым образом жизни птицу не разводили, она присутствовала лишь в качестве дичи у охотников. Свинина не используется вообще, так как ислам не допускает его потребления.
Слайд 11Свадебные традиции
Казахская свадьба – это важный шаг в каждой семье
Казахстана. Отношение к браку своих детей в Казахстане очень серьезное, поэтому родители жениха выбирают невесту своему сыну задолго до достижения им совершеннолетия. Невеста должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к ней родителями жениха. Она должна быть из знатной и уважаемой семьи, с хорошей наследственностью. Молодожены не должны состоять в родстве до седьмого колена.
По старинному обычаю запрещался брак между мужчиной и женщиной, если они состоят в родстве. Также не позволялось заключать неравный брак. По правилам мужчина не должен был быть старше девушки больше чем на 25 лет, а женщина не должна была быть старше мужчины более чем на 8 лет. Если невесту одобряли, то родители жениха договаривались о встрече с родней невесты чтобы обсудить будущее детей и выразить желание стать сватьями.
По обычаю смотрин «кыз кору», дети именитых или высокопоставленных людей — жигиты, узнав, что в какой-либо деревне живет хорошая и красивая девушка, брали с собой своих друзей и отправлялись выбирать невесту. Очень четко это выражает старинная казахская пословица: «Как нет запрета пить кумыс, так и можно на девушек смотреть». Таких джигитов всегда старались принять с особыми почестями. В настоящее же время традиция смотрин в Казахстане практически утрачена. Сейчас молодые люди сами принимают решение о выборе своей второй половинки.
Слайд 12 Для казахов брак — это акт верности и любви. Для
осуществления обряда призывается мулла, перед которым ставится чашка с водой. Чашку накрывают платком. Все родные жениха и невесты собираются. Мулла читает молитвы, затем при всех собравшихся спрашивает о согласии юноши и девушки на вступление в брак. Если молодожены согласны, то их объявляют мужем и женой. На этом торжественная часть заканчивается, а казахская свадьба продолжается пышным банкетом.
Слайд 13Жилища казахов
Казахская юрта — кииз уй Более поздние по времени
бытования повозки-кюйме, служившие одновременно и дорожными жилищами, по всей вероятности, достались в наследство от тех времен.
Тем более описание кюйме, содержащееся в народных эпических поэмах, удивительно точно соответствует сведениям В. Рубрука и Ибн-Батуты. Однако дома на колесах скоро выходят из обихода и уже в XVIII—XIX веках основной формой переносного жилища казахов-кочевников становятся войлочные юрты. Изготовление каркаса юрты Казахская юрта — кииз уй относится к тюркскому (кыпчакскому) типу разборных решетчато-войлочных построек, «которая с точки зрения конструктивной не превзойдена ни одним из кочевых народов и является самым совершенным из переносных жилищ».
Слайд 14У казахов издревле была в почете белая юрта — ак уй,
считавшаяся символом достатка и благополучия. Она имела кереге 6—8, нередко и 12 штук в кругу, 140—150 уыков, вдвое больше, чем в обычной, т. е. темной юрте — кара уй. Ак уй покрывалась белым войлоком, обтягивалась в ее цилиндрической части циновками, а вверху, где к ней прикреплялись уыки, широкой ковровой полосой — баскур. Неизменными принадлежностями казахской юрты являлись всевозможные завязки и подвесные украшения — тангыш, шанырак-бау, аркан, уыкбау, желбау, аякбау и др.
Кос — жилище пастухов в отличие от обычной общепринятой юрты имел конусообразную форму за счет прямых жердей-уыков, воткнутых в землю и связанных вверху волосяной веревкой, продетой в отверстия на их концах. Жерди в данном случае выполняли функции и решетчатой стены — кереге и свода. По размерам и внутреннему убранству юрты можно было определить степень имущественного положения ее обитателей. У бедноты, например, были маленькие, тесные, иногда даже без шанырака трех-четырехстворчатые юрты.
Слайд 15Заключение
Традиции – это отражение сущности нации, показатель того, чем
она живет, о чем думает, во что верит. Казахские устои также не являются исключением из этого определения. Они веками складывались из казахского кочевого образа жизни и прошли сквозь время, пространство и все преграды, которые ставило перед ними время, и дошли до наших дней некоторые в своем неизменном, а некоторые и несколько деформированном состоянии.
Но сам факт того, что сегодня казахский народ помнит и чтит пусть не все, но все же большинство своих традиционных обрядов, является несомненным плюсом и для дальнейшего развития нации. Независимо от того, что люди имеют сейчас, то, что было завещано им предками, безусловно, стоит особого внимания иподробного изучения. Ведь не с пустого же места появились всевозможные верования, обряды и обычаи.
С традициями народ передает из поколения в поколение свои знания и наблюдения, а молодежь, черпая эти наблюдения, делает свои выводы и, естественно, начинает относиться к миру уже не как новорожденный птенец, а как бывалый орел, многое повидавший и многое испытавший на своем жизненном пути.
Слайд 16Список литературы
Жолдасбаев С. История Казахстана: Учебник для 10 классов естественно-математического
направления общеобразовательных школ.Алматы: издательство «мектеп», 2006-192 с., ил., карты.
Шаханова Н. Мир традиционной культуры казахов (этнографические очерки). - Алматы, 1998.
Жумашев Р.М. История Казахстана с древнейших времен до наших дней – Караганда, 2003