Презентация, доклад на тему Теория и методика изобразительной деятельности в ДОУ

Содержание

Изобразительная деятельностьЗанятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду во всех возрастных группах от 2 до 4 раз в неделю.Содержание занятий планируется воспитателем в соответствии с требованиями программы для данного возраста и с учетом знаний и

Слайд 1Тема: «Теория и методика изобразительной деятельности в ДОУ»

Воспитатель: Финагеева Светлана Георгиевна

Тема: «Теория и методика изобразительной деятельности в ДОУ»Воспитатель: Финагеева Светлана Георгиевна

Слайд 2Изобразительная деятельность
Занятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду во всех

возрастных группах от 2 до 4 раз в неделю.
Содержание занятий планируется воспитателем в соответствии с требованиями программы для данного возраста и с учетом знаний и изобразительных умений, которые имеются у детей.

Изобразительная деятельностьЗанятия по изобразительной деятельности проводятся в детском саду во всех возрастных группах от 2 до 4

Слайд 3Методы и приемы обучения изобразительному искусству

Методы и приемы обучения изобразительному искусству

Слайд 4Наглядные методы и приемы обучения
использование натуры, репродукции картин, образца и

других наглядных пособий
рассматривание отдельных предметов
показ воспитателем приемов изображения
показ детских работ в конце занятия, при их оценке
Наглядные методы и приемы обучения  использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий рассматривание отдельных

Слайд 5Словесные методы и приемы обучения
беседа - начало занятия, цель - вызвать

в памяти ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Краткая, но содержательная и эмоциональная, не более 3-5 минут чтобы представления и эмоции детей оживились, а творческое настроение не угасло.
указания воспитателя в начале и в процессе занятия - цель - объяснить тему работы и приемы ее выполнения. Должны быть очень краткими, четкими и ясными. Для проверки того, как дети поняли объяснение, воспитатель в средней и старшей группах может спросить кого-нибудь из них о последовательности и приемах выполнения работы. Такое словесное повторение задания способствует лучшему осознанию детьми своих действий. В младшей группе после объяснения и показа воспитателю следует напомнить, с чего надо начинать работу. В младшей группе применяются редко, т. к. детям трудно понять без участия чувственных анализаторов объяснение воспитателя.
использование словесного художественного образа способствует созданию творческого настроения, активной работе мысли, воображения. Во всех возрастных группах можно начать занятие с загадки, которая вызовет в сознании детей яркий образ предмета например: «Хвост с узорами, сапоги со шпорами...» отмечаются некоторые детали формы — красивый хвост, шпоры и повадка петуха, которые выделяют его среди других птиц. Словесный образ должен включать изобразительные моменты, показывать те черты предмета, которые связаны с его зрительным восприятием (цвет, форма, положение).


Словесные методы и приемы обучения беседа - начало занятия, цель - вызвать в памяти ранее воспринятые образы

Слайд 6Игровые приемы обучения
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к

наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок, тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра. Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения. В младшей группе - вслед за воспитателем сначала проводят рукой различные линии в воздухе, затем пальцем на бумаге, дополняя движения пояснениями: «Это бегает по дорожке мальчик», «Так бабушка мотает клубок» и т. д. В средней группе – рисование с натуры ( например, Плюшевый Медвежонок стучится в дверь и просит нарисовать его). В старшей группе – на прогулке дети могут рассматривать пейзаж, через самодельные фотоаппараты, «делать снимки», затем в группе «проявляют и печатают их», изображая воспринятое на рисунке.
Таким образом, выбор тех или иных методов и приемов зависит:
от содержания и задач, стоящих перед данным занятием, и от задач изобразительной деятельности;
от возраста детей и их развития;
от вида изобразительных материалов, с которыми действуют дети.


Игровые приемы обучения Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше

Слайд 7Типы занятий по изобразительной деятельности

Типы занятий по изобразительной деятельности

Слайд 8Организация занятий
Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня,

когда можно обеспечить хорошее освещение рабочих мест.
Процесс рисования, лепки связан с фиксированной статичной позой и ограниченными движениями, что вызывает быструю утомляемость детей.
В первой младшей группе занятия проводятся в течение 10—15 минут, во второй младшей, средней и старшей — 15—20 минут, в подготовительной группе — 20—25 минут.
Процесс работы над изображением связан с более или менее длительным пребыванием ребенка за столом, где его движения ограниченны. Поэтому важное значение приобретает вопрос о соблюдении правильной посадки за столом. Дошкольник должен сидеть прямо, не опираясь грудью о стол, оба предплечья должны лежать на столе, особенно во время рисования. Ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом.
Мебель в комнате для занятий необходимо подобрать в соответствии с ростом детей. Столы и стулья должны быть правильно расставлены по отношению к источнику света, на расстоянии от окон примерно полметра. При хорошем освещении улучшается острота зрения, т. е. способность четко различать форму, детали предмета на расстоянии. Лучшим освещением с медицинской точки зрения считается дневной солнечный свет, падающий с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу. Стулья расставляются так, чтобы дети при объяснении видели лицо воспитателя.

Организация занятий Занятия по изобразительной деятельности обычно проводятся в первой половине дня, когда можно обеспечить хорошее освещение

Слайд 9Подготовка к занятию
Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети

не будут быстро утомляться.
Подготовка к занятию начинается с составления плана.
При планировании занятий В. определяет, какая подготовительная работа должна быть проведена с детьми — наблюдения, беседа, чтение рассказа, знакомство с новой игрушкой и т. п.
Накануне занятия В. готовит необходимый материал для работы: замешивается глина, подготавливается бумага, вырезываются геометрические формы, точатся карандаши, проверяется состояние кистей и другого оборудования. Некоторые материалы готовятся в день занятия — клейстер для наклеивания форм, краска.
В групповой комнате перед началом занятия мебель должна быть расставлена на свои места, материал заранее подготовлен на столах, наведен порядок в игровом уголке.
В младших группах материал раскладывает В, иногда он просит детей отнести на стол карандаши, кисти, доски для лепки, тряпочки и т. п. Такая помощь создает у них определенный настрой, интерес к занятию.
В средней и старшей группах В. выставляет необходимый материал на отдельном столике, и дети четырех лет самостоятельно берут каждый для себя, а в группе, где дети пяти лет, это выполняют дежурные. В. учит детей, как рационально и красиво можно расставить принадлежности для работы на столе. Материал, находящийся в индивидуальном пользовании и хранящийся в столах детей (старшая, подготовительная группы), ребенок достает или в период подготовки к занятию, или в начале его.
Часть материала не следует выставлять сразу, чтобы не загромождать столы и не отвлекать внимание ребят. Например, клей при аппликационных работах в младшей группе ставится на столы после того, как дети разложат формы на листах и В. проверил правильность выполнения задания. Иногда не сразу раздается бумага для рисования, а лишь после объяснения приемов работы.
Обычно листы бумаги с подписанными именами детей заранее раскладываются на столах на постоянные места. Таблички с именами для обозначения работ по лепке или конструированию раздаются в конце занятия.
Одной из главных задач является создание творческой атмосферы и сохранение у детей до конца занятия интереса к работе. Поэтому не следует начинать занятие с дисциплинарных замечаний, добиваясь полной тишины. Нарушителями дисциплины бывают легковозбудимые, неуравновешенные дети, которых можно быстро успокоить, переключив их внимание на интересные объекты.

Подготовка к занятию Комната перед занятием должна быть хорошо проветрена, тогда дети не будут быстро утомляться.Подготовка к

Слайд 10Изобразительная деятельность вне занятий
Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной

деятельности может проходить по желанию детей в свободное от занятий время. Дети должны быть обеспечены необходимым материалом для работы вне занятий. В групповых комнатах в уголках или на полочках в шкафу должны храниться принадлежности для рисования, лепки, которыми дети могут свободно пользоваться. В младших группах такой уголок создается тогда, когда дети приобретут элементарные навыки в пользовании материалом. Правда, приходится ограничиваться карандашами, так как работа с краской и глиной сложна и требует постоянного контроля со стороны воспитателя. В средней группе к карандашам добавляется пластилин. Детям старших групп могут быть предоставлены все материалы, которыми они пользуются на занятиях, лишь с незначительными ограничениями. Так, вместо глины дается пластилин, вместо клея из крахмала — казеиновый или канцелярский. Природный и другой дополнительный материал хранятся в легкодоступных детям ящиках с отделениями. Всеми этими материалами дети пользуются в свободное от занятий время и берут его с разрешения воспитателя. В процессе работы воспитатель наблюдает за детьми, дает им советы, следит за тем, чтобы начатая работа была доведена до конца.

Изобразительная деятельность вне занятий Закрепление знаний, умений и навыков детей по изобразительной деятельности может проходить по желанию

Слайд 11Рисование
Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые

создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.  Рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения.

Рисование Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо

Слайд 12Рисование в детском саду

Рисование в детском саду

Слайд 13Предметное рисование - это рисование детьми отдельных предметов. Оно углубляет представления

детей о многообразии и эстетическое богатство предметного мира, формирует способность к зрительной оценки внешних признаков предмета, рисуя дети усваивают элементарные знания о средствах выразительности и технические приемы изображения, приобретают графических умений и навыков.

Сюжетное рисование - это рисование детьми отдельных сюжетов. В своих рисунках дети стремятся не только воссоздать окружающее, но и выразить свое отношение к нему. Главное в создании сюжетного рисунке это композиция, именно она определяет размещение основных структурных единиц рисунка в пространстве и времени. Согласно замыслу из композиции начинается работа над сюжетным рисунком.

Декоративное рисование в дошкольном учреждении - это рисование различных орнаментов с помощью гуашевых красок на плоскости бумаги и объемных изделиях из глины, папье-маше.

Предметное рисование - это рисование детьми отдельных предметов. Оно углубляет представления детей о многообразии и эстетическое богатство

Слайд 14Рисование в первой младшей группе
Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной

основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.
Следует обращать внимание детей на то, что карандаш, кисть, фломастер оставляют след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша, кистью. Воспитателю вместе с ребенком целесообразно рассматривать результаты действий карандашом, кистью, фломастером, проводить по нанесенным на бумагу линиям пальцами то одной, то другой руки, спрашивать, что это такое, на что похоже. При этом взрослому следует проявлять терпение и не настаивать на быстром ответе. Надо, чтобы ребенок постепенно осмыслил все это сам. Высказывания детей о том, кто и что нарисовал, следует поощрять, не подвергая сомнению. Важно побуждать детей к дополнению нарисованного и названного изображения, задавая вопросы типа «А где у рыбки хвостик?». Это вызовет у ребенка работу мысли, стремление придать рисунку сходство с предметом, дополнить изображение  известными ему деталями. По мере овладения рисованием карандашами можно давать детям краски и кисть. Одна из главных задач воспитателя – учить детей правильно держать карандаш, кисть, фломастер: тремя пальцами, не очень близко к заточенному концу или ворсу, не сжимая их сильно пальцами. Для ребенка это задача воспринимается как значимая лично для него: ребенок этого возраста хочет научиться все правильно, чтобы получилось красиво.

Рисование в первой младшей группеПрежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя

Слайд 15Рисование во второй младшей группе
Необходимо формировать умение слушать воспитателя, создавать изображение,

заданное им или придуманное самими, оценивать получившийся результат, радоваться ему.
    Для совершенствования изобразительных навыков следует продолжать развивать восприятие: учить выделять предмет из окружающей среды, обводить его руками (то одной, то другой) по контуру или обхватывать руками, чтобы почувствовать объем (это поможет познать форму предмета и передать ее в изображении).
   Дети осваивают процесс изображения предметов, имеющих линейный характер (цветные палочки, ниточки, дорожки), состоящих из сочетания линий (лесенка, заборчик, дерево, елочка), а также предметов круглой, прямоугольной, треугольной формы. Для этого нужно учить детей формообразующим движениям в рисовании: включать движение руки по контуру предмета при его восприятии, показывать и объяснять детям, что одним движением можно нарисовать предмет или все его части, имеющие одинаковую форму.
Успешное овладение изодеятельностью невозможно без развития мелкой мускулатуры пальцев. Детей нужно учить правильно держать карандаш и кисть, не напрягая мышцы, не сжимая пальцы рук, осуществлять движения руки с карандашом и кистью легко и свободно; правильно и аккуратно использовать все материалы при рисовании (учить набирать краску на кисть, обмакивая ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю , слегка коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок). Детей необходимо учить правильно сидеть, т.е. прямо, не сильно наклоняясь над листом бумаги, не упираясь грудью в край стола, правильно держать карандаш и кисть: между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы, не слишком близко к отточенному концу.В процессе занятия рисованием деятельность детей необходимо сопровождать потешками, песенками, загадками, музыкой. Это поможет развивать у них эмоциональную отзывчивость.

Рисование во второй младшей группеНеобходимо формировать умение слушать воспитателя, создавать изображение, заданное им или придуманное самими, оценивать

Слайд 16Рисование в средней группе
 У детей пятого года жизни следует развивать эстетическое

восприятие, эстетические образные представления, воображение, художественно-творческие способности, умение рассматривать предметы (в том числе с движениями рук по форме), называть форму, цвет (и его оттенки), величину (как предмета в целом, так и частей). Следует показать приемы аккуратного закрашивания рисунка красками и карандашами. Для этого можно использовать не только детские рисунки, но и специальные альбомы, в которых перед ребенком стоят такие задачи – дорисовать, раскрасить и самому что-то нарисовать. Чтобы научиться закрашивать красиво, ребенок должен понять: движения карандаша и кисти не могут быть беспорядочными, линии следует проводить в одном направлении – сверху вниз, слева направо или по косой.
    Сюжеты для рисования следует предлагать только с учетом имеющихся у детей впечатлений (что они видели интересного, что им читали, рассказывали, какие мультфильмы они смотрели и т.д.). Можно предлагать им рисовать то, что они сами захотят (по замыслу). При этом внимание детей надо обращать на расположение изображений на листе бумаги: внизу – полоска земли, травы, снега, воды, на всей поверхности листа – лесная полянка, море, снежное поле и т.д.
    Детей пятого года жизни необходимо приучать все изображения выполнять старательно, аккуратно, доводить начатое до конца, радоваться получившемуся результату.
    Детей необходимо продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, правильно пользоваться красками, карандашом (не нажимать сильно на карандаш, а увеличить нажим только для того, чтобы получить более яркий оттенок).

Рисование в средней группе У детей пятого года жизни следует развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение, художественно-творческие

Слайд 17Рисование в старшей группе
Взрослый должен научить ребенка детализировать все воспринимаемое, в

том числе движения, обращать внимание на положение частей предмета в пространстве. Для создания выразительных образов необходимо продолжать развивать восприятие цвета. Развитию чувства цвета способствуют декоративное рисование, изображение цветов, сказочных птиц, дворцов и др. В старшей группе внимание детей нужно обращать на то, что положение листа бумаги, на котором они создают рисунок должно соответствовать пропорциям изображаемого предмета: если предмет высокий, лист бумаги лучше расположить по вертикали, а если он вытянут в длину,  то лист следует расположить по горизонтали. Только так рисунок будет выглядеть красиво. Располагая изображение на листе, дети овладевают простейшими композиционными умениями: они уже могут располагать изображения в одной плоскости (на полосе внизу листа), однако гораздо сложнее, но и красивее расположить изображения по всему листу бумаги в два-три плана, с передачей перспективы. Чтобы дети научились  достаточно свободно изображать любые заинтересовавшие их предметы и явления в рисунке, их необходимо знакомить с разными приемами рисования, разными изобразительными материалами. Дети старшей группы при создании изображений используют приобретенные ранее различные умения рисовать кистью: широкие линии – всем ворсом, тонкие – концом кисти, мазки – прикладыванием кисти всем ворсом. Такие приемы можно применять как в предметном, так и декоративном рисовании. У детей важно вырабатывать такие качества рисовальных движений, как слитность (непрерывное движение при рисовании линий, тогда они получаются плавными), ритмичность (равномерное движение при рисовании одинаковых элементов узора, при закрашивании изображений и т.д.).
Рисование в старшей группеВзрослый должен научить ребенка детализировать все воспринимаемое, в том числе движения, обращать внимание на

Слайд 18Рисование в подготовительной группе
Дети седьмого года жизни на занятиях по рисованию

изображают предметы, сюжеты, пейзажи, создают декоративные композиции. При обучении передачи сюжета воспитатель обращает внимание детей на расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу (что ближе, что дальше), загораживание одного предмета другим, соотношение предметов по величине, цвету и т.д.
    В подготовительной к школе группе обучение детей техническим и изобразительным навыкам и умениям, от которых зависит качество изобразительных образов, а также положительное эмоциональное отношение к рисованию сохраняют свою важность. У детей закрепляют усвоенные ранее способы изображения, продолжают формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учат плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разных направлениях, учат осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами – при рисовании форм небольшого размера и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др.
    Воспитатель учит детей замечать красоту созданного изображения, т.е. форму, плавность, слитность, тонкость, изящность линий, ритмичность расположения линии и пятен, равномерность закрашивания рисунка, плавные переходы оттенков цвета, получившиеся при равномерном закрашивании и правильной регуляции нажима на карандаш.

Рисование в подготовительной группеДети седьмого года жизни на занятиях по рисованию изображают предметы, сюжеты, пейзажи, создают декоративные

Слайд 19 Спасибо за внимание !!!

Спасибо за внимание !!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть